Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 15:22, реферат
Цель работы: описать новые концептуальные подходы картины мира.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
1. описать сущность и содержание науки;
2. проследить эволюцию развития науки;
3. выявить трудности и парадоксы в развитии науки;
4. описать предпосылки становления современной научной картины мира;
5. обозначить основные принципы современной научной картины мира.
Еще одна фундаментальная черта науки — стремление абстрагироваться от человека, стать максимально безличной. Эта в свое время положительная особенность науки делает ее ныне неадекватной реальности и ответственной за экологические трудности, поскольку человек стал самым мощным фактором изменения действительности.
Следует также отметить, что политика
в области научных
Человек овладевает миром через его познание, но это познание не может быть абсолютным. Тем не менее наука, давая человеку ценнейший, неубывающий ресурс — информацию, является необходимым способом отражения объективного мира, и ни мистика, ни интеллектуальное созерцание, ни поэтическое отношение к природе не заменят науку в деле объяснения мира и прогнозирования последствий его изменения человеком.
Более того, рост масштабов преобразовательной деятельности человека требует повышения теоретического уровня исследований системы «природа — общество», усиления их прогностической мощи, без чего невозможно эффективное управление природой. Чем выше технический уровень, тем более прочные и важные связи в природе нарушаются и тем насущнее потребность в научных рекомендациях для выбора альтернативы: или попытаться облегчить адаптацию среды к техническим новшествам, или изменить и даже отказаться от задуманного плана преобразования.8
В дополнение к отмеченным выше преобладанию анализа в науке, ее обезличенности, абстрагирующего характера, чрезмерной специализации, дисгармоничности в развитии ее отдельных частей, выходы за рамки наглядности и в ту область, где все решается не объективными законами, а случайностью и свободной волей, можно добавить упрек в том, что наука и техника способствуют социальному угнетению, в связи с тем раздаются призывы об отделении науки от государства (П. Фейерабенд).
К парадоксам развития науки относится то, что наука, с одной стороны, сообщает объективную информацию о мире и в то же время уничтожает ее (при различных экспериментах) или что-либо уничтожается на основе научной информации (виды жизни, невоспроизводимые ресурсы).
Но главное, наука теряет надежду сделать людей счастливыми и дать им истину. Об этом говорил еще Л.Н. Толстой. Действительность нельзя познать с помощью науки, так как научное познание — это частное познание, имеющее дело с определенными предметами, а не с самим бытием, — утверждает современный немецкий философ К.Ясперс. Сделать человека счастливым науке не удастся никогда, а отказ от претензий на абсолютную истину подрывает ее лидирующую роль в культуре.
Подведем некоторые итоги
1. Научная картина мира
Выступая как видение предмета
исследования, научная картина мира
определяет границы (иногда имеющие
нежесткий характер) между научными
дисциплинами. Через ее описание определяется
предмет науки в его главных
системно-структурных
2. Общекультурный смысл
Современная научная картина мира, основанная на принципах глобального эволюционизма, органично включается в процессы формирования планетарного мышления, диалога культур, становясь основой кросскультурного взаимодействия Запада и Востока.
3. Область научного исследования
постоянно расширяется,
1 Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994. – с.252
2 Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 1985.
3 Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 1985.
4 Горелов А. А. Концепции современного естествознания. - М.: Центр, 1998.
5 Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994. - с.251
6 Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994. - с.254
7 Горелов А. А. Концепции современного естествознания. - М.: Центр, 1998.
8 Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 1985.
9 Горелов А. А. Концепции современного естествознания. - М.: Центр, 1998. – с.169
Информация о работе Новые концептуальные подходы картины мира