Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 12:51, контрольная работа
Целью данной работы является изучение и анализ основных уровней строения химии как науки. В ходе выполнения данной работы необходимо выполнить несколько задач. Во-первых, выявить этапы и уровни в развитии химии как науки. Во-вторых, показать и проанализировать особенности химии как науки о составе вещества. В-третьих, понять сущность структурной химии. В-четвертых, показать особенности химии как учения о химических процессах, затем вскрыть сущность эволюционной химии. Сделать соответствующие выводы после изучения данных задач.
Введение……………………………………………………………3
Учение химии о составе вещества как особого ее уровня………3
Сущность уровня структурной химии……………………………5
Учение о химических процессах………………………………….7
Особенности эволюционной химии………………………………8
Заключение…………………………………………………………13
Список используемой литературы………………………………..14
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
«Всероссийский
заочный финансово-экономический институт»
Кафедра
«Экономики»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по Концепции современного естествознания:
Вариант №17
«Основные
уровни строения химии
как науки»
Преподаватель:
Работа выполнена:
Студент :
ФНО курс
Липецк
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Учение химии о составе вещества как особого ее уровня………3
Сущность уровня структурной химии……………………………5
Учение о химических процессах………………………………….7
Особенности эволюционной химии………………………………8
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы………………………………..14
Введение
Целью данной работы является изучение и анализ основных уровней строения химии как науки. В ходе выполнения данной работы необходимо выполнить несколько задач. Во-первых, выявить этапы и уровни в развитии химии как науки. Во-вторых, показать и проанализировать особенности химии как науки о составе вещества. В-третьих, понять сущность структурной химии. В-четвертых, показать особенности химии как учения о химических процессах, затем вскрыть сущность эволюционной химии. Сделать соответствующие выводы после изучения данных задач.
Учение химии о составе вещества как особого ее уровня
«Химия — наука, изучающая свойства и превращения веществ, сопровождающиеся изменением их состава и строения»1. Она изучает природу и свойства различных химических связей, энергетику химических реакций, реакционную способность веществ, свойства катализаторов и т.д. В развитии химии как науки можно выделить 4 этапа:
На первом уровне решались вопросы определения химического элемента, химического соединения и получения новых материалов на базе более широкого использования химических элементов. Английский химик и физик Р. Бойль сформулировал в 1661г. первое научное определение химического элемента. Первый химический элемент– фосфор –получил в 1669 гамбургский алхимик Х. Бранд в 1669 г.[4] Затем были открыты кобальт, никель и другие. Французский химик А. Л. Лавуазье выяснил роль кислорода в процессах горения, окисления и дыхания (1772-77), чем опроверг теорию флогистона. Лавуазье впервые систематизировал химические элементы на базе имевшихся в XVIII в. знаний. Эта систематизация оказалась ошибочной и в дальнейшем была усовершенствована Д. И. Менделеевым. Система Лавуазье определяла место элемента по атомной массе. В настоящее время место химического элемента определяют по заряду атомного ядра, который отражает индивидуальные свойства элемента. В Периодической системе Д.И. Менделеева насчитывалось 62 элемента, в 1930-е гг. она заканчивалась ураном (Z = 92). В 1999 г. было сообщено, что путем физического синтеза атомных ядер открыт 114-й элемент.
Применение в последнее время физических методов исследования вещества позволило выявить физическую природу химизма, т.е. те внутренние силы, которые объединяют атомы в молекулы, представляющие собой прочную квантово-механическую целостность. Такими силами оказались химические связи, проявляющие волновые свойства валентных электронов.
Электрон измеряется и как частица, и как волна, и как точечный заряд, а в силу движения на очень малых расстояниях он выглядит как электронное облако, располагающееся в поле действия атомного ядра. Химические связи представляют собой обменное взаимодействие электронов с соответствующими характеристиками .
В результате химических и физических открытий претерпело изменение классическое определение молекулы. Под молекулой понимается наименьшая частица вещества, которая в состоянии определять его свойства и в тоже время она может существовать самостоятельно. Поэтому в класс молекул стали включать ионные системы, атомные и металлические монокристаллы и полимеры, которые образуются на основе водородной связи и представляют собой макромолекулы. С открытием физиками природы химизма как обменного взаимодействия электронов химики совершенно по-другому стали рассматривать химическое соединение. «Это качественно определенное вещество, состоящее из одного или нескольких химических элементов, атомы которых за счет обменного взаимодействия (химической связи) объединены в частицы-молекулы, комплексы, монокристаллы или иные агрегаты. Химическое соединение — понятие более широкое, чем «сложное вещество», которое должно состоять из двух и более разных химических элементов. Химическое соединение может состоять и из одного элемента. Это молекулы Н2, О2, графит, алмаз и другие кристаллы без посторонних включений в их решетку в идеальном случае».
В
настоящее время на основе
достижений химии стало
Сущность уровня структурной химии
Структурная химия представляет собой уровень развития химических знаний, на котором доминирует понятие «структура», т.е. структура молекулы, макромолекулы, монокристалла. «Структура — это устойчивая упорядоченность качественно неизменной системы, каковой является молекула».
С
возникновением структурной химии
у химической науки появились
неизвестные ранее возможности
целенаправленного
В 60—80-е гг. прошлого века появился термин «органический синтез». Из аммиака и каменноугольной смолы были получены анилиновые красители — фуксин, анилиновая соль, ализарин, а позднее — взрывчатые вещества и лекарственные препараты — аспирин и др. Структурная химия дала повод для оптимистических заявлений, что химики могут все. [1,с.169]
Однако дальнейшее развитие химической науки и основанного на ее достижениях производства показали более точно возможности и пределы структурной химии. На уровне структурной химии не представлялось возможным получение этилена, ацетилена, бензола и других углеводородов из парафиновых, углеводородов. Многие реакции органического синтеза на основе структурной химии давали очень низкие выходы необходимого продукта и большие отходы в виде побочных продуктов. Вследствие этого их нельзя было использовать в промышленном масштабе.
Кроме того, для производства на основе органического синтеза использовалось дорогостоящее сельскохозяйственное сырье — зерно, жиры, молочные продукты. А сам технологический процесс является многоэтапным и трудноуправляемым.
В последнее время ученые открыли новую группу металло-органических соединений с двойной структурой, из-за чего они получили название «сэндвичевых соединений». Это не что иное как молекула, представляющая собой две пластины из соединений водорода и углерода, между которыми находится атом металла или атомы двух металлов. Пока они практического применения не нашли, но оказали влияние на пересмотр прежних взглядов на валентность и химические связи. Их рассматривают как доказательство наличия электронно-ядерного взаимодействия у молекул.
Структурная
химия неорганических соединений ищет
пути получения кристаллов для производства
высокопрочных материалов с заданными
свойствами, обладающих термостойкостью,
сопротивлением агрессивной среде и другими
качествами, предъявляемыми сегодняшним
уровнем развития науки и техники. Решение
этих вопросов наталкивается на различные
препятствия. Выращивание, например, некоторых
кристаллов требует исключения условий
гравитации. Поэтому такие кристаллы выращивают
в космосе, на орбитальных станциях.
Учение о химических процессах
Химические процессы представляют собой сложнейшее явление как в неживой, так и в живой природе. Эти процессы изучают химия, физика и биология. Перед химической наукой стоит принципиальная задача — научиться управлять химическими процессами. Дело в том, что некоторые процессы не удается осуществить, хотя в принципе они осуществимы, другие трудно остановить — реакции горения, взрывы, а часть из них трудноуправляема, поскольку они самопроизвольно создают массу побочных продуктов. Для управления химическими процессами разработаны термодинамический и кинетический методы.
Все химические реакции имеют свойство обратимости, происходит перераспределение химических связей. Обратимость удерживает равновесие между прямой и обратной реакциями. В действительности равновесие зависит от условий прохождения процесса и чистоты реагентов. Смещение равновесия в ту или другую стороны требует специальных способов управления реакциями. Например, реакция получения аммиака:
N2 + ЗH2↔ H3.
Эта реакция проста по составу элементов и своей структуре. Однако на протяжении целого столетия с 1813 по 1913 гг. химики не могли ее провести в законченном виде, так как не были известны средства управления ею. Она была осуществима только после открытия соответствующих законов нидерландским и французским физико-химиками Я.Х. Вант-Гофом и АЛ. Ле-Шателье. Было установлено, что «синтез аммиака происходит на поверхности твердого катализатора при сдвиге равновесия за счет высоких давлений».
Все
проблемы, связанные с такими сложными
процессами, как, например, получение
аммиака, решает химическая кинетика—«раздел
химии, изучающий скорости химических
реакций. К важнейшим факторам, влияющим
на скорость реакций, относятся: природа
реагирующих веществ, их концентрации,
температура, присутствие в системе катализаторов.»
Особенности эволюционной химии
Химики давно пытались понять, каким образом из неорганической безжизненной материи возникает органическая как основа жизни на Земле. Какая лаборатория лежит в основе этого процесса — лаборатория, в которой без участия человека получаются новые химические соединения, более сложные, чем исходные вещества?
И. Я. Берцелиус первым установил, что основой живого является биокатализ, т.е. присутствие различных природных веществ в химической реакции, способных управлять ею, замедляя или ускоряя ее протекание. Эти катализаторы в живых системах определены самой природой, что и служит идеалом для многих химиков. Идеалом совершенства считали «живую лабораторию» немецкий ученый Ю. Либих, француз П.Э.М. Вертело и другие ученые.
Современные химики считают, что на основе изучения химии организмов можно будет создать новое управление химическими процессами, а это позволит более экономично использовать имеющиеся в природе материалы и извлекать из них большую пользу. Для решения проблемы биокатализа и использования его результатов в промышленных масштабах химическая наука разработала ряд методов — изучение и использование приемов живой природы, применения отдельных ферментов для моделирования биокатализаторов, освоение механизмов живой природы, развитие исследований с целью применения принципов биокатализа в химических процессах и химической технологии.
В эволюционной химии существенное место отводится проблеме «самоорганизации» систем. Теория самоорганизации «отражает законы такого существования динамических систем, которое сопровождается их восхождением на все более высокие уровни сложности в системной упорядоченности, или материальной организации».
В
процессе самоорганизации
Не менее важно и то обстоятельство, что все элементы, участвующие в построении живых систем и их функционировании, распределены по всей поверхности Земли. Таким образом, жизнь возникала в любом месте на Земле, где для этого создавались благоприятные условия. В Космосе же преимущественно господствуют два элемента — водород и гелий, а остальные существуют в виде примесей и составляют ничтожно малую массу.
Информация о работе Основные уровни строения химии как науки