Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:59, курсовая работа
Что может быть общего между объективированными результатами научной деятельности, подчиненной логике развития науки, и внутренними духовно-нравственными исканиями личности? Ключевым, интегрирующим в себе все элементы обозначенной проблемы является понятие «личность». Труд как основная деятельность человека социального и творчество, которое на сегодняшний день признано необходимым условием любого труда, являются функцией личности.
Введение
1. Глава 1. Интеллектуальные способности в структуре личности ученого.
1.1. Интеллект и научное творчество.
1.2. Мышление ученых в зеркале научных биографий.
2. Глава 2. Психологические особенности личности ученого и их формирование.
2.1. Мотивация в структуре личности ученого.
2.2. Семейное окружение и его роль в формировании личности ученого.
2.3. Начало самостоятельной деятельности: отношения с научным руководителем.
3. Глава 3. Интегрирующий подход к исследованию личности ученого.
4. Заключение.
5. Список литературы.
Напрашивается вывод о том, что личность ученого - это довольно позднее психологическое образование, поскольку как ученый человек может сформироваться только в процессе самостоятельной научной работы. До этого он обладает лишь некоторыми задатками, которые делают для него занятия научной деятельностью в принципе возможными.
Сформированность
системы личностных ценностей, в
том числе непосредственно
Таким образом, одной из главных предпосылок творческой продуктивности в науке (как, впрочем, и любой творческой продуктивности) являются сила и независимость личности, которые формируются не только под влиянием внешних факторов, но и при непосредственном и активном участии самого индивида, имеющего перед мысленным взором образ себя в будущем и прилагающего усилия для воплощения его в жизнь.
Позволим себе закончить эту главу цитатой, фактически намечающей программу дальнейшего развития исследований личности: "Перед психологией стоит задача преодолеть обычные "элементные" методики изучения свойств личности и приступить к исследованию целостной, принадлежащей истории, живой личности, выступающей как деятель, творец в сфере политики, техники, науки, обыденной жизни. Построить достаточно содержательную модель творческой личности возможно путем сложного психологического анализа жизни и деятельности выдающихся представителей человечества" (Якобсон, 1981, с. 149).
Заключение.
Интерес к проблеме авторства, индивидуальной принадлежности научного открытия предопределен глобальной гуманистической тенденцией, складывающейся в философии науки. Ценность научного открытия в экономикоцентристском мире определяется мерой его полезности и эффективности для достижения материального благополучия (здесь под материальным мы пониманием все аспекты бытия человека в мире, связанные с его телесной природой). Стремление к строгости, обезличенности в науке, основанное на приоритете в общественном сознании ценностей материального порядка, стало угрозой для самой науки.
Возвращение
личностной тематики (в данном случае
имеется в виду роль личности в
становлении научного знания) в пределы
внимания самых разных научных дисциплин
призвано восстановить самостоятельное
значение науки как духовного
и культурного института, а также
закрепить в общественном сознании
ориентацию на безусловную ценность
личности.
Список литературы.
Информация о работе Личность и судьба ученого как факторы научного творчества