Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 20:23, лекция
Цель изучения дисциплины – ознакомиться с основными достижениями теории и практики в области деловых коммуникаций, показать необходимость использования их во всех сферах управления, освоить необходимые компетенции.
Лекция 1
Михеева Мария Альбертовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента
Цели и задачи дисциплины деловые коммуникации
Цель изучения дисциплины – ознакомиться с основными достижениями теории и практики в области деловых коммуникаций, показать необходимость использования их во всех сферах управления, освоить необходимые компетенции.
Задачи:
Основные понятия ДК, ДК и ДО (деловые коммуникации и деловое общение)
Под информационной экономикой понимают экономику реального времени (?), уникальные специфические и невещественные ресурсы информационной экономики – информация и знания (интернет – экономика, цифровая экономика).
Основные отличительные черты:
Информационная экономика включает в себя:
Основные черты постиндустриального общества:
Исторический аспект формирования теорий коммуникации изучить самостоятельно в виде подготовленных выступлений со слайдами (теории коммуникаций 20 века в рамках бихевиоризма, символического интеракционизма, экзистенциализма, персонализма, понимающей социологии, технологического детерминизма, трансцендентально – прагматического подхода), теории идеологии коммуникации (политика, социальные ценности и верования), критические теории коммуникации, концепция МакКлюена и постмодернистский подход.
Все виды управленческой деятельности основаны на обмене информацией. Информация – это а) сообщение о чем – либо; б) сведения, которые являются объектом хранения, обработки и передачи; в) информация в кибернетике – это количественная мера устранения неопределенности, мера организации системы.
Современное развитие позволяет использовать понятие информация очень широко, с помощью цифровых сигналов можно изобразить цвет, звук, свет. В теории управления информация определяется как: 1) совокупность сведений об изменениях, совершающихся в любой системе, которая снижает степень неопределенности знаний о ходе процесса управления; 2) предмет, средства и продукт управленческой деятельности.
Коммуникации обеспечивают реализацию основных функций управления (планирования, организации, мотивации, контроля). Эффективные коммуникации – условие успешной работы любой организации.
В широком смысле коммуникации – это средства связи любых объектов, процесс взаимодействия. Коммуникации как явление и процесс имеют множество определений (самостоятельно).
Коммуникации – это выстраивание связей по принципу «субъект - объект». Субъект передает информацию, а объект информацию получает, перерабатывает и действует в соответствие с ней.
Общение – это выстраивание связей по принципу «субъект - субъект». Партнеры по общению равно активны, процесс носит двунаправленный характер. Понятие общение трактуется более широко, выделяют три взаимосвязанные стороны: коммуникативная сторона – установка взаимодействия, интерактивная сторона – организация взаимодействия, персептивная сторона – процесс восприятия и установление взаимопонимания.
Коммуникационный процесс
Процесс информационной деятельности представляет собой работу с социальной информацией и включает в себя создание информации, перевод ее из одной знаковой системы в другую, распространение информации, хранение информации, использование и разрушение информации.
Коммуникационный процесс – это взаимодействие между субъектами коммуникации, при котором осуществляется обмен информацией. Коммуникационный процесс состоит из 3 фаз: докоммуникативная фаза (изучение запросов и ожиданий), коммуникативная фаза (реализация потребностей в информации), послекоммуникативная фаза (использование информации потребителем).
Элементы коммуникационного процесса:
Этапы коммуникативного процесса:
Исторические аспекты формирования теорий коммуникаций
До начала 20 века термин коммуникация употреблялся только в аспекте социального общения. В настоящее время понятие коммуникации имеет 3 основные интерпретации:
Основатель бихевиоризма – Уотсон – утверждал, что в основе коммуникаций лежит не язык как система, а сами речевые сигналы, манипулирование которыми дает возможность влиять на человека. Все общественные явления и процессы бихевиористы сводили к взаимодействию между стимулами и реакциями на них. Закон Уотсона гласит, что закрепление реакций осуществляется путем многократного повторения одних и тех же реакций на те же стимулы.
Символический интеракционизм (Мид, Шибутани) выстроен на понятие межиндивидульного взаимодействия. Социальная структура формируется в результате межличностного общения, поэтому процесс развития коммуникативных форм представляет собой социальное развитие.
Персонализм (Ясперс) трактует коммуникацию как внутреннюю «способность личности открывать в себе чувства другого». Ясперс верил в возможность общечеловеческой коммуникации в пространстве и времени. Его ученик, Хабермас, выдвинул концепцию взаимодействия людей с природой и межчеловеческого взаимодействия.
Информация о работе Цели и задачи дисциплины деловые коммуникации