Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 22:31, контрольная работа
В динамике научного знания особое значение имеют этапы развития, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки. В.С. Стёпин отмечает, что «основания науки обеспечивают рост знания до тех пор, пока общие черты системной организации изучаемых объектов учтены в картине мира, а методы освоения этих объектов соответствуют сложившимся идеалам и нормам исследования».
По мере своего развития наука может столкнуться с принципиально новыми типами объектов. Их исследование требует иного видения реальности по сравнению с тем, которое предполагает сложившаяся картина мира. «Новые объекты могут потребовать и изменения схемы метода познавательной деятельности, представленной системой идеалов и норм исследования.
«Новая
система познавательных идеалов
и норм обеспечивала значительное расширение
поля исследуемых объектов, открывая
пути к освоению сложных саморегулирующихся
систем. Создавались предпосылки
для построения целостной картины
природы, в которой прослеживалась
иерархическая организованность Вселенной
как сложного динамического единства.
Картины реальности, вырабатываемые
в отдельных науках, на этом этапе
еще сохраняли свою самостоятельность,
но каждая из них участвовала в
формировании представлений, которые
затем включались в общенаучную
картину мира. Последняя, в свою очередь,
рассматривалась не как точный и
окончательный портрет природы,
а как постоянно уточняемая и
развивающаяся система
В категории части и целого, причинности, случайности и необходимости, вещи, процесса, состояния и др. включались новые смыслы. «Эта «категориальная сетка» вводила новый образ объекта, который представал как сложная система».
В
современную эпоху, в последнюю
треть нашего столетия мы являемся
свидетелями новых радикальных
изменений в основаниях науки. Эти
изменения можно
«Наряду
с дисциплинарными
«Исторически
развивающиеся системы
«При изучении «человекоразмерных» объектов поиск истины оказывается связанным с определением стратегии и возможных направлений преобразования такого объекта, что непосредственно затрагивает гуманистические ценности. Научное познание начинает рассматриваться в контексте социальных условий его бытия и его социальных последствий как особая часть жизни общества, детерминируемая на каждом этапе своего развития общим состоянием культуры данной исторической эпохи, ее ценностными ориентациями и мировоззренческими установками».
В.С. Стёпин формулирует следующий вывод. «Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности. Появление каждого нового типа рациональности не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его действия, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач. При этом возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не следует понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую рациональность, а только ограничила сферу ее действия». То есть выделяемые таким образом типы научной рациональности не являются парадигмами в понимании Т. Куна.
Ход
научной мысли ХХ столетия, по мнению
В.И. Вернадского, «явно и резко
отличается от того, что происходило
в маленькой области
Начало
новой эпохи в науке, которое
В.И. Вернадский отнёс к самому концу
ХIX столетия, - «к 1895-1897 годам, когда
были открыты явления, связанные
с атомом, с его бренностью, проявляется
колоссальным накоплением новых
научных фактов, которые можно
приравнять к взрыву по его темпу.
Создаются также быстро новые
области научного знания, многочисленные
новые науки, растёт научный эмпирический
материал, систематизируется и
В
этом нескрываемо восторженном утверждении
В.И. Вернадского кроется
«Субстрат» для действия таких закономерностей показал сам В.И. Вернадский. «Совершенно неожиданными и новыми основными следствиями новых областей научных фактов являются вскрывшаяся перед нами неоднородность Космоса, всей реальности и ей отвечающая неоднородность нашего познания. Неоднородности реальности отвечает неоднородность научной методики, единиц, эталонов, с которыми наука имеет дело». Учёный выделил три категории реальности:
1) реальность в области жизни человека, природные явления ноосферы и нашей планеты, взятой как целое;
2)
микроскопическую реальность
3)
реальность космических
Библиографический список