Цели и задачи дисциплины деловые коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 20:23, лекция

Краткое описание

Цель изучения дисциплины – ознакомиться с основными достижениями теории и практики в области деловых коммуникаций, показать необходимость использования их во всех сферах управления, освоить необходимые компетенции.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция 1.docx

— 18.45 Кб (Скачать файл)

Лекция 1

Михеева Мария Альбертовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента

Цели и задачи дисциплины деловые коммуникации

Цель изучения дисциплины – ознакомиться с основными достижениями теории и практики в области деловых коммуникаций, показать необходимость использования их во всех сферах управления, освоить необходимые компетенции.

Задачи:

  • Ознакомиться с теориями и концепциями коммуникаций
  • Сформировать представление о методах управления коммуникациями в организации
  • Анализ процессов деловых коммуникаций
  • Развитие навыков эффективных ДК
  • Разрешение коммуникационных конфликтов

Основные понятия ДК, ДК и ДО (деловые коммуникации и деловое общение)

  1. Основные понятия ДК
  2. Цели ДК
  3. ДК и ДО

Под информационной экономикой понимают экономику реального времени (?), уникальные специфические и невещественные ресурсы информационной экономики – информация и знания (интернет – экономика, цифровая экономика).

Основные отличительные черты:

  • Инфокоммуникационные технологии
  • Формирование новой коммуникационной среды и сетевой инфраструктуры
  • Использование в режиме реального времени информации и знаний

Информационная экономика включает в себя:

  1. Индустрию создания и использования новых информационных технологий и продуктов
  2. Телекоммуникационные услуги
  3. Электронный бизнес, электронные рынки, электронная коммерция и др.

Основные черты постиндустриального общества:

  • Ведущий сектор – сфера услуг
  • Изменение структуры экономики в сторону наукоемких отраслей
  • Нематериальные активы – базис экономики
  • Информация как источник стоимости
  • Направленность в будущее
  • Межличностная коммуникация
  • Ключевая роль научных исследований
  • Ведущая роль теоретических знаний
  • Приоритетная роль образования

Исторический аспект формирования теорий коммуникации изучить самостоятельно в виде подготовленных выступлений со слайдами (теории коммуникаций 20 века в рамках бихевиоризма, символического интеракционизма, экзистенциализма, персонализма, понимающей социологии, технологического детерминизма, трансцендентально – прагматического подхода), теории идеологии коммуникации (политика, социальные ценности и верования), критические теории  коммуникации, концепция МакКлюена и постмодернистский подход.

Все виды управленческой деятельности основаны на обмене информацией. Информация – это а) сообщение о чем – либо; б) сведения, которые являются объектом хранения, обработки и передачи; в) информация в кибернетике – это количественная мера устранения неопределенности, мера организации системы.

Современное развитие позволяет использовать понятие информация очень широко, с помощью цифровых сигналов можно изобразить цвет, звук, свет. В теории управления информация определяется как: 1) совокупность сведений об изменениях, совершающихся в любой системе, которая снижает степень неопределенности знаний о ходе процесса управления; 2) предмет, средства и продукт управленческой деятельности.

Коммуникации обеспечивают реализацию основных функций управления (планирования, организации, мотивации, контроля). Эффективные коммуникации – условие успешной работы любой организации.

В широком смысле коммуникации – это средства связи любых объектов,  процесс взаимодействия. Коммуникации как явление и процесс имеют множество определений (самостоятельно).

Коммуникации – это выстраивание связей по принципу «субъект - объект». Субъект передает информацию, а объект информацию получает, перерабатывает и действует в соответствие с ней.

Общение – это выстраивание связей по принципу «субъект - субъект». Партнеры по общению равно активны, процесс носит двунаправленный характер. Понятие общение трактуется более широко, выделяют три взаимосвязанные стороны: коммуникативная сторона – установка взаимодействия, интерактивная сторона – организация взаимодействия, персептивная сторона – процесс восприятия и установление взаимопонимания.

Коммуникационный процесс

  1. Понятие коммуникационного процесса
  2. Элементы коммуникационного процесса
  3. Этапы коммуникационного процесса

Процесс информационной деятельности представляет собой работу с социальной информацией и включает в себя создание информации, перевод ее из одной знаковой системы в другую, распространение информации, хранение информации, использование и разрушение информации.

Коммуникационный процесс – это взаимодействие между субъектами коммуникации, при котором осуществляется обмен информацией. Коммуникационный процесс состоит из 3 фаз: докоммуникативная фаза (изучение запросов и ожиданий), коммуникативная фаза (реализация потребностей в информации), послекоммуникативная фаза (использование информации потребителем).

Элементы коммуникационного процесса:

  • Отправитель – источник сообщения
  • Кодирование
  • Канал – передаточный механизм
  • Передача сигнала
  • Получатель – тот, кому адресовано сообщение
  • Прием и декодирование
  • Обратная связь
  • Помехи и барьеры

Этапы коммуникативного процесса:

  1. Посылка и кодирование
  2. Передача послания
  3. Получение послания
  4. Обратная связь

Исторические аспекты формирования теорий коммуникаций

До начала 20 века термин коммуникация употреблялся только в аспекте социального общения. В настоящее время понятие коммуникации имеет 3 основные интерпретации:

  1. Средство связи любых объектов материального и духовного мира. Коммуникация – своеобразный посредник между индивидуальной и общественно осознанной информацией.
  2. Общение, в процессе которого люди обмениваются информацией.
  3. Передача и массовый обмен информацией с целью воздействия на общество и его составные компоненты.

Основатель бихевиоризма – Уотсон – утверждал, что в основе коммуникаций лежит не язык как система, а сами речевые сигналы, манипулирование которыми дает возможность влиять на человека. Все общественные явления и процессы бихевиористы сводили к взаимодействию между стимулами и реакциями на них. Закон Уотсона гласит, что закрепление реакций осуществляется путем многократного повторения одних и тех же реакций на те же стимулы.

Символический интеракционизм (Мид, Шибутани) выстроен на понятие межиндивидульного взаимодействия. Социальная структура формируется в результате межличностного общения, поэтому процесс развития коммуникативных форм представляет собой социальное развитие.

Персонализм (Ясперс) трактует коммуникацию как внутреннюю «способность личности открывать в себе чувства другого». Ясперс верил в возможность общечеловеческой коммуникации в пространстве и времени. Его ученик, Хабермас, выдвинул концепцию взаимодействия людей с природой и межчеловеческого взаимодействия. 


Информация о работе Цели и задачи дисциплины деловые коммуникации