Личность и судьба ученого как факторы научного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Что может быть общего между объективированными результатами научной деятельности, подчиненной логике развития науки, и внутренними духовно-нравственными исканиями личности? Ключевым, интегрирующим в себе все элементы обозначенной проблемы является понятие «личность». Труд как основная деятельность человека социального и творчество, которое на сегодняшний день признано необходимым условием любого труда, являются функцией личности.

Содержание

Введение
1. Глава 1. Интеллектуальные способности в структуре личности ученого.
1.1. Интеллект и научное творчество.
1.2. Мышление ученых в зеркале научных биографий.
2. Глава 2. Психологические особенности личности ученого и их формирование.
2.1. Мотивация в структуре личности ученого.
2.2. Семейное окружение и его роль в формировании личности ученого.
2.3. Начало самостоятельной деятельности: отношения с научным руководителем.
3. Глава 3. Интегрирующий подход к исследованию личности ученого.
4. Заключение.
5. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

ксе — копия.docx

— 50.93 Кб (Скачать файл)

Напрашивается вывод о том, что личность ученого - это довольно позднее психологическое  образование, поскольку как ученый человек может сформироваться только в процессе самостоятельной научной работы. До этого он обладает лишь некоторыми задатками, которые делают для него занятия научной деятельностью в принципе возможными.

Сформированность  системы личностных ценностей, в  том числе непосредственно связанных  с научной деятельностью, ее процессом  и содержанием, а также индивидуальный, неповторимый способ их реализации в деятельности открывают перед личностью широкие возможности для творчества. Продукт научного творчества всегда уникален, как уникален и путь, приведший к нему данного ученого. Поэтому трудно предположить, что для получения единственных в своем роде результатов требуются личности, похожие друг на друга как две капли воды. Принципиальное сходство между выдающимися учеными состоит, пожалуй, в том, что все они разные и каждый из них - личность.

Таким образом, одной из главных предпосылок  творческой продуктивности в науке (как, впрочем, и любой творческой продуктивности) являются сила и независимость  личности, которые формируются не только под влиянием внешних факторов, но и при непосредственном и активном участии самого индивида, имеющего перед мысленным взором образ  себя в будущем и прилагающего усилия для воплощения его в жизнь.

Позволим  себе закончить эту главу цитатой, фактически намечающей программу дальнейшего  развития исследований личности: "Перед  психологией стоит задача преодолеть обычные "элементные" методики изучения свойств личности и приступить к  исследованию целостной, принадлежащей  истории, живой личности, выступающей  как деятель, творец в сфере политики, техники, науки, обыденной жизни. Построить  достаточно содержательную модель творческой личности возможно путем сложного психологического анализа жизни и деятельности выдающихся представителей человечества" (Якобсон, 1981, с. 149).

 

 

Заключение.

Интерес к  проблеме авторства, индивидуальной принадлежности научного открытия предопределен глобальной гуманистической тенденцией, складывающейся в философии науки. Ценность научного открытия в экономикоцентристском  мире определяется мерой его полезности и эффективности для достижения материального благополучия (здесь  под материальным мы пониманием все  аспекты бытия человека в мире, связанные с его телесной природой). Стремление к строгости, обезличенности в науке, основанное на приоритете в  общественном сознании ценностей материального  порядка, стало угрозой для самой  науки.

Возвращение личностной тематики (в данном случае имеется в виду роль личности в  становлении научного знания) в пределы  внимания самых разных научных дисциплин  призвано восстановить самостоятельное  значение науки как духовного  и культурного института, а также  закрепить в общественном сознании ориентацию на безусловную ценность личности. 

Список  литературы.

  1. А. Г. Аллахвердян Г. Ю. Мошкова А. В. Юревич М. Г. Ярошевский, 
    Психология науки,1998.
  2. Gilmore J. V. The productive personality. - St. Francisco, 1974. 
  3. Ярошевский М. Г. О трех способах интерпретации научного творчества // Научное творчество. - М., 1969.
  4. Мошкова Г.Ю. Научное исследование в контексте жизненного пути ученого.
  5. Фахтуллин М.Ф. Человек творческий: почему? Основы концепции биографической детерминации творческой активности человека. М., 2001.

 


Информация о работе Личность и судьба ученого как факторы научного творчества