Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 11:01, контрольная работа
Аксиома (греч. axíōma — удостоенное, принятое положение, от axióō — считаю достойным), положение некоторой данной теории, которое при дедуктивном построении этой теории не доказывается в ней, а принимается за исходное, отправное, лежащее в основе доказательств других предложений этой теории. Обычно в качестве А. выбирают такие предложения рассматриваемой теории, которые являются заведомо истинными или могут в рамках этой теории считаться истинными.
Тема 1. Мировоззрение. Наука. Культура………………………….…..……...3
Тема 2. Содержание и основания современных учений в физике, космологии, синергетике…………………………………………………………….………….5
Тема 3. Эволюционные идеи в современной науке…………………….………8
Тема 4. Научная картина мира и проблемы естествознания…….….………..10
Тема 5. Исходные принципы естествознания………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………31
Задание 5.
Выберите правильный ответ из предложенных вариантов, поясните свой выбор.
Идеалы…а) образ, который служит образцом; б) то, чем человек является на самом деле; в) лучшие тенденции, стимулирующие развитие человека; г) формируются под влиянием внешней среды; д) в течение всей жизни малоизменчивы; е) все ответы верны; ж) все ответы не верны.
Правильный ответ: а)
Задание 6.
Из данных понятий выстроить логический ряд так, чтобы каждое предыдущее было родовым (более общим) по отношению к последующим. Пояснить принцип построения.
Сознание, нравственный идеал, личность, человек, направленность, мировоззрение
Человек – личность - нравственный идеал – сознание – мировоззрение – направленность
Каждый человек – индивидуален, он личность.
У каждой личности существует свой нравственный идеал, к которому стремится всю свою жизнь.
Нравственный идеал - понятие морали, в котором выражаются требования общества к людям в виде конкретного образа нравственно совершенной личности, воплотившей лучшие моральные качества. Нравственный идеал создаётся через сознание.
Сознание - способность идеального воспроизведения действительности.
Сознание, в свою очередь, формируется через мировоззрение.
Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей.
Определить правильность (неправильность) следующих утверждений. Пояснить ответ.
а) Чувства и эмоции человека имеют животное происхождение, и по мере развития психики они будут исчезать - ВЕРНО
Первый, кто пытался раскрыть биологическую природу чувств, был Ч. Дарвин. Он утверждал, что чувства человека имеют животное происхождение, и что по мере развития психики эмоции будут исчезать.
Выразительные движения животных, как показал Ч.Дарвин, носят приспособительный характер. Оскал зубов, например, или раздувание ноздрей, сжатие пальцев во время сильного гнева в свое время были, по его мнению, необходимы, так как содействовали непосредственной борьбе животных друг с другом.
На основе дарвиновского понимания
эволюции приспособительных реакций организма
можно утверждать, что эмоциональные состояния
сыграли когда-то положительную роль,
создав условия для более широкого и более
совершенного приспособления животных
к окружающей среде.
Эмоции человека и выразительные движения,
которыми они сопровождаются, согласно
теории Дарвина, являются рудиментами
прежде целесообразных инстинктивных
движений животных.
Из дарвиновской точки зрения на эволюцию полезных приспособлений следует, что эмоциональные состояния, удержавшиеся в процессе эволюции и развившиеся до своего тончайшего выявления у человека, не могли бы ни появиться, ни сохраниться, а тем более закрепиться наследственностью, если бы они были вредны либо бесполезны для жизненно важных функций животного.
Потребности человека и животных отличаются по своему содержанию, интенсивности и способам удовлетворения. Это обусловливает отличие эмоций у людей и животных, даже таких, которые свойственны как людям, так и животным — гнев, страх, радость, грусть и т.п. Человеческие эмоции коренным образом изменились в процессе исторического развития, они очеловечились, приобрели своеобразные особенности.
У человека как общественного существа возникли высшие, духовные потребности, а с ними и высшие чувства — моральные, эстетические, познавательные, не свойственные животным. Эмоции животных остались на уровне инстинктивных форм жизнедеятельности. Чувство стыда, указывал Ч. Дарвин, свойственно только человеку. [9]
б) Отрицательные эмоции появляются чаще всего, когда субъект располагает недостаточной информацией - ВЕРНО
Отрицательные эмоции возникают, когда субъект располагает недостаточным количеством информации, а положительные - когда информация оказывается в избытке. Такой процесс можно наблюдать в случае гнева ребенка, которому не дали требуемую конфету. Вероятность такой эмоции тем больше, чем менее убедительным будет объяснение причины, по которой конфета не была дана. Боязнь крыс у студентов-психологов, которым предстоит впервые столкнуться с этими животными при проведении эксперимента, тоже можно объяснить при помощи этой схемы. Боязнь будет существовать до тех пор, пока число рациональных сигналов (уверенность в отсутствии опасности, предосторожности лица, ответственного за виварий, и т. д.) не достигнет и не превзойдет количество необходимых сигналов после первых опытов, проведенных самими студентами. Точно так же безобидный уж, переползая через дорогу, у наивного прохожего вызывает страх, а у зоолога, изучающего рептилий, он вызовет радость. Итак, отрицательные эмоции возникают чаще всего из-за неприятной информации, и особенно при недостаточной информации; что касается положительных эмоций, то они возникают при получении достаточной информации, особенно тогда, когда она оказалась лучше ожидаемой. [10]
Задание 8.
Рассказать о видах мышления и их особенностях. Какие виды мышления проявляются у детей:
Воля - это способность системы ставить перед собой цель и прилагать усилия для ее достижения. Волевой акт всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Очень часто усилия направлены на то, чтобы преодолеть себя. Обязательным компонентом является борьба мотивов. То есть самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям. Усиленное внимание к действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. То есть отсутствует эмоциональное удовольствие, а не моральное удовлетворение. [6]
Привычка - это усвоенное действие, ставшее автоматизированным и осуществляемым без особых усилий. Проще говоря - это поступки, которые мы совершаем не задумываясь. То, что заставляет человека сделать привычное действие, живет не на поверхности его сознания, а глубоко внутри. Привычка - это подсознательная программа, следуя которой человек действует. [8]
Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.
Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:
Воспитание ориентировано на поддержку и упрочение государственного строя, его статусов, органов власти, формирование гражданских и остальных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов.
Он требует: гуманного отношения к личности воспитанника; уважения его прав и свобод; предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; уважения права человека быть самим собой; доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; ненасильственного формирования требуемых качеств; отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель: постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; умел диагностировать и знал реальный уровень таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие; постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели; максимально опирался на собственную активность личности; сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания; развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников.
Этот принцип, называемый также принципом координации усилий школы, семьи и общественности, требует, чтобы все лица, организации, общественные институты причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам — Раку, Лебедю и Щуке, которые, как известно, тянули воз в разные стороны. Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает, огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. [11]