Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 20:50, доклад
Вернадский Владимир Иванович (1863—1945), российский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель. Основоположник комплекса современных наук о Земле — геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии и др. Создатель многих научных школ. Академик АН СССР (1925; академик Петербургской АН с 1912; академик Российской АН с 1917), первый президент АН Украины (1919). В центре его естественнонаучных и философских интересов — разработка целостного учения о биосфере, живом веществе (организующем земную оболочку) и эволюции биосферы в ноосферу, в которой человеческий разум и деятельность, научная мысль становятся определяющим фактором развития, мощной силой, сравнимой по своему воздействию на природу с геологическими процессами.
ВЕРНА́ДСКИЙ Владимир Иванович
(1863—1945), российский естествоиспытатель,
мыслитель и общественный деятель. Основоположник
комплекса современных наук о Земле —
геохимии, биогеохимии, радиогеологии,
гидрогеологии и др. Создатель многих научных
школ. Академик АН СССР (1925; академик Петербургской
АН с 1912; академик Российской АН с 1917), первый
президент АН Украины (1919). Профессор Московского
университета (в 1898—1911), ушел в отставку
в знак протеста против притеснений студенчества.
Идеи Вернадского сыграли выдающуюся
роль в становлении современной научной
картины мира. В центре его естественнонаучных
и философских интересов — разработка
целостного учения о биосфере, живом веществе
(организующем земную оболочку) и эволюции
биосферы в ноосферу, в которой человеческий
разум и деятельность, научная мысль становятся
определяющим фактором развития, мощной
силой, сравнимой по своему воздействию
на природу с геологическими процессами.
Учение Вернадского о взаимоотношении
природы и общества оказало сильное влияние
на формирование современного экологического
сознания. Развивал традиции русского
космизма , опирающегося на идею внутреннего
единства человечества и космоса. Вернадский
— один из лидеров земского либерального
движения и партии кадетов (конституционалистов-
* * *
ВЕРНА́ДСКИЙ Владимир Иванович [28 февраля
(12 марта) 1863, Санкт-Петербург — 6 января
1945, Москва], российский естествоиспытатель
и мыслитель, общественный деятель.
Семья, детские годы и учеба
Из дворянской семьи, сын Ивана Васильевича
Вернадского и Марии Николаевны Верднадской,
урожденной Шигаевой. И отец и мать были
известными экономистами и публицистами,
в семье царила либеральная атмосфера
идеалов шестидесятничества 19 в., никогда
не забывали и об украинских корнях.
В 1873—1880 Вернадский учился в гимназиях
Харькова и Петербурга, в 1881—1885 — на естественном
отделении физико-математического факультета
Петербургского университета. Большое
влияние на него оказали профессора А.
Н. Бекетов, А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев,
И. М. Сеченов. Его научным руководителем
был В. В. Докучаев . Именно под его влиянием Вернадский
занялся динамической минералогией и
кристаллографией. В 1888 по материалам
экспедиций, проведенных под руководством
Докучаева, была написана первая самостоятельная
научная работа Вернадского «О фосфоритах
Смоленской губернии».
Вернадский занимал активную гражданскую
позицию, участвовал в студенческих волнениях
1882, избирался в студенческие научно-общественные
организации. Он вместе с Ф. Ф. и С. Ф. Ольденбургами,
И. М. Гревсом, А. Н. Красновым, Д. И. Шаховским
и др. создал кружок либеральной ориентации
«Братство «Приютино». Как и некоторые
другие члены кружка, стремился к народному
просвещению, сотрудничал в издательстве
«Посредник», в Петербургском комитете
грамотности.
В 1886 Вернадский женился на Наталье Егоровне,
дочери члена Государственного совета
Е.П.Старицкого.
Начало творческого пути.
В 1885—1888 Вернадский — хранитель Минералогического
кабинета Петербургского университета;
в 1888—1891 в лучших лабораториях Италии,
Германии, Франции и Великобритании он
готовит диссертацию «О группе силлиманита
и роли глинозема в силикатах». В 1890—1898
Вернадский — приват-доцент Московского
университета; защищает докторскую диссертацию
«Явление скольжения кристаллического
вещества».
Вернадский превратил разрозненные коллекции
Минералогического кабинета Московского
университета в ценнейшее музейное собрание,
а сам кабинет — в подлинный научно-исследовательской
институт, в котором возникает знаменитая
школа Вернадского. Он совершает многочисленные
геологические и почвоведческие экскурсии
по России, Европе, в крупнейших музеях
мира изучает геологические, палеонтологические,
минералогические и метеоритные коллекции,
участвует в Международных конгрессах.
Активно участвует в общественно-политической
деятельности: земский гласный Моршанского
уезда Тамбовской губернии; в 1891 вместе
с Л. Н. Толстым и газетой «Русские ведомости»
создает широкую общественную организацию
помощи голодающим.
Общественное и научное
С начала 20 в. Вернадский занимает видное
место в научном сообществе и политической
жизни России. Он поддерживал активные
научные и личные связи с учеными всего
мира, вплоть до Японии. В 1898—1911 — профессор
Московского университета, помощник ректора
в этом же университете, один из создателей
и преподавателей Московского университета
им. Шанявского. В 1906 Вернадского избирают
адъюнктом Императорской Академии наук
и назначают заведующим минералогическим
отделом Геологического музея им. Петра
Великого, в 1908 он избран экстраординарным
академиком, в 1912— ординарным академиком,
в 1914 — директором Минералогического
и Геологического музея АН, в 1915 — председателем
Комиссии по изучению производительных
сил России (КЕПС), созданной во многом
по его инициативе. Из КЕПС впоследствии
образовались институты: керамический,
радиевый, оптический, физико-химический,
платины и др.
В 1903 выходит в свет монография Вернадского:
«Основы кристаллографии», а в 1908 начинается
выход в свет отдельными выпусками «Опыты
описательной минералогии».
В 1907 Вернадский начинает исследования
радиоактивных минералов в России, в 1910
— создает и возглавляет Радиевую комиссию
Академии наук. Работа в КЕПС стимулировала
развертывание систематических исследований
Вернадского по проблемам биогеохимии,
учении о живом веществе и биосфере. В
1916 он приступает к разработке основных
принципов биогеохимии, изучению химического
состава организмов и их роли в миграции
атомов в геологических оболочках Земли.
В 1902 Вернадский начинает чтение курса
лекций по истории российской науки. С
тех пор историко-научная проблематика
стала неотъемлемой частью его научного
творчества. Опубликованный в 1902 историко-научный
очерк «О научном мировоззрении» не раз
переиздавался. Перу Вернадского принадлежат
«Очерки по истории естествознания в России
в XVIII столетии», «Академия наук в первое
столетие своей истории», очерки истории
кристаллографии и почвоведения, статьи
о выдающихся русских и зарубежных ученых.
В предреволюционные годы Вернадский
активно участвовал в земском движении,
в создании журнала «Освобождение», образовавшемся
вокруг него «Союзе освобождения», а в
1905 в организации Академического союза.
Он один из учредителей и член ЦК партии
кадетов, активный сторонник аграрной
реформы и отмены смертной казни. В 1906
и 1915 Вернадский избирался членом Государственного
совета от Академической курии.
Вклад в науку.
Вернадский внес существенный вклад в
минералогию и кристаллографию. В 1888—1897
он разработал концепцию структуры силикатов,
выдвинул теорию каолинового ядра, уточнил
классификацию кремнеземистых соединений
и изучил скольжение кристаллического
вещества, прежде всего явление сдвига
в кристаллах каменной соли и кальцита.
В 1890—1911 разработал генетическую минералогию,
установил связь между формой кристаллизации
минерала, его химическим составом, генезисом
и условиями образования.
В эти же годы Вернадский сформулировал
основные идеи и проблемы геохимии, в рамках
которой им были проведены первые систематические
исследования закономерностей строения
и состава атмосферы, гидросферы, литосферы.
С 1907 Вернадский ведет геологические исследования
радиоактивных элементов, положив начало
радиогеологии.
В 1916—1940 сформулировал главные принципы
и проблемы биогеохимии, создал учение
о биосфере и ее эволюции. Вернадский поставил
задачу количественного изучения элементного
состав живого вещества и выполняемых
им геохимических функций, роли отдельных
видов в превращении энергии в биосфере,
в геохимических миграциях элементов,
в литогенезе и минералогенезе. Им были
схематично очерчены главные тенденции
в эволюции биосферы: экспансия жизни
на поверхности Земли и усиление ее преобразующего
влияния на абиотическую среду; возрастание
масштабов и интенсивности биогенных
миграций атомов, появление качественно
новых геохимических функций живого вещества,
завоевание жизнью новых минеральных
и энергетических ресурсов; переход биосферы
в ноосферу.
В 1960-х годах наступил «Ренессанс идей
Вернадского» в СССР, а в 1990-х годах наблюдается
бум переизданий его трудов на европейских
языках: с 1993 в Италии, Испании, Германии,
Франции и США четыре раза была публикована
«Биосфера» и три раза — «Научная мысль
как планетное явление». Его идеи использовались
при конструировании закрытых экосистем
в космических полетах и в грандиозном
проекте по созданию искусственной биосферы
(«Биосфера-2») в США.
В историко-научных работах Вернадский
отказался от кумулятивной модели прогресса
знания, показал непрерывные преобразования
картины мира и ценности добытых фактов
и обобщений, предопределяемые комплексом
когнитивных и социально-культурных факторов.
Учение о биосфере и ноосфере
В структуре биосферы Вернадский выделял
семь видов вещества: 1) живое; 2) биогенное
(возникшее из живого или подвергшееся
переработке); 3) косное (абиотическое,
образованное вне жизни); 4) биокосное (возникшее
на стыке живого и неживого; к биокосному,
по Вернадскому, относится почва); 5) вещество
в стадии радиоактивного распада; 6) рассеянные
атомы; 7) вещество космического происхождения.
Вернадский был сторонником гипотезы
панспермии. Методы и подходы кристаллографии
Вернадский распространял на вещество
живых организмов. Живое вещество развивается
в реальном пространстве, которое обладает
определенной структурой, симметрией
и диссиметрией. Строение вещества соответствует
некоему пространству, а их разнообразие
свидетельствует о разнообразии пространств.
Таким образом, живое и косное не могут
иметь общее происхождение, они происходят
из разных пространств, извечно находящихся
рядом в Космосе. Некоторое время Вернадский
связывал особенности пространства живого
вещества с его предполагаемым неевклидовым
характером, но по неясным причинам отказался
от этой трактовки и стал объяснять пространство
живого как единство пространства-времени.
Важным этапом необратимой эволюции биосферы
Вернадский считал ее переход в стадию
ноосферы. Основные предпосылки возникновения
ноосферы: 1) расселение Homo sapiens по всей
поверхности планеты и его победа в соревновании
с другими биологическими видами; 2) развитие
всепланетных систем связи, создание единой
для человечества информационной системы;
3) открытие таких новых источников энергии
как атомная, после чего деятельность
человека становится важной геологической
силой; 4) победа демократий и доступ к
управлению широких народных масс; 5) все
более широкое вовлечение людей в занятия
наукой, что также делает человечество
геологической силой.
Работам Вернадского был свойствен исторический
оптимизм: в необратимом развитии научного
знания он видел единственное доказательство
существования прогресса.
Владимир Иванович Вернадский
(1863-1945)
Подготовила: