Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 22:50, реферат
Основой развития любого государства, гарантией его независимости, условием стабильности и эффективнос¬ти жизнедеятельности общества выступает экономика страны.
Экономика, политика и идеология — основные, взаимообусловливающие функционирование друг друга сфе¬ры жизни общества и государства, в которых концен¬трируются социально-политическая, духовная и мате¬риальная деятельность различных социальных субъектов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Белорусская экономика как основа государственной идеологии 4
2. Концептуальные основы формирования национальных моделей рыночных экономик и белорусской экономической модели 6
3. Особенности белорусской экономической модели развития 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
Список литературы 12
Основой развития любого государства, гарантией его независимости, условием стабильности и эффективности жизнедеятельности общества выступает экономика страны.
Экономика, политика и идеология — основные, взаимообусловливающие функционирование друг друга сферы жизни общества и государства, в которых концентрируются социально-политическая, духовная и материальная деятельность различных социальных субъектов.
Экономика как системное единство отношений производства, обмена, распределения и потребления воздействует на политику как прямо, так и косвенно, обусловливая общую направленность идеологии и социальный характер действующих политических институтов (в первую очередь государства), политических отношений и идеологических учреждений (организаций), а также способы и состав использования в политике материальных средств ее практического осуществления.
Взаимосвязь экономики и политики
проявляется и в том, что интегрированный
экономический интерес
Так же важны связи экономики и идеологии. Идеи, оторванные от экономических интересов, неизбежно оказываются нежизненными.
Это объясняется тем, что именно экономические интересы составляют основную движущую силу повседневной человеческой активности, направленной на такие объекты, которые оцениваются людьми как благо. Именно достижение блага чаще всего выступает в качестве цели активного действия индивида или социальной группы, отражаясь в их идеях, взглядах, ценностных ориентациях, т.е. в идеологических формах. Поэтому каждая более или менее развитая идеология имеет определенный экономический фундамент, возникает на нем и обслуживает в той или иной ситуации экономические интересы определенного социального класса, слоя либо всего общества в целом.
На основе переплетения экономических интересов, социальных установок и ценностных ориентации, доминирующих в обществе, строится теоретическое обобщение наиболее желательного и вероятного вектора развития Данного общества. Эта теоретическая конструкция преобразуется в определенную модель социально-экономического развития страны, которая составляет основу идеологической системы данной страны.
Формирование
белорусской модели социально ориентированной
рыночной экономики требует, прежде всего,
адекватного понимания ее как компонента
идеологии белорусского государства,
как важнейшей составляющей целостного
единства экономики-государства-
Что же такое экономика и какова ее роль в нашем государстве?
«Экономика – главная сфера общественной жизни, материальный фундамент общества, ее состояние, способность к постоянному развитию, самообновлению, внедрению достижений научно-технического прогресса прямо непосредственно влияет на развитие социальной, политической и духовной сфер жизни общества, на обеспечение его безопасности, основа стабильности общества» [2, 130].
Экономика – это особая сфера, которая связана с производством благ и услуг, с ведением национального хозяйства. Она обеспечивает материальную жизнеспособность общества, создает условия для развития человека и социума в целом.
«Уровень развития экономики определяет уровень и качество жизни народа, течение политических, социальных и экономических процессов, выступает базовой основой и важнейшим элементом при разработке идеологии государства» [1, 439].
Однако при всей своей
самодостаточности и
На современном этапе своего развития белорусское государство призвано обеспечить устойчивую жизнеспособность и эффективность национальной экономики, устойчивое социально-экономическое развитие. Его важнейшими задачами являются:
Поступательное развитие белорусской экономики находит свое отражение в идеологии белорусского государства, в четких идеологических ориентирах, представляющих собой систему целей развития нашей экономики, учитывающих политическую, экономическую, социальную, экологическую и технологическую ситуацию в республике.
Процесс формирования и развития социально ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь связан с процессами утверждения гражданского общества, политической демократии, правового государства. Он неотделим от современных решений в области политики, идеологии, социальной сферы.
В Республике Беларусь в процесс изменения всех сторон жизни общества, начавшегося после обретения страной государственной независимости, выработалось разделяемое всеми социальными слоями, группами и общественными движениями (организациями) представление о необходимости становления и развития социально ориентированной рыночной экономики. Выбор именно таких изменений обусловил и конструирование теоретической модели социально-экономического развития страны.
«Теоретическая модель социально-экономического развития страны пред-ставляет собой совокупность принципов, целей, элементов и требований, предъ-являемых к системе народного хозяйства и к социальной сфере общества, к его социальной и институциональной структуре, к эффективности функционирова-ния, властно-управленческой организации, к качеству жизни населения» [3, 262].
Следует
подчеркнуть, что каждая страна формирует
собственную, рассчитанную на свои особенности
модель национального социально-
Вместе с тем, выработка теоретических основ формирования белорусской модели социально-экономического развития потребовала изучения и обобщения зарубежного опыта функционирования рыночной экономики, сложившихся в мировой практике моделей рыночной экономики, их характеристик и возможностей использования в условиях белорусской экономики.
Как показывает опыт экономически развитых стран, их модели формировались в рамках общей рыночной идеологии и под влиянием политических и социальных идей либералов, консерваторов, социалистов, марксистов, коммунистов, которые отражались в моделях рыночных экономик в их многочисленных переплетениях и модификациях. Можно сказать, что современные модели рыночной экономики являются результатом трансформации политических, экономических и социальных институтов послевоенного капитализма в направлении создания социально ориентированного, экономически эффективного варианта смешанной экономики [1, 447]. При этом ни одна модель не повторяет другую, имеет свои собственные отличия. Сегодня можно выделить различные модели рыночной экономики, например, либеральную, социал-демократическую, социально ориентированную.
Идеи развития либеральной модели основаны на абсолютном преобладании частной собственности, максимальной свободе субъектов рынка, ограниченных масштабах государственного регулирования экономики, невысоких долей госбюджета в ВВП и социального обеспечения в структуре государственных расходов.
Характерными чертами социально-демократических моделей являются: предельная социализация, какая только возможна в условиях рыночной экономики; высокая доля государственного сектора, в котором преобладают объекты социального назначения; высокая, превышающая 50%, доля государственного бюджета в ВВП; финансирование за счет средств госбюджета развития социальной сферы; регулирование уровня безработицы, дифференциации населения по уровню доходов, трудовых отношений на национальном уровне; развитая система производственной демократии.
Социально-ориентированные модели отличаются высокой долей государственной собственности, широкими масштабами государственного регулирования, государственной поддержкой малого и среднего бизнеса, высокой долей госбюджета в ВВП, развитой системой социальной поддержки, наличием института производственной демократии. В завершенном виде модель социально ориентированной рыночной экономики позволяет сочетать свободную частную инициативу, конкуренцию с активной ролью государства, эффективность с высоким уровнем социальной защиты населения.
Следует отметить, что
на современном этапе наблюдается
тенденция к некоторой
На сегодняшний день нет универсальной модели экономики. Это объясняется целым рядом обстоятельств: специфическими условиями развития каждой страны; особенностями ее хозяйственной жизни; структурой экономики, территориального размещения стран, наличием и структурой ресурсного потенциала, национальными традициями, менталитетом народа и др.
Отсюда следует вывод, что практически невозможно перенести даже самую привлекательную модель на экономику другой страны.
Основными отличиями моделей рыночных экономик являются:
Основываясь на
зарубежном опыте, используя
Концептуальными основами белорусской модели выступают: плюрализм форм собственности; значительная степень участия государства в обеспечении эффективности функционирования экономики, регулировании доходов населения; занятости; формировании условий, обеспечивающих удовлетворение целого ряда социально значимых потребностей всего населения. При этом учитываются ресурсный потенциал страны, структура, состояние и тенденции развития нашей экономики, а также геополитические, географические, социальные, демографические экологические и другие особенности республики.
Стержнем формирования белорусской экономической модели является человек, выступающий как многосторонняя личность, как начало и конец экономической системы, ее цель и средство.
Впервые четкую формулировку основных особенностей белорусской модели социально-экономического развития страны дал Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в своем выступлении в марте 2002 г. на заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов.
Основные особенности белорусской модели социально-экономического развития страны:
1. Построение и развитие сильной и эффективной государственной власти.
Только сильная государственная власть способна выступить против утверждения олигархического беспредела и разграбления народных богатств, не допустить разрушения национальной экономики, прорыва криминала к рычагам системы управления.
Только такая власть создает предпосылки и условия для обеспечения социальной справедливости, общественного порядка и политической стабильности, способна обеспечить последовательное повышение уровня жизни, достижение высокого стандарта благосостояния населения, оказывая регулирующее влияние на экономику, на развитие рыночных отношений. Только сильная и эффективная власть может обеспечить верховенство закона в стране и ее национальную безопасность, территориальную целостность и суверенитет страны, ее системную, интегративную безопасность - политическую, экономическую, продовольственную, экологическую, информационную.
Государственная власть исходя из критериев общественного блага может и должна: не допускать нарушения норм и правил поведения на рынке; определять общие условия эффективного хозяйствования, темпы экономического роста; поддерживать оптимальную структуру производства, равномерное социально-экономическое развитие регионов; предотвращать криминализацию хозяйственной деятельности внутри страны, расслоение общества, стремление развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать складывающуюся в республике ситуацию в своих экономических и политических целях.
2. Равноправное функционирование частного и государственного сектора экономики. При этом частный сектор может и должен развиваться наряду с государственным. Следует отметить, что практически в любой стране государственный сектор играет важнейшую роль в жизнедеятельности общества, в функционировании экономики. В условиях рыночных отношений государственный сектор необходим там и в той мере, где рыночный механизм не может, не хочет, либо недостаточно быстро и эффективно решает общие и частные социально-экономические проблемы. Он используется как инструмент для решения широкого спектра социально-экономических задач.