Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 20:54, реферат
Идеи Вернадского сыграли выдающуюся роль в становлении современной научной картины мира. В центре его естественнонаучных и философских интересов — разработка целостного учения о биосфере, живом веществе (организующем земную оболочку) и эволюции биосферы в ноосферу, в которой человеческий разум и деятельность, научная мысль становятся определяющим фактором развития, мощной силой, сравнимой по своему воздействию на природу с геологическими процессами. Учение Вернадского о взаимоотношении природы и общества оказало сильное влияние на формирование современного экологического сознания. Развивал традиции русского космизма, опирающегося на идею внутреннего единства человечества и космоса.
Введение…………………………………………………………………………...3
Условия становления и существования ноосферы……………………………...4
Суть теории В. И. Вернадского о ноосфере……………………………………10
Концепция ноосферы В. И. Вернадского………………………………………14
Заключение ………………………………………………………………………21
Список литературы ……………………………………………………………...22
Так, В.И. Вернадский понятие "ноосфера" употреблял в разных смыслах:
-как состояние планеты, когда человек становится преобразующей геологической силой;
-как область активного проявления научной мысли;
-как главный фактор качественной перестройки биосферы.
Вернадский
рассматривает возникновение
Концепция Вернадского впервые привела все известные эмпирические факты, данные и результаты в единую целостную систему знания, которая убедительно объясняет, какие факторы способствовали переходу от биосферы к ноосфере. Она основывается на признании решающей роли человеческой деятельности, труда и мысли в эволюции биосферы, а через последнюю, и в изменении происходящих на Земле геологических процессов и лика Земли в целом.
Вернадский писал: «Эволюционный процесс получает особое геологическое значение благодаря тому, что он создал новую геологическую силу – научную мысль социального человечества... Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – в ноосферу». В период перехода от биосферы к ноосфере появляется такой мощный геохимический фактор, как увеличивающееся количество зелёного живого вещества за счёт расширения посевных площадей и повышения интенсивности земледелия.
Это приводит
к ускорению процессов
Вернадский предвидел неминуемое расширение «границ» ноосферы, имея в виду неизбежный выход человека в космическое пространство. В основе ноосферы – «сферы разума» – лежит гармония человека и красоты природы, и он призывал бережно относиться к этой гармонии. Переход к ноосфере начался с момента появления в жизни человека огня и изготовления первых орудий производства и охоты, благодаря чему он получил преимущество перед животным миром и начал процесс приручения диких животных и создания новых сортов культурных растений.
Теперь
уже человек действует не как
разумное существо, а как творец.
Изучению влияния человека на окружающую
среду, поиску путей восстановления
пострадавших в процессе его деятельности
природных систем посвящена наука,
возникшая уже после смерти Вернадского
(в семидесятых годах
Современные представления о ноосфере сводятся к следующим основным постулатам.
1. Ноосфера
представляет собой область
2. Ноосфера
есть качественно высшая
3. Ноосфера
как высокоорганизованное
4. Структура
ноосферы включает: человечество, социальные
системы, науку, технику и
5. Ноосфера
– феномен не столько природы,
сколько космоса. Биосфера –
живая оболочка Земли;
Вышеприведенные аксиомы отражают главные свойства, которыми должна обладать ноосфера.
Концепция ноосферы В. И. Вернадского
Немаловажную роль в зарождении ноосферных идей сыграли русские философы-космисты, особенно Н. Ф. Федоров и С. Н. Булгаков. Первый из них в своем труде «Философия общего дела», опубликованном в 1906 г., заявляет, что главная цель общего дела человечества состоит в управлении слепыми, хаотичными силами природы: «...нет в природе целесообразности... ее должен внести сам человек, и в этом заключается высшая целесообразность» . Средством для наведения порядка в природе должна стать хозяйственная деятельность. Эту мысль развивает С. Н. Булгаков в работе «Философия хозяйства», вышедшей в 1912 г.: «Хозяйственный труд есть уже как бы новая сила природы, новый мирообразующий, космогенический фактор, принципиально отличный ... от всех остальных сил природы» . Человек «создает как бы новый мир, новые блага, новые знания, новые чувства, новую красоту — он творит культуру... Рядом с миром естественным «создается мир искусственный, творение человека, и этот мир новых сил и новых ценностей увеличивается от поколения к поколению...» . С. Н. Булгаков придает религиозно-философскую окраску происходящему, полагая, что «человеческое творчество — в знании, в хозяйстве, в культуре, в искусстве — софийно» .
Главным творцом ноосферной концепции стал В. И. Вернадский (1863—1945) — один из величайших ученых-натуралистов, мыслитель-энциклопедист XX в. Его нередко причисляют к плеяде русских философов-космистов. Но в отличие от многих из них он шел к идее ноосферы своим излюбленным путем естествоиспытателя — путем эмпирических обобщений, основанных на обширном фактическом материале.
Основными компонентами ноосферы, по Вернадскому, являются:
- биосфера – населенная и преобразованная живым веществом поверхностная оболочка земли;
-человечество
как единое целое, наука,
Таким образом,
ноосфера представляет собой единство
природного (биосфера) и социального
(«общество»). В дальнейшем мысль
о единстве природного и социального
была конкретизирована и углублена: «Ход
истории пошел к объединению человечества,
к ноосфере – будущему единству человеческой
организации как единой действенной
структуре... Ноосфера – есть планетное
явление, и исторический процесс, взятый
в планетном масштабе, есть то же геологическое
явление». Ноосфера, с естественнонаучных
позиций, – это современная биосфера,
частью которой является человечество.
Но это справедливо лишь отчасти. Оставаясь
на биологическом плане частью биосферы,
человечество, как носитель разума, –
явление социальное, поэтому оно является
биосоциальной реальностью, которая представляет
собой основу ноосферы.
Каковы же основные идеи В. И. Вернадского, лежащие в основе его учения о ноосфере, перехода биосферы в новое эмоциональное состояние? Особое место здесь принадлежит идее об эволюции живого вещества человечества как ее закономерной части. Именно эволюционный процесс «создал новую геологическую силу – научную мысль социального человечества. Мы как раз проживаем вхождение в геологическую историю планеты». Однако, по Вернадскому, эволюция носит не глобальный, космический характер (эволюционный космизм П. Тейяра де Шардена), а биосоциальный. Эволюционирует, по мысли российского космиста, только живое вещество, а вместе с ним – биосфера и человечество.
Переход биосферы в ноосферу обусловлен направленностью эволюционного процесса: «... эволюция живого вещества идет в определенном направлении. Это явление было названо Данацефолизацией, а Ле Контом – психозойской эрой. Это связано с развитием нервной системы животных и формированием человеческого мозга – орудия научной мысли как планетного явления. Направленность и необратимость эволюционного процесса дает основание Вернадскому сделать вывод о неизбежности перехода биосферы в ноосферу: «Ноосфера – биосфера, переработанная научной мыслью... не есть кратковременной и преходящее научное явление... (Процессы, подготавливавшиеся многие миллиарды лет, не могут быть преходящими, не могут остановиться. Отсюда следует, что биосфера неизбежно перейдет, так или иначе, рано или поздно, в ноосферу...)».
Итак, если
под ноосферой понимать гармонизированную
систему «общество-биосфера», то человечество
может и не дождаться такой
«ноосферы». Большое методологическое
значение имеет идея В. И. Вернадского
о единстве человечества, его материальной
и духовной жизни. По его мнению,
«человечество едино... Жизнь человечества,
примесей ее разнородности, стала неделимой,
единой... Телеграф, телефон,
радио, аэропланы, аэростаты охватили
весь земной шар. Сношения становятся
все более простыми и быстрыми». И далее:
«... впервые в истории человечества мы
находимся в условиях единого исторического
процесса, охватывающего всю биосферу
планеты. Как раз закончились сложные...
исторические процессы, которые, в конце
концов, в нашем XX столетии создали единое,
неразрывное целое». Все народы Земли
в научно-техническом, технологическом,
информационном аспектах стали единым
целым.
Причем это единство растет и становится заметным чуть не ежегодно. В конце XX в. компьютерная, информационная, космическая техника и технология многократно укрепили взаимосвязь между отдельными людьми, нациями, государствами нашей планеты. По мнению В. И. Вернадского, создание подлинного единства человечества «есть необходимое условие организованности ноосферы, и к нему человечество неизбежно придет».
И в этом великий ученый, как видим, не ошибся. Особая роль в создании этого единства принадлежит науке. Она – одна для всего человечества и носит не национальный, а интернациональный характер. Физические, биологические и другие теории обладают одинаковой ценностью для ученых всех стран и континентов Земли, являются достоянием всего человечества.
Анализируя
развитие научного знания в истории
человечества, создатель биогеохимии
выдвинул идею о «взрыве научного
творчества», имеющую большое
Субъективным
фактором бурного развития науки XX
в., по мнению
В. И. Вернадского, является свобода научной
мысли, которая, однако, была
весьма ограничена в тоталитарном обществе.
В. И. Вернадский отмечает две основные предпосылки перехода биосферы в ноосферу: во-первых, «в XX в. научная мысль охватила всю планету, все находящиеся на ней государства. Всюду создавались многочисленные центры научной мысли и научного изыскания», во-вторых, «XX век – век возросшего значения народных масс.... Велико значение демократических и социальных организаций трудящихся, интернациональных объединений и их стремление к получению максимального научного знания. Это столь же необходимая предпосылка ноосферы, как и творческая научная работа».
Иными словами, наука и демократия в XX веке стали основными факторами преобразования биосферы в ноосферу, с чем нельзя не согласиться. К этим предпосылкам, по нашему мнению, следовало бы добавить технику и технологию, бурное неуправляемое развитие которых привело не только к появлению НТР, но и к крайнему обострению глобальной экологической проблемы.
Великий натуралист выделил также три тенденции, лежащие в основе развития ноосферы:
«Во-первых, нигде не было в истории человечества ныне наблюдаемой его вселенскости, – с одной стороны, полного захвата человеком биосферы для жизни и, с другой стороны, отсутствия оторванности отдельных поселений благодаря быстроте сношений и передвижений...
Во-вторых, никогда (ранее) в истории человечества интересы и благо всех ... не становились реальной государственной задачей...
В-третьих,
впервые поставлена... проблема сознательного
регулирования размножения, продления
жизни... ослабления болезней для всего
человечества. Впервые ставится задача
проникновения
научного знания во все человечество».
В настоящее
время данные тенденции проявляются
еще более отчетливо. Более того,
проблемы народонаселения и здравоохранения
приобрели глобальный характер. В основе
экологического сознания, по Вернадскому,
лежит идея единства человека и человечества
с живым веществом и биосферой в целом:
«Человек и человечество теснейшим образом
прежде всего связаны с живым веществом,
населяющим нашу планету ... Человек
живет в биосфере и от нее не отделим».
Поэтому произведенная деятельность человечества
должна быть связана с сознанием единства
и равенства всех людей, единства ноосферы.
Очень актуальной является идея Вернадского
о том, что ноосферное сознание должно
иметь глобальный характер: «Человек впервые
реально понял, что он житель планеты и
может – должен – мыслить и действовать
в новом аспекте, не только в аспекте отдельной
личности, семьи или рода, государств или
их союзов, но и в планетарном аспекте».