Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 23:19, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время, наверное, не существует человека, не пользующегося услугами ресторанов, баров, кафе. В данной сфере действует огромное количество организаций и индивидуальных предпринимателей, различающихся между собой по типам предприятий, по видам услуг, а также по масштабам своей деятельности: от мелких закусочных – до ресторанов класса люкс. Все эти заведения входят в так называемую систему общественного питания, которая должна подчиняться специальным правилам и соответствовать определенным требованиям. Следует заметить, что услуги общественного питания являются одним из видов предпринимательской деятельности, связанной с удовлетворением потребностей людей в питании и проведении досуга.
Комфортные условия в обеленных (торговых, банкетных) залах характеризуются наличием интерьера, обладающего определенной эстетикой, а также соблюдением требований к планировочному решению ресторанных помещений, их оборудованию, освещению, сервировке столов, музыкально-развлекательной программе заведения.
Создание атмосферы подлинного гостеприимства в предприятии ресторанного бизнеса должно исходить из основополагающего и незыблемого принципа о том, что клиент всегда прав, так как голосует за предоставленный сервис определенным количеством денег из своего кошелька. Между уровнем ресторанного сервиса и расходами клиента в ресторане существует прямая зависимость. Ресторатор ориентирует обслуживающий персонал предприятия ресторанного бизнеса быть вежливыми, внимательными, радушными и гостеприимными. Исключаются любые пререкания и словесная полемика между обслуживающим персоналом и посетителями предприятия ресторанного бизнеса. Подобные факты становятся предметом самого тщательного разбирательства со стороны ресторатора.
Дурная молва о ресторане формирует устойчивый стереотип предубеждений, уменьшает клиентскую базу предприятия ресторанного бизнеса и в конечном итоге может стать главной причиной его финансового краха.
Качество обслуживания имеет непосредственное влияние на финансовый результат предприятия ресторанного бизнеса, так как формирует устойчивый поток посетителей, желающих воспользоваться предлагаемыми услугами и насладиться уровнем предоставляемого сервиса.
С ростом культуры обслуживания растет клиентура, увеличивается товарооборот, повышается рентабельность, и снижаются издержки обращения предприятия ресторанного бизнеса.
Формы и методы обслуживания в ресторанном бизнесе диктуются конкретными обстоятельствами времени и места, а также технологией приготовления кулинарной продукции. Через формы и методы обслуживания складывается понятие ресторанного сервиса.
Различают обслуживание клиентуры в ресторанном бизнесе методом самообслуживания и с помощью официантов. Выбор метода обслуживания в каждом конкретном случае зависит от типа ресторанного заведения. Кроме того, по форме расчетов за отпускаемую кулинарную продукцию и напитки выделяют обслуживание за наличный расчет и путем безналичного перечисления (например, по кредитным картам международных платежных систем Viza, MasterCard, Drenner Club и др.). В отдельных случаях, особенно при банкетном обслуживании, при расчетах за отпускаемую кулинарную продукцию и напитки прибегают к денежным суррогатам — номерным талонам, талонам-билетам и т. п. (саморасчет). Самообслуживание характерно для ресторанов быстрого обслуживания, имеющих ограниченное стандартное меню.
Саморасчет может применяться при самообслуживании, а также при банкетах-фуршетах и банкетах по типу шведского стола. Обслуживание клиентов с помощью официантов (по установленной норме обслуживания) характеризует более высокий класс ресторана.
Экономические и социальные функции ресторанного бизнеса нельзя рассматривать изолированно друг от друга. Они тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. [13, 9-14]
Структура ресторанного рынка может быть охарактеризована в институциональном и территориальном аспектах.
Институциональный аспект ресторанного рынка — совокупность продавцов и покупателей, выступающих на нем.
К числу продавцов ресторанного рынка можно отнести рестораны, кафе, пиццерии, бары и т. д., поставщиков кухонного технологического оборудования и инвентаря, оптовых поставщиков продовольствия и напитков, вспомогательных расходных материалов и т. д. Покупателями, в основном, являются потребители ресторанных услуг, т. е. устойчивая клиентура ресторанов.
Кроме того, в институциональном аспекте могут быть выделены органы государственного надзора и регулирования ресторанного рынка, представленные СЭС, а также профессиональные ассоциации организаций по ресторанному бизнесу.
Территориальный аспект ресторанного рынка закрепляет его некие географические границы, в пределах города, района, области, иного территориального образования и страны в целом.
Можно выделить следующие хозяйствующие субъекты ресторанного рынка.
Ресторан — предприятие общественного питания, наделенное правами юридического лица, которое отличается высоким уровнем обслуживания посетителей в сочетании с организацией их отдыха во время трапезы (музыкально-развлекательная программа, танцы и т. д.).
В обеденных (банкетных, торговых) залах предусматриваются улучшенная сервировка стола, высокое качество приготовленных блюд и буфетной продукции, а также художественное оформление интерьера в определенном стиле. В зависимости от объема и состава предоставляемых услуг, места расположения и связанных с этим расходов определяется ценовая категория ресторана.
За рубежом ценовая категория ресторана устанавливается, как правило, национальной ассоциацией рестораторов, которой определяются максимально возможные уровни наценки на реализуемую продукцию и напитки. Клиенту предоставляется возможность ознакомиться с присвоенной категорией ресторану с помощью меню, которое в обязательном порядке вывешивается на самом видном месте при входе в ресторан. В советское время отечественные рестораны по уровню наценок на реализуемую продукцию и напитки относились к высшей, первой или второй категории.
В отдельных случаях класс люкс советского ресторана обозначался внекатегорийностью за повышенный уровень комфорта и широкую номенклатуру предоставляемых услуг. [13, 33-35]
На рисунке 1 графически отображена модель структуры ресторанного рынка:
Рис. 1. Модель структуры ресторанного рынка
На рисунке 1 наглядно показаны связи между существующими объектами в ресторанном бизнесе. Сплошными линиями указаны прямые взаимоотношения между объектами, пунктиром – косвенные. С помощью изображенной модели, читатель сможет убедиться в том, что ресторанный бизнес формируется в целой экономической среде называемой ресторанным рынком.
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБЩЕСВЕННОГО ПИТАНИЯ В Г.ТОЛЬЯТТИ
2.1. Динамика развитие общественного питания
В последние годы российский ресторанный бизнес стал привлекать все больше инвесторов из самых разных сфер бизнеса. Существующие сети также ищут средства для развития: в 2006 г. облигационные займы разместили только несколько сетей: "Росинтер Ресторантс", "Сбарро", "Чайная ложка".
Однако, ресторанный бизнес может таить много рисков для потенциальных инвесторов. Так, в России отсутствует серьезный рыночный опыт в ресторанной сфере, подкрепленный многолетними традициями, нет наработанной методологической базы, помогающий вести бизнес (например, не разработана подробная классификация заведений - вместо нее есть простейшее перечисление: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная). Неудивительно, что многие инвесторы рассматривают рестораны как своего рода "игрушки", которые, конечно, должны приносить деньги, но что еще важнее, не требуют большого внимания.
Начиная с 2008 года ситуация кардинально изменилась и ресторанный бизнес стал привлекать все больше инвесторов из самых разных сфер бизнеса. Это связано, прежде всего, с привлекательностью данного рынка в условиях экономического благополучия и огромными возможностями получения стабильной прибыли в течение всего времени существования ресторана. В Тольятти до сих пор недостаточно ресторанов для клиента среднего класса, который мог бы без лишних хлопот посетить такое заведение и потратить в нем в среднем 250 – 400 рублей на одного человека.
Сейчас эта ниша начинает развиваться за счет открытия демократичных заведений — кафе, кофеен и ресторанов фаст-фуд. Динамика роста элементов ресторанного бизнеса отображена на рисунке 3, на указанном выше рисунке можно увидеть круговую диаграмму, которая показывает количество всего существующих ресторанов, кафе, баров и других организаций ресторанного бизнеса в Самарской области.
Рис.3. Динамика роста организаций общественного питания
Значительную долю среди открывающихся ресторанов занимают японские «Суши-бары» и «Якитории». Распространенное в Тольятти несоответствие уровня предлагаемого рестораном сервиса и ценовой политики ресторана (особенно цен на меню), также является показателем пока еще низкой, хотя и возрастающей конкуренцией.
Большая часть тольяттинских
ресторанов расположена в
Отразим финансовое положение организаций общественного питания за последние несколько лет в виде графика, представленного на рисунке 4. [20]
Рис.4. Оборот ресторанных организаций
На графике изображена кривая роста доходов, измеряющихся в миллионах рублей в действующих ценах, которые приносит ресторанный бизнес. При помощи изображения можно сказать, что доходы растут, что делает ресторанный рынок популярным среди предпринимателей и бизнесменов.
Анализ сферы общественного питания г. Тольятти
При интенсивном росте ресторанного бизнеса увеличивается сеть различных его элементов (кофейни, кафе, рестораны, пабы и прочее). Рассматривая непосредственно город Тольятти выделяют среди функционирующих элементов ресторанного бизнеса, только сектор ресторанов. В нашем городе на самом деле крайне мало ресторанов в исконном его понимании, при изучении ресторанного рынка нашего города отобрали только тринадцать ресторанов, которые, на мой взгляд, наиболее соответствуют этому понятию, перечень этих ресторанов представлен в таблице 2:
Таблица 2
Статистика контрагентов в городе Тольятти
Название |
Адрес, телефон |
Часы работы |
Вид кухни |
Особенности ресторана |
Дополнительные виды услуг |
«Эгоист» [18] |
Ул. Голосова, 30а Тел.: 266-704 |
С 18.00 до 24.00 |
Русская кухня |
||
«Faustino» [8] |
Ул. Советская, 73а Тел.: 484 – 343 |
С 12.00 до 24.00 |
Балканская кухня |
Повар из Сербии |
Бильярд, живая музыка |
«IL Патио» [9] |
«Гуляй Центр ДК «СК» Тел.: 537 – 775 |
С 11.00 до 24.00 |
Смешенная кухня |
Главное блюдо итальянская пицца |
|
«James Cook» [14] |
Ул. Мира, 51 Тел.: 281 – 110 |
С 7.30 до 24.00 |
Кухня ориентирована на морские продукты |
Интерьер выполнен в морском стиле |
|
«La Rotonda»[7] |
Ул. Мира, 31а |
Итальянская кухня |
|||
«Амбар» [11] |
т/б «Волна», Комсомольское шоссе,28 Тел.: 489 – 694 |
С 14.00 до 02.00 |
Смешенная кухня |
Большой выбор травяных чаев |
«Во!Бла» [10] |
Б-р Кулибина,6 |
Итальянская кухня |
Итерьер представлен корабельной тематикой | ||
«Господинъ» [17] |
Ул. Жукова, 47 Тел.: 517 – 777 |
С 12.00 до последнего посетителя |
Русская кухня |
Большое количество антикварных предметов в интерьере |
Спорт-бар, классический паб, живая музыка |
«Жемчужина Жигулей» [16] |
Ул. Ленина, 44 Тел.: 283 – 529 |
С 11.00 до 23.00 |
Смешенная кухня |
В интерьере преобладает морская тематика, также ресторан украшен фарфоровыми куклами |
|
«Илья Муромец» [15] |
Новый проезд, 8 (рядом с офис-центром «Форум») Тел.: 720 - 575 |
Русская кухня |
Интерьер в старинном русском духе XVI века |
||
«Карл и Клара» [12] |
Ул. Карла Маркса, 50 Тел.: 289 – 988 |
С 7.45 до 23.00 (будни) и с 12.00 до 23.00 (выходные) |
Немецкая кухня |
||
«Поручик Голицын» [13] |
Ул.Автостроителей, 66 Тел.: 300 – 917 |
С 11.00 до 24.00 |
Смешенная кухня |
Расположение посадочных мест по принципу вагона-ресторана |
бар |
Приведенные в таблице рестораны как можно заметить ориентированы большей частью на итальянскую кухню, затем по приоритетам стоит русская кухня и не менее
распространена смешанная
2.2.Анализ структуры организаций общественного питания с помощью метода «Черный ящик»
Для определения всех этих качеств я выбрала один из ресторанов нашего города.
Для начала определим у выбранной социально-экономической системы характерные функции:
1. Продажа готовых блюд и
2. Место культурного отдыха;
3. Вложение денег;
4. Получение прибыли владельцем;
5. Реализация книг;
6. Государственный налог;
7. Повышение культуры города;
Информация о работе Системный анализ деятельности организации в сфере общественного питания