Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:25, контрольная работа
Цель данной работы раскрыть понятие научного метода, методологии как научной дисциплины и описать типы методов, их характеристику и взаимосвязь, основные методы теоретического и эмпирического познания.
Введение………………………………………………………………………...3
Методология как научная дисциплина…………………………………4
Понятие метода, основные типы методов, их характеристика и взаимосвязь………………………………………………………………6
Эмпирический и теоретический методы научного познания………………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………12
Список литературы……………………………………………………………14
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что каждая наука использует различные методы, которые зависят от характера решаемых в ней задач. Методология в этом широком смысле образует необходимый компонент всякой деятельности, поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и рационализации.
Своеобразие научных методов состоит в том, что они относительно независимы от типа проблем, но зато зависимы от уровня и глубины научного исследования, что проявляется, прежде всего в их роли в научно-исследовательских процессах. Иными словами, в каждом научно-исследовательском процессе меняется сочетание методов и их структура.
Выделяют 5 методов научного познания, которые принято подразделять по степени их общности, т. е. по широте применимости в процессе научного исследования:
Благодаря смене сочетания методов и их структуры возникают особые формы (стороны) научного познания, важнейших из которых являются эмпирическая и теоретическая. Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Их разрыв, или преимущественное развитие одной за счет другой, закрывает путь к правильному познанию природы, теория становится беспредметной, опыт слепым.
Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т. п.
Любой метод сам по себе еще не предопределяет успеха в познании той или иной материальной действительности. Важно еще умение правильно применять научные методы в процессе познания.
Список литературы.
1. Концепции современного естествознания. Под ред. Лавриненко В.Н. и Ратникова В.П. М., 2008.
2. Философия и методология науки. М., 1996.
3. Алексеев В.П. и др. Философия. М., 1998.
4. Кочергин А.Н. Методы и формы научного познания. М., 1990.
5. Петров Ю.А. Теория познания. М., 1988.
~ ~