Гипотезы происхождения человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 13:40, реферат

Краткое описание

Проблема происхождения человека волновала его ещё с древнейших времён. Откуда мы взялись? Этот вопрос ставили и философы, и естествоиспытатели. Раздел биологии, изучающий человека, называют антропологией, а происхождение эволюцию человека - антропогенезом. Эволюционная теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств - палеонтологических, археологических, биологических, генетических, культурных, психологических и других. Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно.

Содержание

Введение
Гипотезы происхождения человека
Выводы
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КСЕ2.docx

— 30.11 Кб (Скачать файл)

Оглавление.

 

  1. Введение
  2. Гипотезы происхождения человека
  3. Выводы
  4. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема происхождения человека волновала его ещё с древнейших времён. Откуда мы взялись? Этот вопрос ставили и философы, и естествоиспытатели. Раздел биологии, изучающий человека, называют антропологией, а происхождение эволюцию человека - антропогенезом. Эволюционная теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств - палеонтологических, археологических, биологических, генетических, культурных, психологических и других. Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно.

Как и в проблеме происхождения Вселенной и возникновения жизни, существует креационисткое представление о божественном сотворении человека. Взгляды, основанные на том, что человека создал Бог или боги, возникли гораздо ранее, чем материалистические теории самозарождения жизни и эволюции обезьяны в человека.

В разных философских, теологических учениях древности акт творения человека приписывался различным божествам. Например, по месопотамским мифам, боги под предводительством Мардука убили своих прежних правителей Абзу и его жену Тиамат, кровь Абзу смешали с глиной, и из этой глины возник первый человек. Индусы имели свои воззрения на сотворение мира и человека в нем. По их взглядам, а точнее, по дошедшим до нас древним рукописям, в мире властвовал триумвират - Шива, Кришна и Вишну, которые и положили начало человечеству. У древних инков, ацтеков, дагонов, скандинавов были свои версии, которые в главном совпадали: человек - творения Высшего разума или попросту Бога.

Второй, довольно распространённой с недавних времен гипотезой является космическая: людей доставили на Землю представители внеземных цивилизаций. Эта гипотеза пока никем не опровергнута, а потому имеет право на существование.

Общепринятой же в современной науке является основанная на труде Ч. Дарвина. Дарвин утверждал, что предок человека может быть найден по современной классификации, среди форм, которые могут быть даже ниже, чем человекообразные обезьяны.

 

 

 

 

 

 

 

 

Гипотезы происхождения человека.

 

Прародиной человека считают Южную Африку, где были найдены останки приматов, названных парапитеками (латинский корень питек означает «обезьяна»). Эти останки датируют примерно 4 - 5 мил. лет. Именно в этом регионе находятся мощные залежи урана и зафиксирован повышенный радиационный фон, который мог обусловить мутации у этих приматов. Таким образом, высокий радиационный фон мог стать одним из первых фактов антропогенеза.

Обезьяны как высшие приматы издавна привлекали внимание людей (естественно, и ученых в том числе). Но активное изучение приматов началось лишь с 50-х годов XX в., особенно резко увеличился исследовательский интерес к ним в 70-е годы. В мире сейчас примерно 70 центров по изучению приматов, 50 из них - в США.

Еще Аристотель отмечал сходство высших обезьян с человеком, считая при этом, что обезьяна «менее красива, чем лошадь, она более похожа на человека». Карл Линней в первом издании «Системы природы» (1735г.) объединил человека и обезьян в один отряд и дал ему имя «приматы» (один из первых). Ж.Б. Ламарк в «Философии зоологии» (1809 г.) изложил гипотезу происхождения человека от обезьян путем исторического развития организмов, но боясь церкви, припасал: «Вот каким могло бы выглядеть происхождение человека, если б оно не было иным».

Подлинный перевод в приматологии произвел Ч. Дарвин, который в 1781 году опубликовал книгу «Происхождение человека и половой отбор» с обоснованием идеи о естественном (без всякого вмешательства каких-либо нематериальных сил) происхождение человека от древних вымерших человекообразных обезьян в процессе естественного и полового отбора.

Первые представители отряда приматов появились на Земле более 70 млн. лет назад. Среди ныне живущих приматов насчитывается примерно 210 видов.

Они разделяются на два подотряда - подотряд обезьян, низших приматов и подотряд высших приматов.

К низшим приматам относятся в основном мелкие животные (самые крупные из них достигают размеров собаки): банканский долгопят, лепилимур и др.(длина около 10 см, масса 40-60г ).

Подотряд высших приматов наряду с человеком включает всех обезьян, разделяющихся на широконосых обезьян (все они низшие обезьяны: капуцины, ревуны и др.) и узконосых обезьян (мартышкообразные низшие обезьяны, высшие обезьяны и человек).

Высшие человекообразные обезьяны (гиббоны, орангутанг, гориллы, шимпанзе и др.) и человек образуют особое надсемейство.

В отличие всех других млекопитающих зрение у приматов объемное, стереоскопическое, цветовое (различают 2 - 3 цвета).

В процессе эволюции приматов уменьшилась острота восприятия высокочастотных звуков и обоняния. Высокое качество зрения при развитой передней конечности (у высших приматов ее можно назвать рукой), недоступная другим животным взаимосвязь глаз - рука создали приматам исключительные возможности для сложных форм поведения. Большинство приматов живут стадами (но не все, гиббоны живут парами).

Стадный образ жизни помогает защищаться от врагов, способствует взаимному обмену навыками, воспитанию молодняка. Ценным является очень развитая способность к подражанию, наблюдается (особенно в группах низших обезьян, например, мартышек) взаимопомощь и сотрудничество.

В пределах общего стада формируются группы на основе родственных и приятельских связей. Кроме обезьян такое не свойственно другим видам животных. Существуют стада обезьян и с одним взрослым самцом, и с несколькими. Встречается господство в группах и самок.

Гамадрилы (разновидность павианов, относящихся к низшим обезьянам) используют почти 20 различных звуковых сигналов, подсчитано, что они пользуются семью типами взглядов и десятью жестами. Летом 1977 года в Институте экспериментальной патологии и терапии Академии медицинских наук СССР сотрудники стали свидетелями того, как огромный самец - павиан, видя, что лаборантка не торопится вытереть ему кровь после укола, взял вату и сам сделал это.

Для всех человекообразных обезьян вместе с человеком характерны округлая голова с выступающим лицевым отделом, крупный высокоразвитый мозг, богатая мимика, длинные и развитые передние конечности (руки) с ногтями, сходное число позвонков и ребер, хождение на двух ногах. Несколько отличается гиббон, у которого и мозг поменьше и механизм передвижения более древний.

У всех антропоидов отсутствуют хвост и защечные мешки. Самые крупные антропоиды - гориллы (рост до 2 м, масса до 300 кг). Шимпанзе(рост до 150 см, масса до 80 кг) представляют собой наиболее близкий человеку род.

Развитие головного мозга - один из главных факторов выживания. Они питаются растениями, но замечены и в хищничестве и даже каннибализме. Заметим, что и в становлении человека охота и потребление мяса сыграли огромную роль.

Высшим обезьянам (например, шимпанзе) свойственна «человечность» бытового поведения на воле: они обнимаются при встречах, похлопывают друг друга по плечу или спине, соприкасаются руками.

В специальных, экспериментальных условиях высшие обезьяны делают палки, расщепляя острым камнем доску, обучаются жестовому языку глухонемых и другим способам несловесного общения, вполне целенаправленно рисуют, находят пути в лабиринтах и т.д.

Установлено иммунологическое и биохимическое родство человека с обезьянами. Человекообразные, высшие обезьяны ближе к человеку, чем к низшим узконосым обезьянам, по параметрам головного мозга, структуре лейкоцитов и т. п.

Известны случаи успешного переливания крови шимпанзе людям, имеющим соответствующую крупу крови, и наоборот. Для низших же узконосых обезьян кровь человека оказывается слишком чужеродной. Обмен кровью здесь невозможен.

Но анатомические отличии человека от антропоидов все же значительны. Главные из них - те, которые обеспечивают человеку возможность полноценной трудовой деятельности. У обезьян же, даже самых высших, наблюдаются все - таки лишь намеки на таковую.

Останки австралопитеков (букв. с лат. - южная обезьяна) датируют примерно 3 мил. лет. Предполагают, что именно в это время под влиянием похолодания джунгли начали отступать, появилась африканская лесостепь - саванна, а обезьяны оказались на открытых пространствах. Это вынудило их в целях выживания встать на задние конечности: так лучше просматривались окрестности и легче было заметить опасность.

Вторым фактором антропогенеза стало прямохождение. Встав на задние конечности, предки человека освободили передние и ими начали изготавливать орудия труда (и, конечно, защиты).

В середине XX века в Восточной Африке были найдены останки «человека умелого» (возраст останков 2 млн. лет), рядом с которыми обнаружили орудия труда из расколотой речной гальки. Труд стал третьим фактором антропогенеза.

В четвертичном периоде кайнозойской эры разошлись эволюционные линии человека и приматов.

Найденные в конце XIX века французским антропологом Дюбуа на острове Ява останки назвали питекантропом (букв. - обезьяночеловек). Существование этого промежуточного звена эволюции человека предсказал еще в 60-х. годах XIX века основоположник экологии Эрнст Геккель (1834-1919). Эти существа использовали ножи, скребки, ручные рубила. Останки датировали примерно 500 тыс. лет, объем мозга составлял около 900 куб. см. В 20-х. годах XX века выдающийся французский антрополог П. Тейяр де Шарден (1881-1955) нашел в окрестностях Пекина аналогичные питекантропу останки, назвав это существо синантропом (китайский человек).

Открытие питекантропа и синантропа (древнейшие люди ) говорило о том, что примерно 500 тысяч лет назад человек покинул африканский континент и начал расселяться по планете.

Еще раньше, при жизни Ч. Дарвина в долине реки Неандр в Германии были обнаружены останки существа, жившего 150 - 50 тысяч лет назад. Этот человек был назван неандертальцем (древние люди), имел довольно большой объем мозга, покатый лоб, надбровные дуги, низкую черепную коробку; он охотился на мамонтов, т. е. начал употреблять мясную пищу (есть даже гипотеза о том, что неандертальцы истребили мамонтов), жил в пещерах, научился пользоваться огнем, но еще не умел его добывать. Неандертальцы впервые начали хоронить тела своих умерших сородичей.

Десять лет спустя после открытия неандертальцев в пещере Кро - Маньон во Франции были найдены останки существ, близких по облику и объему черепа (около 1600 куб. см.) к современному человеку.

Кроманьонцы умели добывать огонь, строить жилища, строение их гортани говорило о том, что они владели членораздельной речью. Жили они примерно 40 - 15 тыс.лет назад, одевались в шкуру убитых животных (это говорило о том, что они окончательно утратили волосяной покров). Кроманьонец - это уже «человек разумный».

Таким образом, следующими факторами антропогенеза стали овладение огнем и членораздельная речь как средство общения.

Некоторые антропологи считают, что на кроманьонце кончилась биологическая эволюция. После кроманьонца человек не изменился генетически (хотя процесс эволюции вряд ли может закончиться).

Дело в том, что 40 тыс. лет для эволюции - очень не большой временной интервал, который вряд ли даст возможность набрать эволюционные изменения впрямую.

Примерно в эпоху кроманьонцев начали складываться расовые различия, у изолированных групп людей складывались особые признаки, обусловленные жизненными условиями.

Несколько лет назад, уже в XXI веке были проведены очень любопытные хромосомные наблюдения крови у жителей Кении (с древнейших времен эта страна была перекрестком многих торговых путей, и там происходило «великое смешение» народов).

Наблюдали «мужскую» У - хромосому. По разнообразию структуры и характеру изменения этой хромосомы был сделан вывод о том, что прародитель человечества (условный Адам) жил в Кении примерно 60 тыс. лет назад, когда еще не было разделения людей на расы, а затем его потомки расселились по Европе и Азии. Какая - то из этих ветвей, возможно, и стала кроманьонцами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ.

 

Происхождение человека является предметом изучения нескольких наук (антропология, теология, философия, история, палеонтология и т.д.).

В соответствии с этим имеется множество теорий происхождения человека, в частности, как социального индивидуума, биологического существа, продукта деятельности внеземных цивилизаций и т.д.

Ни одна из существующих теорий происхождения человека не является строго доказанной. В конечном счете, критерием выбора для каждого индивидуума является вера в ту или иную теорию.

Существует несколько вариантов выбора собственной точки зрения на происхождение человека:

Информация о работе Гипотезы происхождения человека