Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 10:19, контрольная работа
История развития естествознания в таблице: период, участники, идеи, значение.
ФГБОУ ВПО КГПА
Контрольная работа
по дисциплине «Концепция современного естествознания»
Выполнила студентка 251 гр.
Виноградова Л.
Проверила Мельник Э.Л.
Петрозаводск 2012
История развития естествознания
Периоды |
Участники |
Открытия, суждения, идеи |
Значение |
1. Донаучный (Аристотелевский)
а)древнегреческий (VI в. до н.э.)
б)эллинистический (III в. до н.э.)
в)древнеримский (30-е гг. до н.э.) |
Аристотель |
Наметил магистральные пути развития метафизики, физики, психологии, логики, а также этики, эстетики, политики. Считал возможным познание мира чисто логическим путем. Разделял все науки на три больших раздела: науки теоретические и практические, а также науки продуктивные |
Появление первых научных систематизированных знаний |
Милетская школа:
Гераклит Фалес Анак-симен Анаксимандр |
Основной проблемой этой школы была проблема первоначала всех вещей: из чего состоят все вещи и окружающий мир? Предлагались разные варианты того, что считать первоосновой всех вещей: огонь вода воздух апейрон | ||
Демокритом Левкиппом |
ввели понятие атома. Новое учение, атомистика, утверждало, что все в мире состоит из атомов — неделимых, неизменных, неразрушимых, движущихся, невозникающих, вечных, мельчайших частиц. | ||
Пифагорейцы |
в качестве первоначала мира — взамен воды, воздуха или огня — ввели понятие числа. Они также отмечали связь между законами музыки и числами. Согласно их учению, «элементы чисел должны быть элементами вещей». | ||
Гиппократ |
Основной тезис: медицина должна развиваться на основе точного метода, систематического и организованного описания различных заболеваний. | ||
Школа Эпикура Эпикур
|
В школе было показано, что атомы различаются весом и формой, а их разнообразие не бесконечно. Для объяснения причины движения атомов Эпикур ввел понятие первотолчка. |
Происходила специализация наук и окончательное формирование некоторых из них: математики, астрономии и медицины. Началось формирование отдельных естественных наук, методами которых могут считаться наблюдение и измерение.
Геоцентрическая картина мира служила
основой мировоззрения для | |
Герофил |
Доказал, что центральным органом живого организма является мозг, а не сердце. Он изучил разновидности пульса и его диагностическое значение. | ||
Евклид |
труд «Начала», где собраны воедино все достижения математической мысли. Опираясь на аристотелевскую логику, он создал метод аксиом, на основе которого построил все здание геометрии | ||
Архимед |
Работы: «О сфере и цилиндре», «Об измерении круга», «О спиралях», «О квадратуре параболы», «О авновесии плоскости», «О плавающих телах». Заложил основы статики и гидростатики. | ||
Эристофен |
Применение математики к географии для составления первой карты с меридианами и параллелями. | ||
Птолемей |
Работа «Великое построение», в которой математически описал картину мира, предложенную Аристотелем (Солнце, Луна и 5 известных тогда планет обращаются вокруг Земли), и которая является итогом всех астрономических знаний того времени. Предложил гелиоцентрическую картину мира | ||
Галлен |
систематизация знания в области медицины | ||
2. Классический период (XVIв - нач XX вв.)
а)механическое естествознание (XVIв)
б)эволюционный период естествознания (XVIIIв) |
Коперник |
Автор работы «Об обращениях небесных сфер». Основатель гелиоцентрической картины мира. Солнце – центр вселенной |
Теперь наука — исследование и раскрытие мира природы, ее основу теперь составляет эксперимент. Появилась необходимость в специальном строгом языке. Наиболее характерная черта возникшей науки — ее метод. Он допускает общественный контроль, и именно поэтому наука становится социальной. Начиная с Галилея наука намерена исследовать не что, а как, не субстанцию, а функцию. Возникновение нового метода исследования – научного эксперимента оказало огромное влияние на дальнейшее развитие науки. |
Гевелий |
Изготовил первую карту Луны | ||
Браге |
Движущей силой, приводящей планеты в движение, считал магнетическую силу Солнца, идею материального круга (сферы) заменил современной идеей орбиты, ввел в практику наблюдение планет во время их движения по небу | ||
Кеплер |
Вместо круговых орбит ввел эллиптические. Он количественно описал характер движения планет по этим орбитам. Предложил теорию затмения Солнца и Луны, разработал способы предсказывания этих явлений заранее, установил точное расстояние между Землей и Солнцем | ||
Галилей |
Показал ошибочность различения физики земной и физики небесной, доказывая, что Луна имеет ту же природу, что и Земля, и формируя принцип инерции. Обосновал автономию научного мышления и две новые отрасли науки: статику и динамику. Он «подвел фундамент» под выдающиеся обобщения Ньютона. Новый подход к естественным наукам, его убеждение, что для исследования природы в первую очередь необходимо ставить продуманные опыты. | ||
Гарвей |
Заложил основы экспериментальной физиологии и правильно понял основную схему циркуляции крови в организме. | ||
Ламарк |
Предполагал, что только «невесомость» формирует источник движения и развития живых организмов. | ||
Ньютон |
Автор «Математические начала натуральной
философии», сформулировал три
основных закона движения, которые
легли в основу механики как науки,
законом всемирного тяготения, являющимся
универсальным законом Природы. | ||
Лейбниц |
Вывел закон непрерывности
— природа никогда не делает скачков,
а развитие происходит непрерывно;
разработал учение о лестнице существ
— непрерывном ряде всех живых
существ, которое в XVIII в. получило широкое
распространение в | ||
Фарадей |
выдвинул идею о существовании электромагнитного поля |
Окончание натурфилософских взглядов на устройство мира | |
Максвелл |
Разработал теорию электромагнитной области, теоретически предположил существование электромагнитных волн, выдвинул идею об электромагнитной природе света. | ||
Шванн Шлейден |
Разработка клеточной теории. Эта теория утверждала единое происхождение растений и животных, единство их строения и развития. | ||
Дарвин |
Создание эволюционной теории. Эта теория показала, что растительные и животные организмы, в том числе и органический мир человека – результат долгого развития природы. Живой мир берет свое начало от простейших существ, которые в свою очередь зародились из неживой природы. | ||
Лайель |
Разработал учение о систематическом и непрерывном изменении поверхности Земли под воздействием постоянных геологических факторов. | ||
Ламарк |
Создание учения о системной эволюции. | ||
Майер Джоуль Ленц |
Закон сохранения превращения энергии показал, что ранее изолировавшиеся друг от друга «силы» - тепло, свет, электричество, магнетизм и т.д. в действительности взаимосвязаны друг с другом, в определенных условиях они могут переходить один в другого, и в конечном счете это разные формы одного движения в природе. | ||
3. Неклассический период (сер 90-х XIX в – сер ХХв) «новейшая революция» |
Эйнштейн |
Разработал теорию относительности, заявив, что время может течь по-разному, размеры объекта зависят от скорости его движения, а скорость света – мыслимый предел |
Подорвана важнейшая предпосылка картины мира – убежденность в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно объяснить все явления природы. Новая общая теория пространства, времени и тяготения; обнаружила вероятностный |
Максвелл, Фарадей, Эрстег |
Формирование представлений о мире на основе электромагнетизма, становление электромагнитной картины мира. | ||
Томпсон |
Открыл элементарную частицу, понял, что электроны являются составной частью атомов, из которых состоит материя. | ||
Резерфорд |
Создал планетарную модель атома, открыл a- и b-лучи, предсказал существование нейтрона. | ||
Планк |
Выдвинул идею о квантовом влиянии (постоянная Планка) и, исходя из этой идеи открыл законы излучения только темных тел. | ||
Герц |
открытие электромагнитных волн | ||
Лебедев |
открытием светового давления | ||
Попов |
изобретение радио | ||
Комптон |
Квантовая механика. Построил теорию фотоэффекта. доказал, что рассеяние света происходит путем столкновения двух частиц | ||
Бор |
создание на основе представлений об атоме и атомном ядре теории водородо-подобного атома | ||
Бройль |
выдвинул гипотезу о том, что частицам материи присущи в одно и то же время свойства волны (непрерывность) и дискретности (квантовость) | ||
Дирак |
Разработал релятивистскую теорию электрона и предсказал существование новой элементарной частицы - позитрона. | ||
Ган Штрассманом |
открытие деления атомного ядра | ||
4.Современное естествознание Вторая половина ХХ столетия Научно-техническая революция |
Возникли новые направления: синергетика, неравновесная термодинамика, генная инженерия, информатика, аналитическая психология и др. В науке появились новые объекты - открытые сложные системы, детерминический хаос и др. Основные концепции, связанные с понятием “материя”: - концепция структурных уровней, - концепция самоорганизации, - концепция саморегуляции, - концепция эволюционизма. Основные концепции, связанные с понятием “энергия”: - концепция взаимопревращения различных видов энергии, - концепция “свободной”
энергии Гиббса и проблема
самопроизвольности и - концепция биоэнергетики
и проблема трансформации Основные концепции, связанные с понятием “информация”: - концепция первичности информации, - концепция генетической
информации и проблемы
|
Закрепление теории цельности, осознание
необходимости всестороннего |
Этапы по Ильясовой.