Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 12:58, контрольная работа
Цель данной работы – познакомиться с методами моделирования природы, с моделями живой и неживой природы. Задачи, которые я ставлю перед собой при выполнении контрольной работы, - дать понятие моделей природы, определить сущность живой и неживой природы, их структур и моделей.
Введение 3
1. Понятие модели 5
2. Моделирование в экологии 7
3. Модели неживой природы 10
4. Модели живой природы 18
Заключение 23
Список используемой литературы 24
Ситуация усложняется, если виды живут или пытаются жить за счет одного и того же источника пищи или зависят от одних и тех же жизненных условий. Предположим, что обе популяции потребляют один и тот же корм, которого имеется ограниченное количество, и из-за этого находятся в конкурентной борьбе друг с другом. Французский математик В. Вольтерра показал, что при таком предположении динамика популяций достаточно хорошо описывается следующей системой дифференциальных уравнений:
где — действительные положительные числа.
Первые члены правых частей характеризуют скорости роста популяций, если бы не было ограничивающих факторов. Вторые же члены учитывают те изменения в скоростях, которые вызываются ограниченностью корма. Анализ этих уравнений методами теории дифференциальных уравнений позволяет сделать некоторые выводы. Со временем численность одной из популяций становится равной нулю, а численность другой стабилизируется. Та популяция, у которой отношение меньше, вымирает, другая же выживает и стабилизируется.
В
любом биоценозе, кроме отмеченного,
происходит взаимодействие между всеми
его элементами: особи одного вида
взаимодействуют с особями и
своего вида, и других видов. Эти
взаимодействия могут быть мирными,
а могут иметь связь типа "хищник—жертва".
Было замечено, что численность хищников
колеблется в обратной пропорции
относительности колебаний
Модель может усложняться введением нескольких типов жертв, которым может питаться один хищник, и другими вариантами.
Кроме ситуаций "хищник—жертва" и "конкуренция—сосуществование" моделируется ситуация "симбиоз". Модель симбиоза отражает кооперацию отдельных видов в борьбе за существование, когда один вид помогает или покровительствует другому.
В
этих рассмотренных нами простых
схемах не хватает очень многих факторов:
смены климата и погоды, связи
возраста особи и смертности, колебаний
запасов пищи в разное время года
и на разных территориях и т. д.
Но использование даже простых моделей
при разных, эмпирически учтенных
тех или других параметрах дает интересные
результаты. Поэтому метод математического
моделирования широко применяется
не только в современном естествознании,
но и во многих гуманитарных науках.
3.Модели
неживой природы
В современной науке в основе представлений о строении материального мира лежит системный подход, согласно которому любой объект материального мира, будь то атом, планета и т.д. может быть рассмотрен как система – сложное образование включающее составные части, элементы и связи между ними. Элемент в данном случае означает минимальную, далее неделимую часть данной системы.
Совокупность
связей между элементами образует структуру
системы, устойчивые связи определяют
упорядоченность системы. Связи
по горизонтали – координирующие,
обеспечивают корреляцию системы, ни одна
часть системы не может измениться
без изменения других. Связи по
вертикали – связи
Макромир – мир макрообъектов, размерность которых соотносима с масштабами человеческого опыта: пространственные величины от долей миллиметра до километров и временные измерения от долей секунды до лет.
Микромир
– мир предельно малых
Мегамир – мир огромных космических масштабов и скоростей, расстояние измеряется световыми годами, а время миллионами и миллиардами лет.
Представление
о макромире составляют наиболее
старый компонент естествознания. Еще
в донаучный период сложились
определенные представления об этом
уровне организации материи, они
носили характер натурфилософии, т.е. наблюдаемые
природные явления объяснялись
на основе умозрительных философских
принципов, при отсутствии методов
экспериментального исследования. Самый
большой вклад в исследование
макромира сделали
К корпускулярной модели были сведены все процессы во вселенной, в том числе и распространение света. Ньютон считал, что святящиеся тела испускают мельчайшие частицы, движущиеся в соответствии с законами механики. Но наряду с корпускулярной теорией света в это же время начинает распространиться и волновая концепция автором, которой был Х. Гюйгенс. Волновая теория устанавливала аналогию между распространением свет и распространение волн в различных средах (в воде в воздухе). Средой распространения свет считался в то время эфир. Главным аргументом в пользу своей концепции Гюйгенс считал тот факт, что два луча света проходят сквозь друг друга, не рассеиваясь. Некоторые противоречия волновой концепции света были устранены опытами Гримальди, луч света способен, как и любая волна, огибать препятствия, если обычно этого не заметно, то это потому что у света очень маленькая длинна волны, но если рассмотреть границу очень резкой тени при некотором увеличении, можно увидеть слабые участки освещенности в форме перемежающихся светлых и темных участков и ореолов. Это явление получило название дифракции. Подтверждением волновой концепции является так же интерференция (световые волны находящиеся в противофазе как бы гасят друг друга). В области электромагнитных явленией корпускулярная модель так же оказалась несостоятельной. Эксперименты М. Фарадея и теоретические работы Дж. Максвелла показали неадекватность механистической модели и в области электромагнитных явлений. М. Фарадей ввел понятие силовых линий, как направление действия электрических сил в магнитном поле. Дж. Максвелл создал уравнения, описывающие выводы М. Фарадея о магнетизме и электричестве. Благодаря этому силовое поле, первоначально являвшееся вспомогательным понятием, обрело собственную физическую реальность. Обобщив установленные ранее экспериментальным путем законы электромагнитных явлений и открытое М. Фарадеем явление магнитной индукции, Дж. Максвелл математическим путем нашел систему дифференциальных уравнений, описывающих электромагнитное поле. Из уравнений Максвелла следовала возможность самостоятельного существования поля, которое, не будучи привязанным к заряду, распространяется в пространстве. Вычисленная им скорость распространения электромагнитного поля оказалась равна скорости света. Исходя из этого, Максвелл сделал вывод, что световые волны представляют собой электромагнитные волны. Это положение было экспериментально подтверждено немецким физиком Г. Герцем в 1888 г.
После экспериментов Герца в физике утвердилось понятие поля как объективно существующей физической реальности. Таким образом, к концу XIX в. физика пришла к выводу, что материя существует в двух видах: дискретного вещества и непрерывного поля. Вещество и поле различаются по физическим характеристикам: частицы вещества обладают массой покоя, а частицы поля – нет. Вещество и поле различаются по степени проницаемости: вещество малопроницаемо, а поле проницаемо полностью. Скорость распространения поля равна скорости света, а скорость движения частиц на несколько порядков меньше.
Позднее в ходе исследования микромира положение о веществе и поле как самостоятельных независимых друг от друга видах материи было поставлено под сомнение.
Изучая
микрочастицы, ученые столкнулись с
тем, что одни и те же объекты обнаруживали
как волновые, так и корпускулярные
свойства. Первые исследования в этой
области были проведены немецким
физиком М. Планком. В процессе исследования
теплового излучения он пришел к
выводу, что энергия может быть
отдана или поглощена не непрерывно
и не в любых количествах, а
лишь в определенных неделимых порциях
– квантах. Сумма энергий этих
порций определяется через число
колебаний и универсальную
Квантовая
теория света или фотонная теория
Эйнштейна утверждала, что свет есть
постоянно распространяющееся в
мировом пространстве волновое явление.
Вместе с тем световая энергия
концентрируется в определенных
точках, и свет поэтому имеет прерывистую
структуру. Свет можно рассматривать
как поток энергетических квантов
или фотонов. Таким образом, ранее
считавшаяся опровергнутой
Представления
Эйнштейна о квантах света
послужили отправным пунктом
для теории Нильса Бора и привели
к возникновению идеи о «волнах
материи». В 1924 г. французских физик
Луи де Бройль выдвинул идею о необходимости
использовать волновые и корпускулярные
представления для описания свойств
материи. В 1926 г. австрийский физик
Э. Шредингер нашел математическое
уравнение, определяющее поведение
волн материи. Английский физик Поль
Дирак обобщил его. Таким образом,
была выдвинута идея о возможности
создания единой математической модели
материи и энергии. Экспериментальные
данные подтвердили существование
явлений дифракции атомов, нейтронов,
электронов и даже молекул. Признание
корпускулярно-волнового
Параллельно с исследованиями квантовой природы энергии велись исследования атомов как структурных единиц материи. В XVIII в. химик Дальтон принял атомный вес водорода за единицу и сопоставил с ним атомные веса других газов. В XIX в. Д.И. Менделеев построил систему химических элементов, основанную на их атомном весе. В физике исследования атома начинаются с открытия явления радиоактивности (самопроизвольного превращения атомов одних элементов в атомы других) французскими физиками А. Беккерелем и Пьером и Марией Кюри. Исследование структуры атома началось в 1895 г. с открытия Дж. Томсоном электрона – отрицательно заряженной частицы, входящей в состав всех атомов. Поскольку атом в целом электрически нейтрален, было сделано предположение о наличии в его структуре положительно заряженных частиц. В 1911 г. исследования лаборатории Э. Резерфорда позволили сделать вывод, что атом имеет структуру, напоминающую солнечную систему: в центре находится атомное ядро, а вокруг него по своим орбитам движутся электроны.
В 1913 г. датский физик Нильс Бор, отталкиваясь от планетарной модели Резерфорда и квантовой концепции энергии, предложил следующую гипотезу строения атома:
В каждом атоме существует несколько стационарных состояний или орбит электронов, двигаясь по которым электрон существует, не излучая.
При переходе электрона из одного стационарного состояния в другое атом излучает или поглощает порцию энергии.
Концепция
Бора позволяла объяснить
Дальнейшие
исследования показали, что сам электрон
не является точкой. Он обладает внутренней
структурой, которая может меняться
в зависимости от его состояния,
поэтому описать структуру
Дальнейшее развитие представлений о структуре материи было связано с исследованиями элементарных частиц, то есть частиц, входящих в состав атома. Сейчас их известно более 350. Первоначально термин «элементарный» означал, что эти частицы являются далее неразложимыми. Сейчас уже не подлежит сомнению, что эти частицы имеют ту или иную структуру.