В XX в. идею гармонии природы
сменила идея эволюции. Принцип гармонии
природы, теория типов и представление
об устойчивости вида отодвинулись в сознании
людей на задний план, а многим казались
опровергнутыми. С течением времени, однако,
полное обоснование эволюционной идеи
породило свою противоположность. В науке
XX в. вновь возродилась идея устойчивости.
И с тем же благородным рвением, с каким
человеческая мысль разрушала теорию
типов и теорию неизменности видов, она
устремилась на поиски механизмов поддержания
устойчивости.
В.И.Вернадский сумел раскрыть
на уровне биосферы в целом взаимодействие
эволюционного процесса и идеи устойчивости
живой природы. В 1928 г. В.И.Вернадский писал:
«В геохимическом аспекте, входя как часть
в мало изменяющуюся, колеблющуюся около
неизменного среднего состояния биосферу,
жизнь, взятая как целое, представляется
устойчивой и неизменной в геологическом
времени. В сложной организованности биосферы
происходили в пределах живого вещества
только перегруппировки химических элементов,
а не коренные изменения их состава и количества
– перегруппировки, не отражавшиеся на
постоянстве и неизменности геологических
– в данном случае геохимических процессов,
в которых эти живые вещества принимали
участие.
Устойчивость видовых форм
в течение миллионов лет, миллионов поколений,
может, даже составляет самую характерную
черту живых форм».
По сложившемуся общему мнению,
вершиной творчества Вернадского является
учение о биосфере и об эволюционном переходе
ее под влиянием человеческого разума
в новое состояние – ноосферу: «Масса
живого вещества, его энергия и степень
организованности в геологической истории
Земли непрерывно эволюционировали, никогда
не возвращаясь в прежнее состояние. Преобразования
в поверхностной оболочке планеты под
влиянием деятельности человека стали
естественным этапом этой эволюции. Вся
биосфера, изменившись коренным образом,
должна перейти в новое качественное состояние,
сферу действия человеческого разума».
Переводя теорию Дарвина на
язык кибернетики, И.И.Шмальгаузен показал,
что само преобразование органических
форм закономерно осуществляется в рамках
относительно стабильного механизма,
лежащего на биогеоценотическом уровне
организации жизни и действующего по статистическому
принципу. Это и есть высший синтез идеи
эволюции органических форм с идеей устойчивости
и идеей постоянства геохимической функции
жизни в биосфере. Так воедино оказались
слитыми и вместе с тем поднятыми на новый
современный уровень концепции Кювье,
Дарвина, Вернадского.
Основные направления поиска
в эволюционной теории – это разработка
целостных концепций, более адекватно
отражающих системный характер изучаемых
явлений.
Общепризнанным является тезис
о движении как атрибуте материи, и встает
вопрос, можно ли считать атрибутом материи
развитие. Эти проблемы оживленно дискутируются,
и на сегодня общепризнанной точки зрения
нет. Существует точка зрения, что движение
– более общий момент, а развитие – частный
случай движения, т.е. развитие не является
атрибутом материи. Другая точка зрения
настаивает на атрибутивном характере
развития. Решение вопроса об атрибутивном
характере развития связано с тем содержанием,
которое вкладывается в понятие «развитие».
Обычно выделяют три подхода:
– развитие как круговорот;
– развитие как необратимое
качественное изменение;
– развитие как бесконечное
движение от низшего к высшему.
Эти подходы справедливы, когда
речь идет не о материи вообще, а о каком-либо
материальном образовании.
К материи в целом, материи как
таковой понятие развития приложимо, но
не в том смысле, в каком мы говорим о развитии
отдельных предметных областей. Материя
как объективная реальность – это именно
вся совокупность вещей и явлений окружающего
нас мира. Она непрерывно развивается,
и это развитие не означает ничего иного,
кроме непрерывного развития всех ее конкретных
проявлений. Материя есть предельно общая
философская категория, а естествознание
всегда имело и будет иметь дело с «материей
на данном уровне проникновения в нее».
Единственно известной нам материи мы
сегодня можем приписывать развитие
не только на основании общефилософских
соображений, а и на основе достаточно
апробированных естественнонаучных теорий.
Тезис о развитии как атрибуте
материи до недавнего времени трудно было
согласовать с данными естествознания,
где единственный закон, включающий направленность
происходящих изменений, – это второе
начало термодинамики, говорящее скорее
о тенденции к деградации. Второе начало
является одним из естественнонаучных
выражений принципа развития, определяющим
эволюцию материи. Поскольку принцип увеличения
энтропии отражает необратимость всех
реальных процессов и тем самым означает
необратимое изменение всех известных
форм материи, т.е. их переход в какие-то
иные формы, для которых уже будут недействительны
существующие законы, то его можно считать
естественнонаучным выражением философского
принципа развития.
Второе начало имеет тот же
статус, что и первое начало (закон сохранения
энергии), и его действие не противоречит
развитию Вселенной. Напротив, сам принцип
развития находит свое естественнонаучное
обоснование во втором начале термодинамики.
Принцип возрастания энтропии рассматривается
как одна из естественнонаучных конкретизаций
принципа развития, отражающая образование
новых материальных форм и структурных
уровней в неорганической природе.
Одной из фундаментальных черт
современного естествознания и вместе
с тем направлений его диалектизации является
все более глубокое и органичное проникновение
в систему наук о природе эволюционных
идей, которые неразрывно связаны с концепцией
иерархии качественно своеобразных структурных
уровней материальной организации, выступающих
как ступени, этапы эволюции природных
объектов. Если всего лишь несколько десятилетий
назад исследования эволюционных процессов
в различных областях естествознания
были довольно слабо связаны между собой,
то сейчас положение изменилось радикальным
образом: выявляются контуры единого (в
многообразии своих конкретных проявлений)
процесса эволюции охваченных исследованиями
областей природы.
Практика современной научно-исследовательской
деятельности выдвигает новые задачи
в понимании эволюционных процессов, поэтому
формируется некий слой знаний, не имеющий
статуса отдельной науки, но составляющий
важный компонент культуры мышления современного
ученого. Этот слой знания является как
бы промежуточным между философией, диалектикой
как общей теорией развития и конкретно-научными
эволюционными концепциями, отражающими
специфические закономерности эволюции
живых организмов, химических систем,
земной коры, планет и звезд.
Можно, видимо, говорить о нескольких
взаимосвязанных и соподчиненных понятиях
эволюции в рамках естественнонаучной
картины мира. Наиболее общим из них и
применимым практически в пределах всей
доступной исследованию области природы,
неживой и живой, следует считать понятие
эволюции как необратимого изменения
структуры природных объектов.
В классическом естествознании,
и, прежде всего в естествознании прошлого
века, учение о принципах структурной
организации материи было представлено
классическим атомизмом. Именно на атомизме
замыкались теоретические обобщения,
берущие начало в каждой из наук. Идеи
атомизма служили основой для синтеза
знаний и его своеобразной точкой опоры.
В наши дни под воздействием бурного развития
всех областей естествознания классический
атомизм подвергается интенсивным преобразованиям.
Наиболее существенными и широко значимыми
изменениями в наших представлениях о
принципах структурной организации материи
являются те изменения, которые выражаются
в нынешнем развитии системных представлений.
Общая схема иерархического
ступенчатого строения материи, связанная
с признанием существования относительно
самостоятельных и устойчивых уровней,
узловых точек в ряду делений материи,
сохраняет свою силу и эвристические значения.
Согласно этой схеме дискретные объекты
определенного уровня материи, вступая
в специфические взаимодействия, служат
исходными при образовании и развитии
принципиально новых типов объектов с
иными свойствами и формами взаимодействия.
При этом большая устойчивость и самостоятельность
исходных, относительно элементарных
объектов обусловливает повторяющиеся
и сохраняющиеся свойства, отношения и
закономерности объектов более высокого
уровня.
Это положение едино для систем
различной природы.
Любая сложная система, возникшая
в процессе эволюции по методу проб и ошибок,
должна иметь иерархическую организацию.
Действительно, не имея возможности перебрать
все мыслимые соединения из нескольких
элементов, а найдя научную комбинацию,
размножает ее и использует – как целое
– в качестве элемента, который можно
полностью связать с небольшим числом
других таких же элементов. Так возникает
иерархия. Это понятие играет огромную
роль. Фактически всякая сложная система,
как возникшая естественно, так и созданная
человеком, может считаться организованной,
только если она основана на некоей иерархии
или переплетении нескольких иерархий.
Мы не знаем организованных систем, устроенных
иначе.
Концептуальные формы выражения
идеи структурных уровней материи многообразны.
Определенное развитие идея уровней получила
в ходе анализа концептуального аппарата
фундаментальных, относительно завершенных
физических теорий, теории эволюции живых
организмов.
Одна из актуальных проблем,
которую ставит изучение иерархии структурных
уровней природы, заключается в поисках
границ этой иерархии как в мегамире, так
и в микромире. Иерархичность уровней
отражается в иерархичности классификационных
понятий, характерных для описательных
теорий различных наук. С наличием определенных
уровней материи связано существование
ряда самостоятельных научных дисциплин.
Уровни становятся такими спиралями
только при всестороннем развитии преемственности,
без которой могут быть лишь хаотические
смены круговоротов изменений. Поэтому
«развитие развития» возможно только
на основе обогащения форм преемственности,
которая позволяет в той или иной мере
сохранять достигнутые преобразования,
чтобы включать их в линии процессов эволюции,
а также онтогенеза. Возникновение нового
без преемственности обречено было бы
каждый раз начинать развитие с «самого
начала».
В ходе прогресса число взаимосвязанных
уровней возрастает и объекты становятся
все более многоуровневыми. Объекты каждой
последующей ступени возникают и развиваются
в результате объединения и дифференциации
определенных множеств объектов предыдущей
ступени. Системы становятся все более
многоуровневыми. Сложность системы возрастает
не только потому, что возрастает число
уровней. Существенное значение приобретает
развитие новых взаимосвязей между уровнями
и со средой, общей для таких объектов
и объединений. В этих взаимосвязях все
большее значение получает информация.
В физике на основе пространственно-временных
характеристик выделяют 3 уровня организации
материи.
Микромир
— мир предельно малых, непосредственно
не наблюдаемых микрообъектов, пространственная
размерность которых исчисляется от 10-8
до 10-16 см, а время жизни — от 10-24 секунд
до бесконечности. Сюда относятся поля,
элементарные частицы, ядра, атомы и молекулы.
Макромир
— мир макрообъектов, размерность
которых соотносима с масштабами человеческого
опыта: пространственные величины выражаются
в миллиметрах, сантиметрах и километрах,
а время — в секундах, минутах, часах, годах.
В практической действительности макромир
представлен макромолекулами, веществами
в различных агрегатных состояниях, живыми
организмами, человеком и продуктами его
деятельности, т.е. макротелами.
Мегамир
— мир объектов космических
масштабов и скоростей, расстояние в котором
измеряется световыми годами, а время
существования космических объектов —
миллионами и миллиардами лет. К этому
уровню материи относятся наиболее крупные
материальные объекты: звезды , галактики
и их скопления.
И хотя на этих уровнях действуют
свои специфические закономерности, микро-,
макро- и мегамиры теснейшим образом взаимосвязаны.
Структура микромира.
На рубеже XIX—XX вв. в естественнонаучной
картине мира произошли радикальные изменения,
вызванные новейшими научными открытиями
в области физики и затронувшие ее основополагающие
идеи и установки. В результате научных
открытий были опровергнуты традиционные
представления классической физики об
атомной структуре вещества. Открытие
электрона означало утрату атомом статуса
структурно неделимого элемента материи
и тем самым коренную трансформацию классических
представлений об объективной реальности.
Новые открытия позволили:
1) выявить существование
в объективной реальности не
только макро-, но и микромира;
2) подтвердить представление
об относительности истины, являющейся
только ступенькой на пути
познания фундаментальных свойств
природы;
3) доказать, что материя
состоит не из «неделимого
первоэлемента» (атома), а из бесконечного
многообразия явлений, видов и
форм материи и их взаимосвязей.