Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:06, контрольная работа
Вопрос №1. Принципы научного познания.
Вопрос №18. Общая классификация экспериментов.
Вопрос №26. Проблема и предмет исследования.
Вопрос №1. Принципы научного познания.
В классической науке выделяют следующие основные принципы научного познания:
Вопрос №18. Общая классификация экспериментов.
В
зависимости от типа исследуемого объекта
(явления) выделяют несколько классов
экспериментов: физические, инженерные,
медицинские, биологические, экономические,
социологические и др. Наиболее глубоко
разработаны общие вопросы проведения
физических и инженерных экспериментов,
в которых исследуются естественные или
искусственные физические объекты (устройства)
и протекающие в них процессы. Как правило,
при их проведении исследователь может
неоднократно повторять измерения физических
величин в сходных условиях, задавать
желаемые значения входных (объясняющих)
переменных, изменять их в широких масштабах,
фиксировать или устранять влияние тех
факторов, зависимость от которых в настоящий
момент не исследуется. Далее в основном
будет идти речь именно об этом классе
экспериментов. В экспериментах других
классов аналогичные возможности существенно
ограничены. В частности, для экономических
экспериментов характерны малый объем
экспериментальных данных, зачастую отсутствие
возможностей повторения эксперимента
в аналогичных условиях, влияние большого
числа неуправляемых и неконтролируемых
факторов. Тем не менее некоторые методы,
используемые при проведении физических
и инженерных экспериментов, например
методы статистической обработки данных,
могут с успехом применяться и в нетехнических
задачах.
Классификацию экспериментов можно провести по следующим признакам:
Результатом
эксперимента в широком смысле является
теоретическое осмысление экспериментальных
данных (результатов Необходимо отметить, что получение в ходе эксперимента математической модели или оценки параметров сигнала является необходимым, но не достаточным условием результативности эксперимента и его полезности для развития соответствующей предметной области. Это в особой степени относится к нетехническим отраслям знания. Выявленные статистические связи между различными величинами или процессами могут не соответствовать их причинной зависимости. Вопрос о наличии причинных отношений между наблюдаемыми величинами должен решаться исследователем на основании предметно-содержательного анализа эксперимента, которым должен непременно и начинаться, и заканчиваться эксперимент. Задача истолкования подмеченной связи часто является очень трудной. Содержательный
анализ математических моделей обладает
спецификой для различных предметных
областей. Поэтому рассмотрение этих
вопросов, несмотря на всю их важность,
выходит за рамки курса. Вопрос
№26. Проблема и предмет
исследования. Исходным пунктом всякого исследования является проблемная ситуация. При этом можно выделить две стороны проблемы: гносеологическую и предметную. Проблема – греч. problema – преграда, трудность, задача
В
гносеологическом смысле (т. е. с точки
зрения познавательного процесса) проблемная
ситуация — это "знание о незнании,
несоответствие или противоречие между
знанием о потребностях, людей и каких-то
результативных практических или теоретических
действиях и незнанием путей, средств,
методов, способов, приемов реализации
этих необходимых действий" Условно можно так представить процесс появления проблемы:
Проблема исследования задает ракурс рассмотрения темы; она является основной, стержневой для всей работы. В связи с этим, нужно четко, ясно, корректно определить проблему. Она может быть сформулирована в виде проблемной ситуации, нерешенного вопроса, теоретической или практической задачи и т.п. Проблема – это своего рода граница между знанием и незнанием. Она возникает тогда, когда прежнего знания становится недостаточно, а новое еще не приняло развитой формы. Предмет - это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект - это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное. Первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным - предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования. Некоторые исследователи не видят разницы в этих понятиях и отождествляют предмет и объект исследования. Порой
объект и предмет исследования определяются
практически одинаково. |