Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 13:21, контрольная работа
5.Эмпирический и теоретический уровни познания: их связь и соотношение.
25.Что такое корпускулярно-волновой дуализм? Как рассматривают принципы дополнительности и соотношения неопределенностей двойственность объектов микромира?
38. Какими понятиями оперируют статистические теории? Поясните, почему понятие случайности и вероятности события являются определяющими в статистических теориях. Приведите примеры статистических теорий.
60. В результате поступательного развития жизни на смену одним группам организмов приходили другие, в то время как третьи изменялись мало, а четвертые вымирали. На основе находок ископаемых форм в отложениях земных пластов удается проследить историю живой природы. Как вы считаете, каковы причины вымирания групп животных и растений?
62.Охарактеризуйте биосферу как глобальную экосистему. Докажите, что она является открытой системой.
Вопросы.
5.Эмпирический
и теоретический уровни познания: их
связь и соотношение.
25.Что такое
корпускулярно-волновой дуализм? Как рассматривают
принципы дополнительности и соотношения
неопределенностей двойственность объектов
микромира?
38. Какими
понятиями оперируют статистические теории?
Поясните, почему понятие случайности
и вероятности события являются определяющими
в статистических теориях. Приведите примеры
статистических теорий.
60. В результате
поступательного развития жизни на смену
одним группам организмов приходили другие,
в то время как третьи изменялись мало,
а четвертые вымирали. На основе находок
ископаемых форм в отложениях земных пластов
удается проследить историю живой природы.
Как вы считаете, каковы причины вымирания
групп животных и растений?
62.Охарактеризуйте биосферу как глобальную экосистему. Докажите, что она является открытой системой.
5.Эмпирический и теоретический уровни познания: их связь и соотношение.
Эмпирический уровень познания. На эмпирическом (опытном) уровне познания используются главным образом методы, опирающиеся на чувственно-наглядные приемы и способы познания, такие, как систематическое наблюдение, сравнение, аналогия и т.д. Здесь накапливается первичный опытный материал, который требует дальнейшей обработки и обобщения. На данном уровне познание имеет дело с фактами и их описанием. Вся научная информация основана на наблюдениях и подвергается объективной проверке. Непосредственные наблюдения ограничиваются только ощущениями, полученными от пяти органов чувств. Эти данные можно проверить, поскольку наши органы чувств могут обманываться и предоставлять нам неверную информацию.
К сожалению, сами по себе эмпирические факты и обобщения мало что объясняют. Можно сделать наблюдение, что на Земле любой предмет (а не только яблоки) будет падать сверху вниз. Но еще один непреложный факт — то, что звезды и планеты, которые мы можем увидеть у себя над головой, на Землю не падают. Выявить разницу между этими событиями, а также объяснить их причину на уровне эмпирического обобщения невозможно. Чтобы это понять, нужно пойти дальше и перейти с эмпирического на теоретический уровень познания.
Теоретический уровень познания. Только на этом уровне становится возможным формулирование законов, являющееся целью науки. Для этого нужно уметь увидеть за многочисленными, часто совершенно непохожими внешне фактами, именно существенные, а не просто повторяющиеся свойства и характеристики предметов и явлений.
Главная задача теоретического уровня познания заключается в том, чтобы привести полученные данные в стройную систему и создать из них научную картину мира. Для этого отдельные чувственные данные складываются в одну целостную систему — теорию Но при построении теории используются другие, более высокие методы познания — теоретические.
Теоретический уровень познания обычно расчленяется на два типа — фундаментальные теории и теории, которые описывают конкретную область реальности. Так, механика описывает материальные точки и взаимоотношения между ними, а на основе ее принципов строятся различные конкретные научные теории, описывающие те или иные области реального мира.
При
всех различиях между эмпирическим
и теоретическим уровнями познания
нет непреодолимой границы: теоретический
уровень опирается на данные эмпирического,
а эмпирическое знание не может существовать
без теоретических представлений, оно
обязательно погружено в определенный
теоретический контекст.
В природе
микрообъекты имеют необычные свойства,
которые проявляются
Доказательство гипотезы де Бройля, сущность
явления
Экспериментально эта гипотеза была подтверждена
в 1927 г. американскими физиками К. Дэвиссоном
и Л. Джермером, впервые обнаружившими
явление дифракции электронов на кристалле
никеля. Как мы уже знаем, явление дифракции
свидетельствует о типично волновом характере
явления. Впоследствии такая же дифракционная
картина была обнаружена у протонов, нейтронов
и других элементарных частиц при прохождении
ими через дифракционную решетку. Таким
образом, было установлено, что как фотоны,
т.е. кванты света, так и вещественные частицы,
такие, как электрон, протон, нейтрон и
другие, обладают не только корпускулярными,
но и волновыми свойствами. Это принципиально
новое явление, названное впоследствии
дуализмом волны и частицы, совершенно
не укладывалось в рамки классической
физики. Действительно, раньше считали,
что объекты ее изучения могли обладать
либо корпускулярными, либо волновыми
свойствами. В отличие от этого микрообъекты,
имеющие квантовый характер, обладают
одновременно как корпускулярными, так
и волновыми свойствами. Например, в одних
экспериментальных условиях электрон
обнаруживает типично корпускулярные
свойства, а в других — волновые свойства,
так что его можно было назвать как частицей,
так и волной. Тот факт, что поток электронов
представляет собой поток мельчайших
частиц вещества, знали и раньше, но то,
что этот поток обнаруживает волновые
свойства, образуя типичные явления интерференции
и дифракции, подобно волнам света, звука
или жидкости, оказалось полной неожиданностью
для физиков. Для лучшего понимания всех
дальнейших вопросов проделаем такой
мысленный эксперимент. Пусть мы имеем
устройство, которое дает поток электронов,
например электронную пушку. Поставим
перед ней тонкую металлическую пластинку
с двумя булавочными отверстиями, через
которые могут пролетать электроны. Прохождение
электронов через эти отверстия регистрируется
специальным прибором, например счетчиком
Гейгера или электронным множителем, подсоединенным
к динамику. Если подсчитать количество
электронов, прошедших отдельно через
первое отверстие, когда второе закрыто,
и через второе, когда первое закрыто,
а потом через оба открытых отверстия,
то окажется, что сумма вероятностей прохождения
электронов, когда открыто отдельно одно
из отверстий, а потом другое, не будет
равна вероятности их прохождения при
двух открытых отверстиях.
Интересно отметить, что если на прошедшие за экраном электроны воздействовать светом, то интерференция исчезнет. Следовательно, фотоны, из которых состоит свет, влияют на характер движения электронов и изменяют его. Здесь перед нами совершенно новое явление, заключающееся в том, что всякая попытка наблюдения микрообъектов сопровождается изменением характера их движения. Поэтому любое наблюдение микрообъектов с помощью приборов и измерительных средств исследователя в мире мельчайших частиц материи сопровождается изменением их состояния. Конечно, влияние средств наблюдения на наблюдаемые объекты было известно ученым и в классической физике. Но оно никак не учитывалось в классических теориях. В квантовой же физике этим влиянием уже нельзя было пренебречь. Именно это обстоятельство вызывает обычно возражение со стороны тех, кто не видит различия между микро- и макрообъектами. В макромире, в котором мы живем, мы не замечаем влияния приборов наблюдения и измерения на макротела, которые изучаем, поскольку практически такое влияние чрезвычайно мало и поэтому им можно пренебречь. В этом мире как приборы и инструменты, так и сами изучаемые тела характеризуются тем же порядком величин. Совершенно иначе обстоит дело в микромире, где макроприбор не может не влиять на микрообъекты. Другое принципиальное отличие микрообъектов от макрообъектов заключается в наличии у первых корпускулярно-волновых свойств, но наличие таких взаимоисключающих, противоречивых свойств у макрообъектов целиком отвергается сторонниками классической физики. Хотя классическая физика и признает обособленное существование корпускулярных свойств у вещества и волновых свойств у поля, но отрицает существование объектов, обладающих одновременно такими свойствами. Корпускулярные свойства она приписывает только веществу, а волновые — исключительно физическим полям (акустическим, гидродинамическим, оптическим или электромагнитным).
Согласно двойственной корпускулярно-волновой
природе частиц вещества для описания
свойств микрочастиц
Немецкий физик В. Гейзенберг, учитывая волновые свойства микрочастиц и связанные с волновыми свойствами ограничения в их поведении, пришел в 1927 г. к выводу:
Объект микромира невозможно одновременно с любой наперед заданной точностью характеризовать и координатой, и импульсом. Согласно соотношению неопределенностей Гейзенберга микрочастица (микрообъект) не может иметь одновременно координату х и определенный импульс р, причем неопределенности этих величин удовлетворяют условию
∆х ∆р≥h
h — постоянная Планка, т. е. произведение неопределенностей координаты и импульса не может быть меньше постоянной Планка.
Невозможность одновременно точно определить координату и соответствующую ей составляющую импульса не связана с несовершенством методов измерения или измерительных приборов. Это следствие специфики микрообъектов, отражающей особенности их объективных свойств, их двойственной корпускулярно-волновой природы. Соотношение неопределенностей получено при одновременном использовании классических характеристик движения частицы (координаты, импульса) и наличия у нее волновых свойств. Поскольку в классической механике принято, что измерение координаты и импульса может быть произведено с любой точностью, то соотношение неопределенностей является, таким образом, квантовым ограничением применимости классической механики к микрообъектам.
Соотношение неопределенностей, отражая специфику физики микрочастиц, позволяет оценить, например, в какой мере можно применять понятия классической механики к микрочастицам, в частности, с какой степенью точности можно говорить о траекториях микрочастиц. Известно, что движение по траектории характеризуется в любой момент времени определенными значениями координат и скорости.
Для макроскопических тел их волновые свойства не играют никакой роли: координата и скорость макротел могут быть одновременно измерены достаточно точно. Это означает, что для описания движения макротел с абсолютной достоверностью можно пользоваться законами классической механики.
Соотношение неопределенностей неоднократно являлось предметом философских дискуссий, приводивших некоторых философов к его идеалистическому истолкованию: соотношение неопределенностей, не давая возможности одновременно точно определить координаты и импульсы (скорости) частиц, устанавливает границу познаваемости мира, с одной стороны, и существования микрообъектов вне пространства и времени — с другой. На самом деле соотношение неопределенностей не ставит какого-либо предела познанию микромира, а только указывает, насколько применимы к нему понятия классической механики.
Для описания микрообъектов Н. Бор сформулировал в 1927 г. принципиальное положение квантовой механики — принцип дополнительности, согласно которому получение экспериментальной информации об одних физических величинах, описывающих микрообъект (элементарную частицу, атом, молекулу), неизбежно связано с потерей информации о некоторых других величинах, дополнительных к первым.
Такими взаимно дополнительными величинами можно считать, например, координату частицы и ее скорость (или импульс). В общем случае дополнительными друг к другу являются физические величины, которым соответствуют операторы, не коммутирующие между собой, например, направление и величина момента импульса, кинетическая и потенциальная энергия.
С физической точки зрения принцип дополнительности часто объясняют (следуя Бору) влиянием измерительного прибора (микроскопического объекта) на состояние микрообъекта. При точном измерении одной из дополнительных величин (например, координаты частицы) с помощью соответствующего прибора другая величина (импульс) в результате взаимодействия частицы с прибором претерпевает полностью неконтролируемое изменение. Хотя такое толкование принципа дополнительности и подтверждается анализом простейших экспериментов, с общей точки зрения оно наталкивается на возражения философского характера. С позиции современной квантовой теории роль прибора в измерениях заключается в "приготовлении" некоторого состояния системы. Состояния, в которых взаимодополнительные величины имели бы одновременно точно определенные значения, принципиально невозможны, причем если одна из таких величин точно определена, то значения другой полностью неопределенны. Таким образом, фактически принцип дополнительности отражает объективные свойства квантовых систем, не связанные с наблюдателем.
Несмотря на такое обилие экспериментальных данных, подтверждающих гипотезу де Бройля, причем при различной постановке эксперимента, оставался один важный вопрос, на который отсутствовал ответ: не являются ли экспериментальные данные результатом коллективного взаимодействия многих электронов с мишенью? Действительно, все опыты проводили при большой интенсивности электронного пучка, такой, что одновременно с мишенью взаимодействовало много электронов. Ответ на этот вопрос был получен значительно позже, лишь в 1949 году, в результате исследования, проведенного в Москве Л.М. Биберманом, П.П. Сушкиным и В.А. Фабрикантом. Они наблюдали рассеяние электронов на кристалле окиси магния методом Дебая - Шерера при столь малой интенсивности электронного пучка, что одновременно через экспериментальную установку пролетал лишь один электрон (время пролета электрона было в ~104 раз меньше, чем среднее время между попаданием электронов на фотопластинку). При малом числе электронов их следы на фотопластинке носили случайный характер. Однако и в таких условиях суммарный след от попадания многих электронов на фотопластинку представлял собой типичные интерференционные кольца.
Информация о работе Контрольная работа по "Концепция современного естествознания"