Научные проблемы в естественных и гуманитарных науках: общее и специфическое

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 11:45, реферат

Краткое описание

Наука занимается изучением объективно существующих ( т.е. существующих независимо от чьего-либо сознания) объектов и явлений природы. Вопрос о том, существует ли окружающий нас мир сам по себе или он является продуктом деятельности разума составляет суть основного вопроса философии, классически формулируемом в виде дилеммы о первичности материи или сознания. В зависимости от ответа на основной вопрос философы подразделяются на материалистов (признают объективное существование окружающего нас мира, возникшего в результате саморазвития материи), объективных идеалистов (признают объективное существование мира, возникшего как результат деятельности высшего разума) и субъективных идеалистов (считают, что окружающий нас мир не существует реально, а есть плод воображения отдельного индивида) .

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………….2



Глава 1. Научные проблемы в естественных и гуманитарных науках: общее и специфическое.


Понятие естественной и гуманитарной наук……………………………………………3
Общие проблемы естественной и гуманитарной наук……………………………3
Специфические проблемы естественной и гуманитарной
наук…………………………………………………………………………………………………………….4


Глава 2. Виды научных проблем
1.1 Виды научных проблем………………………………………………………………………………….6
1.2 Конкретные примеры из истории………………………………………………………………….7

Заключение…………………………………………………………………………………………………………10
Список литературы……………………………………………………………………………………………..11

Вложенные файлы: 1 файл

КСЕ.docx

— 36.91 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………………………………………….2

 

 

 

Глава 1.  Научные проблемы в естественных и гуманитарных науках: общее и специфическое.                                                                          

 

 

    1. Понятие естественной и гуманитарной наук……………………………………………3
    2. Общие проблемы естественной и гуманитарной наук……………………………3
    3. Специфические проблемы естественной и гуманитарной 
      наук…………………………………………………………………………………………………………….4

 

 

Глава 2. Виды научных проблем

1.1 Виды научных проблем………………………………………………………………………………….6

1.2 Конкретные примеры из истории………………………………………………………………….7

 

Заключение…………………………………………………………………………………………………………10

Список литературы……………………………………………………………………………………………..11

 

 

 

 

 

 

Введение

Наука занимается изучением объективно существующих ( т.е. существующих независимо от чьего-либо сознания) объектов и явлений природы. Вопрос о том, существует ли окружающий нас мир сам по себе или он является продуктом деятельности разума составляет суть основного вопроса философии, классически формулируемом в виде дилеммы о первичности материи или сознания. В зависимости от ответа на основной вопрос философы подразделяются на материалистов (признают объективное существование окружающего нас мира, возникшего в результате саморазвития материи), объективных идеалистов (признают объективное существование мира, возникшего как результат деятельности высшего разума) и субъективных идеалистов (считают, что окружающий нас мир не существует реально, а есть плод воображения отдельного индивида) . По-видимому невозможно дать экспериментально обоснованного ответа на основной вопрос философии, хотя большинство естествоиспытателей являются приверженцами материалистических концепций.

Все существующие научные дисциплины условно разделены на две основные группы: естественнонаучные (занимаются изучением объектов природы и явлений, не являющихся продуктом деятельности человека или человечества) и гуманитарные (изучают явления объекты, возникшие как результат деятельности человека).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Научные проблемы в естественных и гуманитарных науках: общее и специфическое.

1.1 Понятие естественной и гуманитарной науки

Естественные науки — разделы науки, отвечающие за изучение внешних по отношению к человеку природных (естественных — от «естество», природа) явлений. Происхождение естественных наук связано с применением философии к научным исследованиям. Ее принципы требуют изучать и использовать законы природы, не привнося в них законы, вводимые человеком, то есть, исключая произвол человеческой воли. Понятие о естественных науках введено также для их различия с науками гуманитарными и социальными (в России последние нередко объединяют в комплекс наук об обществе). Математику объединяют с логикой в комплекс формальных наук, и не включают в естественные науки, поскольку их методы существенно отличается от методов естественных наук.

Гуманитарные науки — дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. По объекту, предмету и методам изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками, противопоставляя при этом естественным и точным наукам на основании критериев предмета и метода. Если в других науках важна конкретность, то в гуманитарных, если и важна такая точность, например описания исторического события, то и важна многогранность и даже безграничность такого произведения (описания), так, чтобы, по возможности, каждый человек находил в нём нечто своё, получая при этом определённое эстетическое удовлетворение

1.2 Общие проблемы естественной и гуманитарной науки

Отставание гуманитарных наук от естественных имеет ту положительную сторону, что значительный массив накопленных  естественнонаучных знаний может быть без особого труда использован  в гуманитарных исследованиях. Основной трудностью на этом пути является преодоление убеждения гуманитариев относительно некой "особой специфики" их предмета изучения.

В проблеме как особой форме знания сущность рассогласования знания фиксируется  вопросом. Именно вопрос позволяет  сфокусировать и выявить главное  противоречие и содержание проблемной ситуации. Однако не следует отождествлять  любой вопрос с проблемой. Проблема – это такой вопрос, ответ на который отсутствует в накопленном  человечеством знании, в то время  как ответ на вопрос-задачу выводится  из знания, содержащегося в самом  условии задачи. Ответ на информационный вопрос (например, в каком веке возникла письменность на Руси?) отыскивается в  накопленной информации с помощью  специального поиска. В особых случаях  постановке научной проблемы может  предшествовать решение специальных  задач, например перестраивание теоретического знания в соответствии с новыми фактами, что, в свою очередь, ставит проблему изменения картины мира.

Как знание, сформулированное в вопросительной форме, проблема обладает рядом особенностей. Прежде всего, это знание не может  быть получено с помощью дедуктивного вывода, в котором заключение (сформулированная проблема) логически следовало бы из посылок. Формулирование (постановка) проблемы осуществляется с помощью  некоторого набора логических процедур и операций, в частности фиксации противоречия и неопределенности в  форме вопроса; пространственно-временной  ориентации, локализации и оценки проблемы (разграничение известного и неизвестного, уподобление –  поиск образцов, отнесение к определенному  типу и т. п.); разработки понятийного  аппарата и др.

Вырисовывается следующая группа "междисциплинарных задач":

• создание юридической и экономической базы гуманитарного знания (необходимо иметь в виду, что по мере преодоления отставания гуманитарных наук стоимость исследований будет возрастать; серьезные гуманитарные технологии потребуют средств превосходящих затраты на создание атомной энергетики или авиационной промышленности);

• четкое описание гуманитарных систем и их специфики;

• определение условий применимости естественнонаучных моделей к гуманитарным системам;

• преобразование накопленного естественнонаучного знания в гуманитарное.

Один и тот же объект познания может стать основой для формирования предмета ряда наук, например, человек  стал предметом исследования нескольких сотен наук, естественных и социально- гуманитарных, то же можно сказать и о таких объектах, как язык, наука, техника и т. д. В дальнейшем может возникнуть необходимость создания общей теории данного объекта, что возможно лишь на основе объединения данных разных наук путем применения принципов системного подхода и ведет к созданию новой научной дисциплины. Так было, например, в случае науковедения, экологии, а сегодня выдвигается задача создания человековедения. Возможна и другая ситуация: предмет науки складывается как отражение существенных параметров некоторого множества объектов, взятых в определенном отношении. Так, предмет химии – превращения различных веществ, сопровождающихся изменением их состава и строения; предмет физиологии – функции различных живых организмов (рост, размножение, дыхание и др.), регуляция и приспособление организмов к внешней среде, их происхождение и становление в процессе эволюции и индивидуального развития.

1.3 Специфические проблемы естественной и гуманитарной науки

Другая особенность – специфические  виды оценок этого знания. К вопросительной форме проблемы неприменима истинностная оценка, но возможны такие виды оценок, как правильность, осмысленность, допустимость, практическая и теоретическая значимость и др. Неопределенность, содержащаяся в проблемном знании, породила такой специфический вариант проблем, как мнимые, или псевдопроблемы.

Мнимые проблемы, в силу своей  теснейшей связи с постановкой и решением реальных проблем науки, выступают как необходимые моменты развивающегося знания. Они сходны с реальными проблемами по своей логической форме, их мнимость выясняется только путем эмпирической проверки и логического анализа полученных результатов, сопоставления с научными фактами, материально-производственной и духовной практикой. Вот почему нельзя категорически и безоговорочно заносить в разряд мнимых проблемы экстрасенсорики, телепатии, телекинеза или существования неопознанных летающих объектов.

Различают относительно мнимые и абсолютно мнимые проблемы. К первым могут быть отнесены многие физические проблемы, вполне реальные в рамках классической физики, но теряющие смысл в новых физических теориях. Так произошло с проблемами абсолютности пространства и времени, мирового эфира в качестве неподвижной системы отсчета, неизменности массы, длины и др., когда они попали в контекст теории относительности. Ко вторым – такие, которые противоречат, как сегодня считается, закономерностям нашего физического мира, как, например, проблема вечного двигателя или проблема обоснования механических свойств светового эфира, которую (как мнимую) определял М. Планк, исходя из признания немеханической природы световых колебаний. Как показывает история науки, и те и другие мнимые проблемы неотъемлемы от научного поиска и имеют определенную познавательную ценность, поскольку стимулируют поиск и обогащают его даже отрицательным результатом.

На сегодняшний день в задачах, ориентированных на некий синтез естественнонаучного и гуманитарного  подходов, первый должен пользоваться безусловным и абсолютным приоритетом.

Гуманитарное знание носит преимущественно  описательный характер и использует, скорее, индуктивный, нежели дедуктивный  подход. Это накладывает принципиальные ограничения на уровень теоретического осмысления: гуманитарные научные теории, как правило, относятся к классу феноменологических; очень редко  приходится сталкиваться с гуманитарной системной феноменологией . В естественных науках соответствующие стадии были пройдены не позднее последней четверти XIX столетия. Таким образом, мы должны говорить о структурном отставании гуманитарных наук от естественных на срок порядка 100 - 150 лет.

  • простота предмета исследования;
  • возможность широкого применения экспериментальных методов;
  • востребованность и, следовательно, оплачиваемость результатов исследований.

 

Глава 2. Виды научных проблем

2.1Виды научных проблем

В переводе с древнегреческого термин «проблема» означает трудность или  преграду, для преодоления которой  и предпринимаются соответствующие  практические или теоретические  усилия. Соответственно этому различают  практические и теоретические проблемы.

В научном исследовании имеют дело с проблемами эксперементального и теоретического характера, которые возникают в процессе роста и развития научного знания. Как бы ни различались эти проблемы по своей общности, уровню и содержанию, их назначение состоит в том, чтобы точно и ясно указать именно на трудность, возникшую на той или иной стадии познания, чтобы начать ее исследование и придать ее решению целенаправленный и поисковый характер.

Возникновению новой проблемы обычно предшествует появление в науке  проблемной ситуации.

Проблемная ситуация – это объективное  состояние рассогласования и  противоречивости научного знания, возникающее  в результате его неполноты и  ограниченности. В зависимости от того, какие элементы знания приходят к рассогласованию или противопоставлению, вычленяются следующие основные типы проблемных ситуаций:

  • расхождение теорий с некоторыми экспериментальными данными. Так, обнаружение парадоксов в системе физического знания при соотнесении новых фактов и новых теоретических следствий трансформировалось в проблемы, поиск решения которых привел к построению специальной теории относительности и квантовой механики;
  • противопоставление теорий, применяемых к одной предметной области, по разным параметрам.
  • проблемная ситуация, которая возникает как столкновение теорий, исследовательских программ, стилей научного мышления, что, в свою очередь, порождает так называемые концептуальные проблемы.
  • несовпадение онтологических схем (картин мира), лежащих в основе конкурирующих теорий (например, в системе Птолемея и в системе Коперника);противоречие между теорией и методологическими установками научного сообщества.

Указанные типы и виды предстают  как фундаментальные проблемные ситуации, которые могут играть существенную роль в развитии науки. Проблемная ситуация как объективное состояние научного знания фиксируется в системе  высказываний – тем самым формулируется  проблема, в которой противоречия и неполнота, неявно содержащиеся в  ситуации, принимают явную и определенную форму. Сформулировав проблему, исследователь, по сути, выбрал путь, по которому будет идти поиск ее решения. Именно поэтому выявление объективно существующей проблемной ситуации и постановку проблемы большинство методологов считают началом исследовательского поиска. Вместе с тем сам вопрос о «начале» исследования не бесспорен, так как в науке известна и другая ситуация, когда формулирование общетеоретической проблемы является целью и результатом предварительного решения ряда частных задач и вопросов, как, например, в классическом случае постановки двадцати трех проблем математиком Д. Гильбертом.

Информация о работе Научные проблемы в естественных и гуманитарных науках: общее и специфическое