Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 17:30, контрольная работа
Метод (от греч. методос) в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», способ социальной деятельности в любой ее форме, а не только в познавательной. Понятие «методология» имеет два основных значения:
1) система определенных способов, приемов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т. п.);
2) учение об этой системе, теория метода.
Введение
3
1.
Экспериментальные исследования
4
2.
Методологические основы научного познания
20
Заключение
27
Список используемой литературы
6. Моделирование – метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) – оригинала модели. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие (сходство) в физических характеристиках, структуре, функциях и др. Формы моделирования весьма многообразны. Например, предметное (физическое) и знаковое. Важной формой последнего является математическое (компьютерное) моделирование. [2, с. 133]
Заключение
Метод (от греч. методос) в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», способ социальной деятельности в любой ее форме, а не только в познавательной. Понятие «методология» имеет два основных значения:
1) система определенных
способов, приемов и операций, применяемых
в той или иной сфере
2) учение об этой системе, теория метода. Так, методология науки исследует структуру и развитие научного знания, средства и методы научного исследования, способы обоснования его результатов, механизмы и формы реализации знания в практике. Однако неверно сводить полностью методологическое к рациональному. «Все сущее не делится на разум без остатка», так как существуют и внерациональные средства и приемы познания.
Итак, метод (в той или иной своей форме) – это совокупность определенных правил, способов, норм познания и действий. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта на решение конкретной задачи, достижение определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная функция метода – регулирование познавательной и иных форм деятельности.
В научном познании функционирует сложная, динамичная, целостная, субординированная система многообразных методов разных уровней, сфер действий, направленности и т. п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий.
Эксперимент действительно
является важнейшим методом познания
окружающего нас мира, что позволяет называть
его основой естественно - научного знания.
Конечно же, эксперимент не может существовать
обособленно. В осуществлении экспериментального
исследования, как уже упоминалось, огромную
роль играет теоретическая база. Теоретические
предпосылки и подготовка эксперимента
представляют собой “львиную долю” самого
процесса экспериментального исследования.
Единство теоретической и экспериментальной
деятельности реализуется в общественном
процессе познания, в интеграции специализированных
видов деятельности. Экспериментальная
деятельность всегда включает теоретическую,
а теоретическая деятельность должна
учитывать результаты экспериментов и
наблюдений. Понимание диалектики познания
заставляет нас выступать как против плоскогоэмпиризма,
так и против преувеличенного умозрения,
в котором отсутствует разумная научная
постановка вопросов, основанная на обобщении
результатов эксперимента.
Экспериментальная деятельность и наблюдения
дают множество данных. С помощью электронно-вычислительной
техники производится их накопление. Их
анализ предполагает, что речь идет о существенных
данных, то есть о данных, определяющих
характер исследуемых объектов или процессов.
Для того чтобы выявить существенные,
необходимые теоретические представления,
объясняющих на уровне гипотез возможные
результаты экспериментов и наблюдений.
В большинстве своем, именно посредством
экспериментального исследования, были
достигнуты эти огромные успехи в области
науки и техники, о которых говорилось
выше. Это и дает право называть именно
эксперимент основой естествознания.
Список литературы
1. Аренс, В. Ж. Исторические пути развития горной науки и техники. – М.: Недра, 1984. – 36 с.
2. Аренс, В. Ж. Основы методологии горной науки: учеб. пособие. – М.: МГГУ, 2003. – 223 с.
3. Крутов, В. И. Основы научных исследований: учеб. для техн. вузов / В. И. Крутов, И. М. Грушко, В. В. Попов [и др.]. – М.: Высш. школа, 1989. – 400 с.
4. Баранов, Е.Г. Основы научных исследований, Горное дело / Е. Г. Баранов, В. А. Бунько [и др.]. – Киев-Донецк: Вища школа, 1984. –173 с.
5. Лавренчик, В. Н. Постановка физических экспериментов и статистическая обработка его результатов: учеб. пособие для вузов. – М.: Энергоатомиздат, 1986. – 272 с.
Информация о работе Методологические основы научного познания