Концепция ноосферы В. И. Вернадского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 20:54, реферат

Краткое описание

Идеи Вернадского сыграли выдающуюся роль в становлении современной научной картины мира. В центре его естественнонаучных и философских интересов — разработка целостного учения о биосфере, живом веществе (организующем земную оболочку) и эволюции биосферы в ноосферу, в которой человеческий разум и деятельность, научная мысль становятся определяющим фактором развития, мощной силой, сравнимой по своему воздействию на природу с геологическими процессами. Учение Вернадского о взаимоотношении природы и общества оказало сильное влияние на формирование современного экологического сознания. Развивал традиции русского космизма, опирающегося на идею внутреннего единства человечества и космоса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Условия становления и существования ноосферы……………………………...4

Суть теории В. И. Вернадского о ноосфере……………………………………10

Концепция ноосферы В. И. Вернадского………………………………………14

Заключение ………………………………………………………………………21

Список литературы ……………………………………………………………...22

Вложенные файлы: 1 файл

КСЕ РЕФЕРАТ.docx

— 41.83 Кб (Скачать файл)

Так,  В.И. Вернадский понятие "ноосфера" употреблял в разных смыслах:

-как состояние планеты, когда человек становится  преобразующей геологической силой;

-как область активного проявления научной мысли;

-как главный фактор качественной перестройки биосферы.

 

Вернадский  рассматривает возникновение сознания как закономерный результат эволюции биосферы, сознание же, однажды возникнув, начинает оказывать всё возрастающее влияние на биосферу благодаря трудовой деятельности человека.

Концепция Вернадского впервые привела  все известные эмпирические факты, данные и результаты в единую целостную  систему знания, которая убедительно  объясняет, какие факторы способствовали переходу от биосферы к ноосфере. Она  основывается на признании решающей роли человеческой деятельности, труда  и мысли в эволюции биосферы, а  через последнюю, и в изменении происходящих на Земле геологических процессов и лика Земли в целом.

Вернадский  писал: «Эволюционный процесс получает особое геологическое значение благодаря  тому, что он создал новую геологическую  силу – научную мысль социального  человечества...  Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – в ноосферу». В период перехода от биосферы к ноосфере появляется такой мощный геохимический фактор, как увеличивающееся количество зелёного живого вещества за счёт расширения посевных площадей и повышения интенсивности земледелия.

Это приводит к ускорению процессов эволюции, быстрее возникают новые виды растений и животных, а это оказывает  в свою очередь ещё большее  влияние на ускорение процессов  обмена между живым и косным веществом  в биосфере. В результате, человек  «избавился от голода новым путём, лишь в слабой степени известным животным – сознательным, творческим обеспечением от голода и, следовательно, нашёл возможность  неограниченного проявления своего размножения».

Вернадский  предвидел неминуемое расширение «границ» ноосферы, имея в виду неизбежный выход  человека в космическое пространство. В основе ноосферы – «сферы разума»  – лежит гармония человека и красоты  природы, и он призывал бережно относиться к этой гармонии. Переход к ноосфере начался с момента появления в жизни человека огня и изготовления первых орудий производства и охоты, благодаря чему он получил преимущество перед животным миром и начал процесс приручения диких животных и создания новых сортов культурных растений.

Теперь  уже человек действует не как  разумное существо, а как творец. Изучению влияния человека на окружающую среду, поиску путей восстановления пострадавших в процессе его деятельности природных систем посвящена наука, возникшая уже после смерти Вернадского (в семидесятых годах двадцатого века) и получившая своё название, как  «экология». Но экология в отличие  от учения о ноосфере не изучает  процессы преобразования человеком  земной коры, не изучает геологическую  деятельность человека, её закономерности и последствия.

Современные представления о ноосфере сводятся к следующим основным постулатам.

 

1. Ноосфера  представляет собой область взаимодействия  человека и природы, в пределах  которой человеческая деятельность  становится основным  определяющим фактором развития.

 

2. Ноосфера  есть качественно высшая стадия  развития биосферы, связанная с  коренным преобразованием как природы, так и самого человека, т.е. ноосфера представляет собой не выделенный над биосферой "мыслящий пласт", а качественно новое состояние самой биосферы,  ее очередную трансформацию в ходе эволюции.

 

3. Ноосфера  как высокоорганизованное состояние   биосферы может возникнуть и существовать только тогда, когда, во-первых, преобразующая деятельность человека будет основываться на строго научном и разумном понимании всех происходящих процессов и обязательно сочетаться с «интересами» природы и, во-вторых, решится задача овладения в ближайшем будущем методами управления развитием биосферы и создания необходимых для этого средств.

 

4. Структура  ноосферы включает: человечество, социальные  системы, науку, технику и технологии  в единстве с биосферой. Реально  ноосфера предстает как техносреда, искусственное образование с ее собственными законами функционирования. Поэтому, если для В.И. Вернадского концепция ноосферы связывалась с идеями рационального развития биосферы, направляемого общим разумом людей, то в настоящее время образуется среда, которая начинает отрицать условия бытия человека как естественного существа. Ноосфера, в своей ипостаси техносреды, порождает экологический кризис, ставя человека на грань выживания.

 

5. Ноосфера  – феномен не столько природы,  сколько космоса. Биосфера –  живая оболочка Земли; создаваемая  разумом искусственная среда  (ноосфера) тоже пока в основном  на Земле. Ноосфера, включенная  в систему бытия человека, предстает  как часть космоса. С другой  стороны, космос как реальность, а не просто объект созерцания, открывается человеку посредством  науки и техники. Считается,  что космизм в онтологическом плане – это идеология техногенной среды.

 

Вышеприведенные аксиомы отражают главные свойства, которыми должна обладать ноосфера.

 

 

 

 

 

 

 

Концепция ноосферы В. И. Вернадского

 

Немаловажную  роль в зарождении ноосферных идей сыграли русские философы-космисты, особенно Н. Ф. Федоров и С. Н. Булгаков. Первый из них в своем труде «Философия общего дела», опубликованном в 1906 г., заявляет, что главная цель общего дела человечества состоит в управлении слепыми, хаотичными силами природы: «...нет в природе целесообразности... ее должен внести сам человек, и в этом заключается высшая целесообразность» . Средством для наведения порядка в природе должна стать хозяйственная деятельность. Эту мысль развивает С. Н. Булгаков в работе «Философия хозяйства», вышедшей в 1912 г.: «Хозяйственный труд есть уже как бы новая сила природы, новый мирообразующий, космогенический фактор, принципиально отличный ... от всех остальных сил природы» . Человек «создает как бы новый мир, новые блага, новые знания, новые чувства, новую красоту — он творит культуру... Рядом с миром естественным «создается мир искусственный, творение человека, и этот мир новых сил и новых ценностей увеличивается от поколения к поколению...» . С. Н. Булгаков придает религиозно-философскую окраску происходящему, полагая, что «человеческое творчество — в знании, в хозяйстве, в культуре, в искусстве — софийно» .

Главным творцом ноосферной концепции стал В. И. Вернадский (1863—1945) — один из величайших ученых-натуралистов, мыслитель-энциклопедист XX в. Его нередко причисляют к плеяде русских философов-космистов. Но в отличие от многих из них он шел к идее ноосферы своим излюбленным путем естествоиспытателя — путем эмпирических обобщений, основанных на обширном фактическом материале.

Основными компонентами ноосферы, по Вернадскому, являются:

 

- биосфера –  населенная и преобразованная живым веществом поверхностная оболочка земли;

 

-человечество  как единое целое, наука, техника  («В живом веществе создалась  новая  геологическая сила ума и техники на нашей планете небывалая»), культура («область человеческой культуры и проявления человеческой мысли – вся ноосфера»).

Таким образом, ноосфера представляет собой единство природного (биосфера) и социального («общество»). В дальнейшем мысль  о единстве природного и социального была  конкретизирована и углублена: «Ход истории пошел к объединению человечества, к  ноосфере – будущему единству человеческой организации как единой действенной   
структуре... Ноосфера – есть планетное явление, и исторический процесс, взятый в планетном масштабе, есть то же геологическое явление». Ноосфера, с естественнонаучных позиций, – это современная биосфера, частью которой является человечество. Но это справедливо лишь отчасти. Оставаясь на биологическом плане частью биосферы, человечество, как носитель разума, – явление социальное, поэтому оно является биосоциальной реальностью, которая представляет собой основу ноосферы.

Каковы  же основные идеи В. И. Вернадского, лежащие  в основе его учения о ноосфере, перехода биосферы в новое эмоциональное  состояние? Особое место здесь принадлежит  идее об эволюции живого вещества человечества как ее закономерной части. Именно эволюционный процесс «создал новую геологическую силу – научную мысль социального человечества. Мы как раз проживаем вхождение в геологическую историю планеты». Однако, по Вернадскому, эволюция носит не глобальный, космический характер (эволюционный космизм П. Тейяра де Шардена), а биосоциальный. Эволюционирует, по  мысли российского космиста, только живое вещество, а вместе с ним – биосфера и  человечество.

Переход биосферы в ноосферу обусловлен направленностью  эволюционного процесса:  «... эволюция живого вещества идет в определенном направлении. Это явление было  названо Данацефолизацией, а Ле Контом – психозойской эрой. Это связано с развитием нервной системы животных и формированием человеческого мозга – орудия научной мысли как планетного явления. Направленность и необратимость эволюционного процесса дает основание Вернадскому сделать вывод о неизбежности перехода биосферы в ноосферу: «Ноосфера – биосфера, переработанная научной мыслью... не есть кратковременной и преходящее научное явление... (Процессы, подготавливавшиеся многие миллиарды лет, не могут быть преходящими, не могут остановиться. Отсюда следует, что биосфера неизбежно перейдет, так или иначе, рано или поздно, в ноосферу...)».

Итак, если под ноосферой понимать гармонизированную  систему «общество-биосфера», то человечество может и не дождаться такой  «ноосферы». Большое методологическое значение имеет идея В. И. Вернадского  о единстве человечества, его материальной и духовной жизни. По его мнению, «человечество едино... Жизнь человечества, примесей ее разнородности, стала неделимой, единой... Телеграф, телефон,   
радио, аэропланы, аэростаты охватили весь земной шар. Сношения становятся все более простыми и быстрыми». И далее: «... впервые в истории человечества мы находимся в условиях единого исторического процесса, охватывающего всю биосферу планеты. Как раз закончились сложные... исторические процессы, которые, в конце концов,  в нашем XX столетии создали единое, неразрывное целое». Все народы Земли в научно-техническом, технологическом, информационном аспектах стали единым целым. 

Причем  это единство растет и становится заметным чуть не ежегодно. В конце XX в. компьютерная, информационная, космическая техника и технология многократно укрепили взаимосвязь между отдельными людьми, нациями, государствами нашей планеты. По мнению В. И. Вернадского, создание подлинного единства человечества «есть необходимое условие организованности ноосферы, и к нему человечество неизбежно придет». 

И в этом великий ученый, как видим, не ошибся. Особая роль в создании этого единства принадлежит науке. Она – одна для всего человечества и носит  не национальный, а интернациональный  характер. Физические, биологические  и другие теории обладают  одинаковой ценностью для ученых всех стран и континентов Земли, являются достоянием  всего человечества.

Анализируя  развитие научного знания в истории  человечества, создатель биогеохимии  выдвинул идею о «взрыве научного творчества», имеющую большое методологическое  значение. Он отмечает закономерность и неизбежность этого взрыва: «Взрыв» научной  мысли в XX ст. подготовлен всем прошлым биосферы и имеет глубочайшие корни в ее  строении. Он не может остановиться и пойти назад. Он может только замедлиться в своем  темпе». Взрыв научной мысли с конца XIX века превратил науку в важнейшую геологическую силу, преобразующую общество, биосферу и всю поверхностную оболочку  Земли. Он стал единым из важнейших факторов формирования и развития  научно-технической революции. Превращение науки в важнейший фактор общественного развития носит объективный и закономерный характер, как и сам переход биосферы в  ноосферу.

Субъективным  фактором бурного развития науки XX в., по мнению   
В. И. Вернадского, является свобода научной мысли, которая, однако, была   
весьма ограничена в тоталитарном обществе. 

В. И. Вернадский отмечает две основные предпосылки  перехода биосферы в ноосферу: во-первых, «в XX в. научная мысль охватила всю планету, все находящиеся на ней  государства. Всюду создавались многочисленные центры научной мысли и научного  изыскания», во-вторых, «XX век – век возросшего значения народных масс.... Велико значение демократических и социальных организаций трудящихся, интернациональных объединений и их стремление к получению максимального научного знания. Это столь же необходимая предпосылка ноосферы, как и творческая научная работа».

Иными  словами, наука и демократия в XX веке стали основными факторами преобразования  биосферы в ноосферу, с чем нельзя не согласиться. К этим предпосылкам, по нашему  мнению, следовало бы добавить технику и технологию, бурное неуправляемое развитие  которых привело не только к появлению НТР, но и к крайнему обострению глобальной экологической проблемы.

Великий натуралист выделил также три  тенденции, лежащие в основе развития  ноосферы:

 

«Во-первых, нигде не было в истории человечества ныне наблюдаемой его вселенскости, – с одной стороны, полного захвата человеком биосферы для жизни и, с другой стороны, отсутствия оторванности отдельных поселений благодаря быстроте сношений и передвижений...

 

Во-вторых, никогда (ранее) в истории человечества интересы и благо  всех ... не становились реальной государственной задачей...

 

В-третьих, впервые поставлена... проблема сознательного  регулирования размножения, продления  жизни... ослабления болезней для всего  человечества. Впервые ставится задача проникновения   
научного знания во все человечество».

В настоящее  время данные тенденции проявляются  еще более отчетливо. Более того, проблемы  народонаселения и здравоохранения приобрели глобальный характер. В основе экологического сознания, по Вернадскому, лежит идея единства человека и человечества с живым веществом и биосферой в целом: «Человек и человечество теснейшим образом прежде всего связаны с живым веществом, населяющим нашу планету ... Человек   
живет в биосфере и от нее не отделим». Поэтому произведенная деятельность человечества должна быть связана с сознанием единства и равенства всех людей, единства ноосферы. Очень актуальной является идея Вернадского о том, что ноосферное сознание должно иметь глобальный характер: «Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может – должен – мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетарном  аспекте».

Информация о работе Концепция ноосферы В. И. Вернадского