Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 20:17, доклад
Наука есть, прежде всего , систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно- логической форме понятий, категорий, законов, теорий.
Введение
Возникновение науки
Этапы развития науки
Вывод
Государственное образовательное казенное учреждение высшего
профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Доклад
по дисциплине «Концепции современного естествознания»
на тему «Возникновение науки и основные этапы ее развития»
студентки 1 курса
Люберцы
2012
Содержание:
Введение.
Наука есть, прежде всего , систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно- логической форме понятий, категорий, законов, теорий.
Для того чтобы возник мир науки понадобилось достаточно много самых разнообразных условий –экономических, социальных, духовных. Среди них стоит отметить прогрессирующее разделение т руда, процесс классообразования, высокий уровень абстрактности мышления, появление письменности , счета , накопление опытных данных о природе. Появление в этих условиях науки означало радикальную перестройку всего накопленного человечеством знания, приведение его в единую систему.
Возникновение науки.
Европейской
родиной науки считается
Причем была сформирована не только привычка к доказательству , но проанализирован и сам процесс доказывания, создана теория доказательств- логика Аристотеля. Созданная античными мыслителями логика относилась уже не к самому познаваемому миру непосредственно, а к мышлению о нем. То есть объектом анализа стали не вещи или стихии , а их мыслительные аналогии – абстракции , понятия суждения, числа. Античная наука дала и первый , доныне непревзойденный образец , канон построения законченной системы теоретического знания- геометрию Евклида. Смысл канона – в выведении из небольшого количества исходных утверждений всего многообразия геометрического знания. Благодаря всем этим новациям античная культура за очень короткий исторический срок создала замечательные математические теории , космологические модели, сформулировала ценные идеи целого ряда будущих наук- физики, биологии, и т.д . Но самое важное – был апробирован первый образец подлинно научного знания, интуитивно поняты основные его особенности , а именно:
- Научное
знание характеризуется
- Объектами научного познания выступают не сами по себе предметы, а их своеобразные аналогии- идеализированные объекты.
- важным
признаком научного познания
является осознанный контроль
над самой процедурой
- научное
описание исследуемых объектов
требует строгости и
- научное
знание претендует на
- наука изучает не все явления подряд, а только те, которые повторяются.
Этапы развития науки.
По мнению историков науки, естествознание прошло три стадии исторического развития и в конце ХХ – начале ХХI вв. вступает в четвертую.
Первая стадия развития естествознания носит название
«доклассическая-
Вторая стадия – аналитическая , характерна для 15 – 18 веков. На этой стадии происходило мысленное расчленение и выделение частностей, приведшее к возникновению и развитию физики, химии и биологии, а также целого ряда других наук (наряду с издавна существовавшей астрономией). Накопленные с тех пор и до настоящего времени знания в изучении Природы появились как раз на втором этапе. Аналитическое исследование природных объектов осуществлялось на протяжении многих и многих столетий целой армией исследователей - путешественников, мореплавателей, врачей, астрономов, алхимиков и химиков, наблюдательных крестьян и агрономов. При этом накопление знаний шло не только на основе пассивных наблюдений, но и на основе спланированных экспериментальных исследований. Естественное стремление исследователей ко всё большему охвату разнообразных природных объектов и к все более глубокому проникновению в их детали привело к неудержимой дифференциации, т.е. разделению соответствующих наук. Например, химия сначала была разделена на органическую и неорганическую, затем появились физическая, аналитическая химия и т.д. Таким образом, важнейшими особенностями аналитической стадии естествознания являются:
У истоков современной науки стояли Н. Коперник, Г. Галилей , И. Кеплер, Г. Декарт, И. Ньютон.
Третья стадия в историческом познании природы связана с переходом от аналитической стадии естествознания к синтетической в конце ХVIII- начале ХХ века.
Необходимо подчеркнуть, что, подобно тому, как аналитическое естествознание включало в себя натурфилософские подходы, хотя и в измененном виде, также и синтетическое естествознание все еще сохраняет в себе основные традиции аналитической стадии, дополняя их новой ориентацией на создание синтетических дисциплин на стыке смежных наук.
Центральной проблемой естествознания
становится синтез знания, поиск путей
единства наук, проблема соотношения
разнообразных методов
Современное естествознание, отсчет которого ведется с 10-20-х гг. XX столетия, феномен весьма сложный и неоднозначный. Современное естествознание - это широкая ассоциация математических, естественнонаучных, гуманитарных и технических отраслей, дисциплинарных и междисциплинарных исследований, фундаментальных и прикладных, прочих знаний. Однако, несмотря на существование различных отраслей в современном естествознании, мы можем говорить о нем как о едином феномене. Единство современного естествознания обнаруживается в постоянно проявляющемся своеобразии стратегии исследований, форме постановки и изучения проблем, способе получения знаний. Наиболее полно усвоить специфику современного естествознания можно только при сопоставлении его с предшествующим классическим естествознанием, критическое переосмысление идеалов и норм которого в основном и определило современную научную парадигму (от греч. «paradeigma» - пример, образец - ведущая научная идея, возведенная в качестве эталона, образца принятия научных решений).
Вывод.
Итак, историческое развитие человечества постоянно сопровождалось развитием науки.
В XIX и начале XX века естествознание
вступило в свой золотой век. Во всех
его важнейших областях произошли
удивительные открытия, широко распространилась
сеть институтов и академий, организованно
проводивших специальные
Ученые, внесшие свой вклад в развитие
науки, были яркими личностями - они сочетали
в себе профессиональные качества в своей
области с высокой культурой духа. Новые
теории строились на основе не только
строгого разума, но и высокой степени
интуиции.
С тех пор прошло уже много времени. Современная
наука быстро прогрессирует, и научные
открытия совершаются на наших глазах.
Современное естествознание представляет
собой сложную, разветвленную систему
множества наук. Ведущими науками XX в.
по праву можно считать физику, биологию,
науки о космосе, прикладную математику
(неразрывно связанную с вычислительной
техникой и компьютеризацией), кибернетику,
синергетику.
Но не только последние научные данные
можно считать современными, а все те,
которые входят в толщу современной науки,
образуя ее краеугольные камни, поскольку
наука не состоит из отдельных, мало связанных
между собой теорий, а представляет собой
во многом единое целое, состоящее из разновременных
по своему происхождению частей.
Список использованной литературы.
1) Лавриненко В. Н. Концепции современного естествознания.- М.:2005.
2)Горелов А.А. Концепция современного естествознания. - М.: ЦЕНТР, 2000.
2) Данилова B.C., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания. — М.: Аспект Пресс, 2000.
3) Мотылева Л.С. и др. Концепции современного естествознания. — Спб.: Союз, 2000.
Информация о работе Возникновение науки и основные этапы ее развития