Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 14:51, курсовая работа
Краткое описание
Язык неразрывно связан с обществом, его культурой и людьми, которые живут и трудятся в обществе. Принадлежащий обществу язык и его использование каждым отдельным человеком – два разных, хотя и тесно взаимосвязанных явления: с одной стороны, это общественное явление, некая совокупность единиц, правила употребления которых хранятся в коллективном сознании носителей языка; с другой стороны, это индивидуальное использование какой-то части этой совокупности. Сказанное позволяет разграничивать два понятия – язык и речь. Язык и речь образуют единый феномен человеческого языка. Язык – это совокупность средств общения людей посредством обмена мыслями и правил употребления этих средств; язык как сущность находит свое проявление в речи.
Содержание
1.1 Введение…………………………………………………………………...2 1.2 Функции языка……………… ……………………………………………5 1.3 Функции речи……………………………………………………………...7 1.4 Заключение………………………………………………………………. 12 1.5 Список используемой литературы………………………………………13
Полноценное усвоение письма
и письменной речи тесно связано с уровнем
развития устной речи. В период овладения
устной речью у ребенка-дошкольника происходят
неосознанная обработка языкового материала,
накопление звуковых и морфологических
обобщений, которые создают готовность
к овладению письмом в школьном возрасте.
При недоразвитии речи, как правило, возникают
нарушения письма различной тяжести.
Внутренняя речь (речь “про себя”) - это речь,
лишенная звукового оформления и протекающая
с использованием языковых значений, но
вне коммуникативной функции; внутреннее
проговаривание. Внутренняя речь - это речь, не
выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая
процесс мышления конкретного человека.
Она отличается по своей структуре свернутостью,
отсутствием второстепенных членов предложения.
Внутренняя речь формируется
у ребенка на основе внешней и представляет
собой один из основных механизмов мышления.
Перевод внешней речи во внутреннюю наблюдается
у ребенка в возрасте около 3 лет, когда
он начинает рассуждать вслух и планировать
в речи свои действия. Постепенно такое
проговаривание редуцируется и начинает
протекать во внутренней речи.
С помощью внутренней речи осуществляется
процесс превращения мысли в речь и подготовка
речевого высказывания. Подготовка проходит
несколько стадий. Исходным для подготовки
каждого речевого высказывания является
мотив или замысел, который известен говорящему
лишь в самых общих чертах. Затем в процессе
превращения мысли в высказывание наступает
стадия внутренней речи, которая характеризуется
наличием семантических представлений,
отражающих наиболее существенное ее
содержание. Далее из большего числа потенциальных
смысловых связей выделяются самые необходимые
и происходит выбор соответствующих синтаксических
структур.
Внутренняя речь может характеризоваться
предикативностью. Предикативность
- характеристика
внутренней речи, выражающаяся в отсутствии
в ней слов, представляющих субъект (подлежащее),
и присутствии только слов, относящихся
к предикату (сказуемому).
Хотя все эти формы и виды речи
взаимосвязаны, их жизненное назначение
неодинаково. Внешняя речь, например, играет
основную роль средства общения, внутренняя
- средства мышления. Письменная речь чаще
всего выступает как способ запоминания
и сохранения информации, устная речь
– как средство передачи информации. Монолог
обслуживает процесс одностороннего,
а диалог - двустороннего обмена информацией.
Речь имеет свои свойства:
Содержательность
речи - это количество выраженных
в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность
и соответствие действительности.
Понятность речи - это синтаксически правильное
построение предложений, а также применение
в соответствующих местах пауз или выделения
слов с помощью логического ударения.
Выразительность
речи - это ее эмоциональная насыщенность,
богатство языковых средств, их разнообразие.
По своей выразительности она может быть
яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.
Действенность речи - это свойство речи, заключающееся
в ее влиянии на мысли, чувства и волю других
людей, на их убеждения и поведение.
Рис. 4. Свойства речи
Речь человека может быть сокращенной
и развернутой, как с понятийной, так и
с лингвистической точек зрения. В развернутом типе
речи говорящий использует все возможности
символического выражения смыслов, значений
и их оттенков, предоставленных языком.
Этот тип речи характеризуется большим
словарным запасом и богатством грамматических
форм, частым употреблением предлогов
для выражения логических, временных и
пространственных отношений, использованием
безличных и неопределенно-личных местоимений,
употреблением подходящих понятий, уточняющих
прилагательных и наречий для обозначения
того или иного специфического положения
дел, более выраженным синтаксическим
и грамматическим структурированием высказываний,
многочисленной подчинительной связью
компонентов предложения, свидетельствующей
о предвосхищающем планировании речи.
Сокращенное речевое высказывание достаточно для
понимания среди хорошо знакомых людей
и в знакомой обстановке. Однако оно затрудняет
выражение и восприятие более сложных,
абстрактных мыслей, связанных с тонкими
различениями и дифференциальным анализом
скрытых взаимосвязей. В случае теоретического
мышления человек чаще пользуется развернутой
речью.1
1.4 Заключение
Речь - это средство общения,
необходимое прежде всего для вовлечения
субъекта в социальную среду. Именно благодаря
речи формируются первые связи между матерью
и ребенком, устанавливаются основы социального
поведения в группе детей, и, наконец, именно
через речь и язык культурные традиции
в значительной степени влияют на наш
образ мыслей и действий.
Речь - это действительно важное
средство, к которому прибегает человек,
когда ему нужно разумно аргументировать
свое отношение к разным жизненным проблемам.
Однако это лишь второстепенная функция
речи. Только немногие люди занимаются
одним тем, что логически мыслят, а с помощью
речи лишь выдают результат своих размышлений.
Для большинства же речь - в основном способ
передавать информацию, размышлять над
жизненными явлениями и внутренними состояниями
или просто получать удовольствие от разговора.
В психологической науке речь
понимается как система используемых
человеком звуковых сигналов, письменных
знаков и символов для передачи информации;
процесс материализации мысли. Важно отличать
речь от языка. Их основное различие заключается
в следующем.
Язык - это система условных символов,
с помощью которых передаются сочетания
звуков, имеющие для людей определенные
значения и смысл. Если язык - объективная,
исторически сложившаяся система кодов,
предмет специальной науки - языкознания
(лингвистики), то речь является психологическим
процессом формирования и передачи мысли
средствами языка. Как психологический
процесс речь является предметом раздела
психологии, называемым "психолингвистикой".
Выделяются следующие признаки
речи:
выражает психологические особенности
отдельно взятого человека;
наиболее совершенная, присущая
человеку деятельность, передающая мысли
и чувства.
Речь также понимается как совокупность
произносимых или воспринимаемых звуков,
имеющих тот же смысл и то же звучание,
что и соответствующая им система письменных
знаков. Знак
- символ или объект, служащий заменителем
другого объекта.2
1.5 Список используемой
литературы:
1. Основы теории коммуникации
учебник Проф. М.А. Василика. 2003.- 615с.
2. Шарков Ф.И. Теория коммуникации
(базовый курс).
3.Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации
учебник для вузов.
4. Березин В.М. Массовая коммуникация:
сущность, каналы, действия