Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 18:18, реферат
Акмеология - научная дисциплина, занимающаяся изучением:
- закономерностей самореализации творческих потенциалов зрелых людей в процессе созидательной деятельности на пути к высшим достижениям (вершинам);
- факторов, объективных и субъективных, содействующих и препятствующих достижению вершин;
- закономерностей обучения вершинам жизни и профессионализма в деятельности;
1. Определения Акмеологии………………………………………………………………3
2. Связи акмеологии с науками о человеке и обществе………………………………...4
3. Методологические проблемы взаимодействия акмеологии и психологии развития……………………………………………………………………………………7
4. Структура рефлексивно-акмеологического подхода к развитию профессионального мастерства…………………………………………………………………………………9
5.Список литературы……………………………………………………………………..11
рефлексия, которая обеспечивает
достижение высших ступеней мастерства
и преодоление шаблонных
Из сказанного можно сделать следующие выводы. Интенсивно развивающаяся в последнее время во взаимодействии с теорией управления, педагогикой и психологией акмеология существенно меняет акценты в сфере профессиональной подготовки и в системе непрерывного образования. При акмеологическом подходе доминирует проблематика развития творческих способностей профессионалов с учетом различных аспектов их подготовки и совершенствования.
Возрастной аспект исследования нацелен на диагностику задатков и способностей средствами педологии (изучающей детей и юношей), андрогогики взрослых (в том числе студентов и профессионалов) и геронтологии (ветеранов труда). Образовательный аспект - на диагностику и развитие знаний и умений в системе общего, профессионального и непрерывного образования.
Профессиональный аспект - на определение возможностей и результатов осуществления трудовой деятельности через выяснение профпригодности, психологической готовности к данному виду труда и степени социальной ответственности за его процесс и результаты. Креативный аспект - на определение затрачиваемых усилий и успешность их реализации путем выяснения уровня профессионализма, рефлексивно-инновационного потенциала его совершенствования до степени мастерства и оценки социальной значимости инноваций, полученных в процессе творчества. Рефлексивный аспект (связанный с самосознанием личности как развивающегося "Я" и пониманием партнеров по коммуникации в процессе трудовой деятельности) является системообразующим, обеспечивая оптимальное взаимосогласование выделенных акмеологических аспектов профессионализации человека.
Разработанные приемы индивидуальной, диалогической и групповой игрорефлексики позволяют развивать творческие способности учащихся, студентов и профессионалов в ситуациях как решения профессионально-творческих задач, так и применения интенсивно-игровых методов культивирования рефлексии.
Список литературы:
1. Байер И.В., Семенов И.Н.,
Степанов С.Ю. и др. Психолого-педагогические
технологии развития
2. Бодалев А.А.. Деркач А.А., Климов Е.А., Семенов И.Н., Суслова Е.А., Яблоком Е.А. Программа курса: общая и прикладная акмеология (для слушателей и аспирантов). М., 1994.
3. Деркач А.А., Кузьмина
Н.В. Акмеология - наука о путях
достижения вершин
4. Кузьмина Н.В., Зимичев А.П. Проблемы акмеологических наук. СПб., 1990.
5. Освальд В. Великие люди. СПб.. 1898.
6. Пэрна И.Я. Ритмы жизни и творчества. Петроград, 1925.
7. Пэрна И.Я. Жизнь человека (из дневниковых записей). СПб.. 1993.
Информация о работе Акмеология в профессиональном образовании