Роль коммуникации в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Стоит отметить, что в условиях коренных изменений, происходящих в обществе, находящемся на этапе постиндустриального развития, в условиях быстро формирующегося информационного общества, происходящего в контексте глобализации, коммуникация в обществе является очень актуальным вопросом. Происходящая постоянная глобальная трансформация в информационно - коммуникативное общество сопровождается не только проникновением коммуникации во все сферы жизнедеятельности общества, возникновением и развитием качественно нового типа коммуникативных структур и процессов, но и глубоким переосмыслением коммуникативной природы социальной реальности, современных изменений в социально - коммуникативной сфере, места и роли коммуникаций в развитии общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. КОММУНИКАЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

1.1.Становление понятия «коммуникация» в социально-
гуманитарном знании 5
1.2. Виды и функции социальной коммуникации 10

2. СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ ХАРАКТЕРА И РОЛИ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ


2.1.Социокультурный исторический контекст развития коммуникативных процессов 18

2.2. Специфика коммуникативных процессов в информационном обществе 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Вложенные файлы: 1 файл

рольк коммуникации в обществе..docx

— 127.63 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования  и  науки  российской  федерации

 

Государственное  образовательное  учреждение  высшего  профессионального образования

 

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ  ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 


 

 

 

 

Кафедра культурологи и социальной коммуникации

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по  дисциплине  «Основа теории коммуникации»

 

на  тему  «Роль коммуникации в обществе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Работу  выполнила

студентка гр. З-11192                     _______________                    Быстрова М.Р.

подпись

                                                                            

 

 

 

Томск  2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                                        3 

 

1. КОММУНИКАЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ                                          

 

1.1.Становление понятия «коммуникация» в социально-

гуманитарном знании               5

1.2. Виды и функции социальной коммуникации         10

                                                                  

2. СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ ХАРАКТЕРА И РОЛИ     КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ   

 

 

2.1.Социокультурный  исторический контекст развития  коммуникативных процессов            18  

 

2.2. Специфика коммуникативных процессов в информационном обществе               23

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ               31 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ             32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Коммуникация является очень важным и неотъемлемым моментом

общественных  отношений. В понятии коммуникации речь идет в первую очередь об обмене между субъектами коммуникации, информацией различного рода. Следовательно, информация не может быть использована без коммуникаций. Еще у истоков социальности, образовании  общности, связь и взаимодействие,  как коммуникация, играла очень важную роль. Именно с этим прежде все связанна актуальность данной темы.

   Стоит отметить, что в условиях коренных изменений, происходящих в обществе, находящемся на этапе постиндустриального развития, в условиях быстро формирующегося информационного общества, происходящего в контексте глобализации, коммуникация в обществе является очень актуальным вопросом. Происходящая постоянная глобальная трансформация в информационно - коммуникативное общество сопровождается не только проникновением коммуникации во все сферы жизнедеятельности общества, возникновением и развитием качественно нового типа коммуникативных структур и процессов, но и глубоким переосмыслением коммуникативной природы социальной реальности, современных изменений в социально - коммуникативной сфере, места и роли коммуникаций в развитии общества.

В общественном развитии действует закон преемственности, а развитие общества и во многом зависит от того, насколько учитывается и приумножается социокультурный опыт, насколько в настоящем представлено прошлое и заложено будущее. Развитие общества, которое полно противоречий и кризисных явлении, возрастает значимость конструктивного, позитивно - ориентированного общения и взаимодействия, направленного на решение проблем, составляющих угрозу для каждого человека и общества в целом: нарастание природных и техногенных катастроф, расточительного использования жизненных ресурсов, терроризма и др.

В настоящее  время в после кризисный период эта общественная закономерность с большим трудом проявляет себя на практике. В современном мире  стали большую роль придавать технологиям и, следовательно, технологическому развитию коммуникаций. Но, к сожалению это прямо пропорционально влияет на межличностные связи, постоянные новшества в технологическом аспекте касаемо коммуникации, сокращает вербальные коммуникации, уменьшает потребность людей в непосредственном общении заменяя его весомым процентом «общения виртуального». В Корее, недавно ученые доказали, что среди молодежи пользующейся мобильными гаджетами, прогрессирует атрофирование правого полушария.А ведь достижение понимания людьми друг друга во многом выступает условием развития и общества и отдельного человека. Примером это может служить, то, что главы стран до сих пор устраивают конференции и личные встречи, с учетом того, что исход этих встреч зачастую уже заранее прописан.

Философы, социологи, политологи, психологи, признавали роль общества, общественных институтов в формировании личности, рассматривая ее как продукт социализации, и отмечали необходимость анализа обратного воздействия личности на жизнедеятельность общества, на его культуру.

В данной курсовой работе мы  обратим особое внимание на разработку, уточнение категории «коммуникация» в истории философии и современном познании, чтобы раскрыть ее сущность, содержание, способы функционирования, роль, которую она должна играть в разрешении противоречий, становлении и развитии общества и личности.

 

 

 

 

 

1. КОММУНИКАЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОГО    ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

1.1.Становление  понятия «коммуникация» в социально-

гуманитарном знании

Термин  «коммуникация», появившийся в научной литературе в начале XX века, используется в различных смыслах: коммуникация, как передача и прием информации включает в себя массовые процессы, связанные с отношениями на уровне общества, института, общности, группы; как межличностное общение, как средства сообщения (транспортные коммуникации) и способы распространения и приема информации (пресса, почта, кино, телефонная сеть, радио и телевизионные системы, интернет)1.

В качестве предпосылки становления теории коммуникации можно рассмотреть  философские мысли на различных этапах истории. В мифологическом мировоззрении проблема человеческого общения не выделялась как самостоятельная. Это было связано с тем, что на ранних стадиях развития общества человек не отделял себя от природы, не противопоставлял себя другим. Общность людей была не структурирована, а отдельный человек, выступал как ее неотъемлемая часть. В античной философии специфику человеческого бытия и отношений между людьми рассматривали софисты, Сократ, Платон и Аристотель и др. У софистов мы находим понятие риторики как искусство речи. Изучая публичную речь, софисты рассматривали ее в контексте массовых коммуникаций (если в современной интерпретации ). Горгий утверждал, что нет абсолютной истины и все относительно. И только слово абсолютно, так как оно автономно и не связано с бытием. С точки зрения философа, слово является носителем убеждения, верования и внушения, невзирая на его истинность или ложность. У Сократа человек - это существо, в первую очередь, моральное. Моральные качества существуют как общие для всех людей.

_____________________

 См.: Основы теории коммуникации. - М., 2003. -С. 91-116.

Именно они  делают человека добродетельным и способным  жить в обществе.            Чтобы ориентироваться в мире, человек должен познать себя, как общественное и нравственное существо. Два метода помогут осуществить процесс познания: диалектика, осуществляемая в форме диалога, и метод иронии, позволяющий выявить у собеседника его сущность. Это были первые подходы к рассмотрению технологии воздействия, в основе которой лежит искусство владения словом.

Христианство, по -новому рассмотрело проблему человеческих отношений и общения. Ее решение базировалось на основных религиозных догматах. Люди были равны перед Богом и зависели от него. С другой стороны, человек, созданный по образу и подобию Божьему, был господином природы и возвышался над всем сотворенным бытием. Но христианство ограничивало развитие индивидуальности и определяло специфику человеческих взаимоотношений. Во - первых, приоритет отдавался соборному (церковному), а не индивидуальному. Во - вторых, общение людей на основе принципа всеобщей любви, оказывался не столько целью, сколько средством, обеспечивающим возможность общения человека с Богом.

Возрождение и Новое время демонстифицируют понимание человеческого общения, основывая его на гуманистическом миросозерцании. Мыслители этой эпохи придали подлинную ценность его земному бытию, которое основано на развитых индивидуальных качествах и сознательном отношении к другим людям. В эпоху Просвещения понимание сущности человека и человеческих отношений основывалось на вере в природную доброту и разумность человека, в возможность создания общества, в котором будут царить свобода, равенство и братство.

На рубеже ХVIII-ХIХ в.в. в немецкой классической философии были разработаны категории, которые были принципиально важны для построения теории коммуникации. И, в первую очередь, категории «субъект» и «объект». Под субъектом понимался человек в его активно- познавательном отношении к окружающему объективному миру - объекту. И. Кант, продолжая и развивая традиции Нового времени, рассматривает субъект и объект в первую очередь в контексте гносеологических проблем. Он подчеркивает тесную связь субъекта и объекта: объективация предстает как определенный вид деятельности субъекта. Одним из признаков человека является склонность к общению с себе подобными, «ибо в таком состоянии он больше чувствует себя человеком, т.е. чувствует развитие своих природных задатков. Но ему также присуще сильное стремление уединяться (изолироваться), ибо он в тоже время находит в себе необщительное свойство - желание все сообразовать только со своим разумением, и поэтому ожидает отовсюду сопротивление, так как он по себе знает, что сам склонен сопротивляться другим»2. Именно это сопротивление дает толчок к развитию всех способностей и талантов, к тому, чтобы достичь высокого положения в обществе. И. Г. Фихте исходит из идеи изначального единства субъекта и объекта. Это нашло выражение в том, что Я предстает как «субъект - объект», а не как чистый субъект: «Я не в состоянии полагать себя иначе как так, что при этом оно будет определяться через не  - Я (без объекта нет субъекта). Поскольку он полагает себя как определенное. Вместе с тем оно полагает себя так же и как определяющее начало в не -  Я есть его собственный продукт (без субъекта нет объекта)»  «Человек предназначен для жизни в обществе; он должен жить в обществе; он не полный, законченный человек и противоречит самому себе, если он живет изолированно»3 .

Личностью, человек становится только в системе социальных связей. Личность определяет себя, определенным образом относясь к другой личности.

_____________________

Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Т.6. - С. 11.

3 Фихте И.Г. О назначении ученого // Антология мировой философии В 4-х т. Т.З — С. 240.

 

Эта связь  характеризует человека как существа социального и не могущего быть вне связи с другими, с обществом в целом идеи. Эта идея является базовой для понимания социальной функции коммуникации.

В XIX в. в  рамках философии прагматизма возникает семиотика - новое направление в исследовании коммуникации, которая уделяла особое внимание знаковой природе коммуникации, анализу свойств знаков и знаковых систем, которым придавалось важное значение. Ч. Пирс, который ввел понятие «семиотика», утверждал, что любая мысль - это знак, участвующий в природе языка. Коммуникация также имеет знаковую природу и невозможна без знаков. В любой коммуникативной ситуации можно выделить три части: знак (первый термин) в функции объекта (второй термин) и в отношении к интерпретатору (третий термин). Мышление носит языковой характер, а язык представляет собой совокупность знаков. В основе человеческого познания и понимания также лежит знак- язык, публичный по своей природе и выступающий в качестве средства общения.

Философия XX в. продолжила анализ проблемы коммуникации. Экзистенциализм раскрывал внутренний мир человеческой личности, изолированной  от общества. Социальная жизнь представляется в виде продолжения и расширения этого внутреннего мира, и кризис личности понимается, как кризис человеческого бытия вообще. По М. Хайдеггеру и Ж.П. Сартру экзистенция - есть бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность. А. Камю рассматривает общение индивидов не как «подлинное», а лишь как акт, в котором проявляется одиночество каждого человека. По его мнению, подлинное общение между людьми невозможно.  С точки зрения К. Ясперса, человек не может быть самим собой, не вступая в общение, и не может вступать в общение, не будучи уединенным, не будучи самостью. Таким образом, коммуникация, по К. Ясперсу, является универсальным   условием человеческого бытия.

На сегодняшний  день существует три методологических подхода к проблеме коммуникации. Первый основывается на классической позитивистской методологии субъект - объектных диспозиций. Коммуникативные технологии ставят задачу сконструировать желаемый образ определенного субъекта и социальные связи в системе. В плане управления здесь предполагается жесткий контроль за поведением системы и исключение всех ненужных взаимосвязей. Второй - неклассическая методология (ее автором является Ю. Хабермас), которая основывается на когнитивной модели субъектно- объектных отношений. Феноменологическая по своим истокам методология выделяет сферу интеракции (коммуникации) в качестве особого онтологического объекта. Третий, так называемый постнеоклассический подход, созданный Н. Луманом, сводит природу социального к субъектно-субъектным отношениям, т. е. к принципу интерсубъективности и исключает объективность.

 

 

1.2 Виды и функции социальной коммуникации 

 

Многообразие  сфер общественной жизни определяет множество предметов коммуникаций. Для исследователя становиться  очевидным, что типология или  просто классификация этих видов  будет неполной, если использовать отдельные показатели, ее необходимо производить по множественному критерию. С этим мы сталкиваемся в литературе, обнаруживая различные подходы. Ф. И. Шарков4   приводит следующие подходы к типологии коммуникации: по масштабам протекания (массовая, среднего уровня, локальная, внутригрупповая, межгрупповая, межличностная, внутриличностная); по способу установления и поддержания контакта (непосредственная и опосредованная); по инициативе субъекта (активная, пассивная);

_____________________

  4 Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс: Пер, с фр. - М. , 1996. - С.28.

Информация о работе Роль коммуникации в обществе