Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 01:03, творческая работа
Цель естествознания – описать и объяснить объект и явления вне зависимости от общественно-исторических факторов, выразив знание с позиций вневременных принципов бытия, описав их не только качественно, но и количественно. Гуманитарные науки пытаются понять свой объект познания, найти способы конкретно-исторического, личностного переживания, толкования и отношения к нему. В проблеме, поставленной Ч. Сноу, можно выделить два аспекта. Первый связан с закономерностями взаимодействия науки и искусства, а второй проблемой единства науки .
Естественнонаучная и
Подготовили:
Малинина Юлия
Питунова Ирина
Эб01/1302
Рассмотрим различия
двух культур (естественнонаучной и
гуманитарной) и сходства между ними.
Между естественным и гуманитарным познанием
существуют немалые различия. Первое ориентировано
на повторяющееся, общее, универсальное,
а гуманитарное – на специальное, конкретное,
неповторимое.
Цель естествознания
– описать и объяснить объект
и явления вне зависимости
от общественно-исторических факторов,
выразив знание с позиций вневременных
принципов бытия, описав их не только
качественно, но и количественно. Гуманитарные
науки пытаются понять свой объект
познания, найти способы конкретно-
Художественно-образный и научно-рациональный способы отражения мира не исключают друг друга. По мнению Е.Л. Фейнберга ученый должен обладать способностью не только к понятийному, но и к образному творчеству, а значит, обладать тонким художественным вкусом. Более того, само научное творчество выступает для него как некий вид искусства.
Второй аспект данной
проблемы связан с единством науки.
Наука в целом – это
По словам В.Н. Лавриненко
к взаимопониманию между
Почему, например, конфронтация естественнонаучной
и гуманитарной культур обострилась именно
в XX в., причем во второй его половине?
Во всем, что делает
человек, ему нужно отчетливо
видеть, прежде всего, смыслы и ценности,
проясняющие смысл бытия
Впервые проблема различия «наук о природе» и «наук о духе» была поставлена во второй половине XX в. таким философскими направлениями, как неокантианство (Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт) и «философией жизни» (Вильгельм Дильтей).
Объяснение –
понимание.
Природа для нас есть нечто внешнее, материальное,
чуждое.
Генерализация –
индивидуализация. Другим существенным
основанием для выделения специфики
наук о природе и наук о духе
являются особенности методов
Антропоцентризм. Признание ценностной природы гуманитарного знания имеет и ряд других важных следствий для проблемы различия гуманитарных и естественных наук.
Идеологическая нейтральность – нагруженность. Еще одним важным следствием ценностной деформации научного знания является его идеологическая нагруженность.
В естествознании картина
иная. Его объект – мир природы,
- по счастью, не является полем столкновения
противоречивых общественных интересов;
и его конечные выводы практически
не затрагивают интересы конкурирующих
социальных групп. Поэтому естественные
науки идеологически
Субъектно-объектное
отношение. Различия в объекте познания
(мир природы и мир человека)
являются, конечно, главным основанием
выделения специфики
Устойчивость – подвижность объекта.
Наверное, заслуживает упоминания и разница
в степени устойчивости природных и социальных
объектов. Изучение первых – дело необычайно
благодарное
Постоянство же объектов
социальных иное. Их динамика вполне сопоставима
с протяженностью жизни отдельного
человека. Среднее и старшее поколения
нынешних россиян, например, с некоторым
изумлением констатируют, что они
живут совсем в другой стране по
сравнению с той, в кото-рой
прошла их молодость.
Таким образом, обособление гуманитарных
и естественных наук не случайно. Основания
их специфики глубоки и разнообразны.
Итак, гуманитарные
и естественные науки, а также
формирующиеся на их основе типы культур
разделены весьма фундаментально. Таким
образом, культура объединяет два мира:
природу и общество. Основой этого
объединения становится человек
как субъект деятельности в процессе
познания, преобразования, ценностной
ориентации, общения, в которых он
развивает себя как личность.
Учитывая все выше описанное можно заключить,
что прежде чем изучать отдельные вопросы
по физике в рамках естественнонаучной
картины мира, необходимо показать студентам
взаимосвязь двух культур, их «дуальность».
Это понятие составляет методологическую
основу культуры вообще, естественнонаучной
и гуманитарной в частности. Выделенные
признаки дуальности позволяют рассматривать
основные вопросы физики, составляющие
базис естественнонаучной картины мира
с новых позиций - мировоззренческих.
Информация о работе Естественнонаучная и гуманитарная культуры, их сходство и различие