История развития естествознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 10:19, контрольная работа

Краткое описание

История развития естествознания в таблице: период, участники, идеи, значение.

Вложенные файлы: 1 файл

история развития естествознания.docx

— 28.45 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ  ВПО КГПА

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Концепция современного естествознания»

 

 

 

Выполнила студентка 251 гр.

Виноградова Л.

Проверила Мельник Э.Л.

 

Петрозаводск  2012

История развития естествознания

Периоды

Участники

Открытия, суждения, идеи

Значение

1. Донаучный 

(Аристотелевский)

 

а)древнегреческий (VI в.  до н.э.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б)эллинистический (III в. до н.э.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в)древнеримский (30-е гг. до н.э.)

 

 

Аристотель

 

Наметил магистральные пути развития метафизики, физики, психологии, логики, а также этики, эстетики, политики. Считал возможным познание мира чисто логическим путем. Разделял все науки на три больших раздела: науки теоретические и практические, а также науки продуктивные

Появление первых научных систематизированных  знаний

Милетская школа:

 

Гераклит

Фалес

Анак-симен

Анаксимандр

Основной проблемой этой школы была проблема первоначала всех

вещей: из чего состоят все  вещи и окружающий мир? Предлагались разные

варианты того, что считать  первоосновой всех вещей:

огонь

вода

воздух 

апейрон

Демокритом Левкиппом

ввели понятие атома. Новое учение, атомистика, утверждало, что все в мире состоит из атомов — неделимых, неизменных, неразрушимых, движущихся, невозникающих, вечных, мельчайших частиц.

Пифагорейцы

в качестве первоначала мира — взамен воды, воздуха или огня — ввели понятие числа. Они также отмечали связь между законами музыки и числами. Согласно их учению, «элементы чисел должны быть элементами вещей».

Гиппократ

Основной тезис: медицина должна развиваться  на основе точного метода, систематического и организованного описания различных  заболеваний.

Школа Эпикура

Эпикур

 

В школе было показано, что атомы  различаются весом и формой, а  их разнообразие не бесконечно. Для  объяснения причины движения атомов Эпикур ввел понятие первотолчка.

Происходила специализация наук и  окончательное формирование некоторых  из них: математики,  астрономии и  медицины. Началось формирование отдельных естественных наук, методами которых могут считаться наблюдение и измерение.

 

 

 

 

 

 

 

Геоцентрическая картина мира служила  основой мировоззрения для многих поколений ученых.

Герофил

Доказал, что центральным  органом живого организма является мозг, а не сердце. Он изучил разновидности пульса и его диагностическое значение.

Евклид

труд «Начала», где собраны  воедино все достижения математической мысли. Опираясь на аристотелевскую логику, он создал метод аксиом, на основе которого построил все здание геометрии

Архимед

Работы: «О сфере и цилиндре», «Об измерении круга», «О спиралях», «О квадратуре параболы», «О авновесии плоскости», «О плавающих телах». Заложил основы статики и гидростатики.

Эристофен

Применение математики к географии для составления первой карты с меридианами и параллелями.

Птолемей

Работа «Великое построение»,  в которой математически описал картину мира, предложенную Аристотелем (Солнце, Луна и 5 известных тогда планет обращаются вокруг Земли), и которая является итогом всех астрономических знаний того времени. Предложил гелиоцентрическую картину мира

Галлен

систематизация знания в области медицины

2. Классический период (XVIв - нач XX вв.)

 

а)механическое естествознание (XVIв)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б)эволюционный период естествознания (XVIIIв)

Коперник

Автор работы «Об обращениях небесных сфер». Основатель гелиоцентрической  картины мира. Солнце – центр  вселенной

Теперь наука — исследование и  раскрытие мира природы, ее основу теперь составляет эксперимент. Появилась необходимость в специальном строгом языке. Наиболее характерная черта возникшей науки — ее метод. Он допускает общественный контроль, и именно поэтому наука становится социальной.

Начиная с Галилея наука намерена исследовать не что, а как, не субстанцию, а функцию.

Возникновение нового метода исследования – научного эксперимента оказало  огромное влияние на дальнейшее развитие науки.

Гевелий

Изготовил первую карту Луны

Браге

Движущей силой, приводящей планеты в движение, считал магнетическую силу Солнца, идею материального круга (сферы) заменил современной идеей орбиты, ввел в практику наблюдение планет во время их движения по небу

Кеплер

Вместо круговых орбит  ввел эллиптические. Он количественно описал характер движения планет по этим орбитам. Предложил теорию затмения Солнца и Луны, разработал способы предсказывания этих явлений заранее, установил точное расстояние между Землей и Солнцем

Галилей

Показал ошибочность различения физики земной и физики небесной, доказывая, что Луна имеет ту же природу, что  и Земля, и формируя принцип инерции. Обосновал автономию научного мышления и две новые отрасли науки: статику и динамику. Он «подвел фундамент» под выдающиеся обобщения Ньютона. Новый подход к естественным наукам, его убеждение, что для исследования природы в первую очередь необходимо ставить продуманные опыты.

Гарвей

Заложил основы экспериментальной физиологии и правильно понял основную схему циркуляции крови в организме.

Ламарк

Предполагал, что только «невесомость» формирует источник движения и развития живых организмов.

Ньютон

Автор «Математические начала натуральной  философии»,  сформулировал три  основных закона движения, которые  легли в основу механики как науки,  законом всемирного тяготения, являющимся универсальным законом Природы.  Теория цветов. Начал разработку эмиссионной  и волновой теорий света.

Лейбниц

Вывел закон непрерывности  — природа никогда не делает скачков, а развитие происходит непрерывно; разработал учение о лестнице существ  — непрерывном ряде всех живых  существ, которое в XVIII в. получило широкое  распространение в биологической  науке;  высказал идею о единстве живого, которая в  дальнейшем послужила  формированию эволюционного учения

Фарадей

выдвинул идею о существовании  электромагнитного поля

Окончание натурфилософских взглядов на устройство мира

Максвелл

Разработал теорию электромагнитной области, теоретически предположил  существование электромагнитных волн, выдвинул идею об электромагнитной природе  света.

Шванн

Шлейден

Разработка клеточной теории.  Эта теория утверждала единое происхождение  растений и животных, единство их строения и развития.

Дарвин

Создание эволюционной теории. Эта теория показала, что растительные и животные организмы, в том числе и органический мир человека – результат долгого развития природы. Живой мир берет свое начало от простейших существ, которые в свою очередь зародились из неживой природы.

Лайель

Разработал учение о систематическом и непрерывном изменении поверхности Земли под воздействием постоянных геологических факторов.

Ламарк

Создание учения о системной эволюции.

Майер

Джоуль

Ленц

Закон сохранения превращения энергии показал, что ранее изолировавшиеся друг от друга «силы» - тепло, свет, электричество, магнетизм и т.д. в действительности взаимосвязаны друг с другом, в определенных условиях они могут переходить один в другого, и в конечном счете это разные формы одного движения в природе.

3. Неклассический период (сер 90-х XIX в – сер ХХв)

 «новейшая революция»

Эйнштейн

Разработал теорию относительности, заявив, что время может течь по-разному, размеры объекта зависят от скорости его движения, а скорость света  – мыслимый предел

Подорвана важнейшая предпосылка  картины мира – убежденность в  том, что с помощью простых  сил, действующих между неизменными  объектами, можно объяснить все  явления природы. Новая общая  теория пространства, времени и тяготения;

обнаружила вероятностный характер законов микромира и корпускулярно-волновой дуализм материи.

Максвелл, Фарадей, Эрстег

Формирование представлений о  мире на основе электромагнетизма, становление  электромагнитной картины мира.

Томпсон

Открыл  элементарную частицу, понял, что электроны являются составной  частью атомов, из которых состоит  материя.

Резерфорд

Создал планетарную модель атома,  открыл a- и b-лучи, предсказал существование нейтрона.

Планк

Выдвинул идею о квантовом влиянии (постоянная Планка) и, исходя из этой идеи открыл законы излучения только темных тел.

Герц

открытие  электромагнитных волн

Лебедев

открытием светового давления

Попов

изобретение радио

Комптон

Квантовая механика. Построил теорию фотоэффекта.

доказал, что рассеяние света  происходит путем столкновения двух частиц

Бор

создание на основе представлений  об атоме и атомном ядре теории водородо-подобного атома

Бройль

выдвинул гипотезу о том, что частицам материи присущи в одно и то же время свойства волны (непрерывность) и дискретности (квантовость)

Дирак

Разработал релятивистскую теорию электрона  и предсказал существование новой  элементарной частицы - позитрона.

Ган 

Штрассманом

открытие деления атомного ядра

4.Современное естествознание

Вторая половина ХХ столетия

Научно-техническая революция

 

Возникли новые направления: синергетика, неравновесная термодинамика, генная инженерия, информатика, аналитическая  психология и др. В науке появились  новые объекты - открытые сложные  системы, детерминический хаос и др.

Основные концепции, связанные  с понятием “материя”:

- концепция структурных  уровней,

- концепция самоорганизации,

- концепция саморегуляции,

- концепция эволюционизма.

Основные концепции, связанные  с понятием “энергия”:

- концепция взаимопревращения  различных видов энергии,

- концепция “свободной”  энергии Гиббса и проблема  самопроизвольности и направленности  протекания различных процессов,

- концепция биоэнергетики  и проблема трансформации энергии  в живых организмах.

Основные концепции, связанные  с понятием “информация”:

- концепция первичности  информации,

- концепция генетической  информации и проблемы генетики.

 

Закрепление теории цельности, осознание  необходимости всестороннего глобального  взгляда на мир. Характерно взаимопроникновение  наук. Становление постнеклассической науки приводит к изменению методологических установок естественнонаучного познания.


 

Этапы по Ильясовой.


Информация о работе История развития естествознания