Основные функции науки. Ее социальная роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 13:34, реферат

Краткое описание

Актуальность темы рассмотренной в реферате очень велика, так как наступает глобальная компьютеризация, появляются компьютерные почты, компьютерные магазины. С каждым днем современное человечество требует всё больше и больше. По–моему, таким образом, и возникает современная наука. В наше время наука занимает большую часть нашей жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

Основные функции науки.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

Основные функции науки. Ее социальная роль

Андреева С.А.

Донецкий национальный технический университет

Введение

Актуальность темы рассмотренной в реферате очень велика, так как наступает глобальная компьютеризация, появляются компьютерные почты, компьютерные магазины. С каждым днем современное человечество требует всё больше и больше. По–моему, таким образом, и возникает современная наука. В наше время наука занимает большую часть нашей жизни.

Целью данного реферата является раскрытие основных функций науки, ее роли в общественной жизни и ее назначение.

 В работе над этими проблемами я опиралась на «Концепции исторической 
динамики науки» Т.Куна, «Логика и рост научного знания» Карла Поппера, который развивал критический рационализм, на работы основоположника позитивизма, французского философа Огюста Конта, именно Конт выдвинул идею об отрыве метафизики от науки. Также Конт считал, что единственным источником познания служит опыт. Никаких врождённых форм познания вроде априорных суждений Канта не существует. Близкие идеи высказывали также Г. Спенсер, Дж. Милль. Натолкнуло меня на рассмотрение именно этой темы прочтение практически автобиографического романа Джека Лондона «Мартин Иден».

 СТАНОВЛЕНИЕ НАУКИ

Основная форма человеческого познания — наука в наши дни становится все более значимой и существенной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться, жить и действовать. Философское видение мира предполагает достаточно определённые представления о том, что такое наука, как она устроена и как она развивается, что она может и на что она позволяет надеяться, а что ей недоступно. У философов прошлого мы можем найти много ценных предвидений и подсказок, полезных для ориентации в таком мире, где столь важна роль науки. Им, однако, был неведом тот реальный, практический опыт массированного и даже драматического воздействия научно–технических достижений на повседневное существование человека, который приходится осмысливать сегодня.

На сегодняшний день нет точного, однозначного определения науки. В литературе насчитывается более 150. Одно из этих определений выглядит следующим образом: наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи. Также широко распространено и другое определение: наука — это и творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности: знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов и процесс их производства. Канке В.А. в своей книге «Философия. Исторический и систематический курс» дал следующее определение: наука — это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным является не всякое знание, а лишь хорошо проверенное и обоснованное [1, 2].

Существуетмножество определений науки, потому как существует и множество восприятий её, многие люди понимали науку по–своему, считая, что именно их восприятие является единственным верным определением. Следовательно, занятие наукой актуально не только в наше время, её истоки начинаются с довольно древних времён. Рассматривая науку в её историческом развитии, можно обнаружить, что по мере изменения типа культуры при переходе от одной общественно–экономической формации к другой, меняются стандарты изложения научного знания, способы видения реальности в науке, стили мышления, которые формируются в контексте культуры и испытывают воздействие самых различных социокультурных факторов в процесс порождения собственно научного знания.

Предпосылки для возникновения науки 
появляются еще в странах Древнего Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Достижения восточной цивилизации были восприняты и переработаны в стройную теоретическую систему Древней Греции, где появляются мыслители, специально занимающиеся наукой. Среди которых можно отдельно выделить таких выдающихся учёных, как Аристотель и Кант. С точки зрения этих великих ученых наука рассматривалась как система знаний, особая форма общественного сознания.Предпосылки для возникновения науки

Основными науковедами в средние века принято было считать схоластов. Их предметы, сколько сопоставление мнений, рассуждения об этих предметах. 
Тем не менее, не следует уменьшать достижения схоластической учености — на таких диспутах оттачивались теоретический фундамент науки, умение превращать факты в понятия, логически строго рассуждать исходя из немногих общих положений.Основными науковедами в средние века принято было считать схоластов. Их экспериментальной, идет от вещей, которые воздействуют на органы чувств. Причем это воздействие может быть независимым от мышления или же подчинения эмпирического порядка.Линия познания, получившая у Роджера Бэкона название опытной,

Основные функции науки

Очень важны функции науки, как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно–технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука — один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.Очень важны функции науки, как социальной силы в решении глобальных проблем общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности искусством, обыденным сознанием.Возрастающая роль науки в большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях научно–технического развития, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет социокультурный феномен в современных условиях должна заботиться не только об открытии объективных безличностных закономерностей, но и о коэволюционном вписывании в мир всех её достижений. Имея в виду эту приобретающую особую значимость проблему, необходимо рассматривать вопрос о социальных функциях науки. Выделяют следующие основные функции науки [3]:

Наука как культурно–мировоззренческую;силы;- функцию непосредственной производительнойфункцию социальной силы.

 проявляет себя в  том, что многие открытия в  естественных и точных науках  всегда несут в себе определенную  мировоззренческую нагрузку. Проще  говоря, науки в ходе своего  развития вырабатывают некоторую  сумму знаний, тем самым внося большую ясность в существующие представления людей о мире.Культурно–мировоззренческая функция непосредственной производительной силы проявляется в форме новых технологий, принципов организации труда, новых технических средств и оборудования.Функция науки как обеспечивает общество необходимыми, полезными знаниями, ресурсами, которые используются им во всех сферах жизнедеятельности. В современных условиях методы и средства науки активно вовлечены в разработку масштабных планов экономического, технического, социального развития, и призваны регулировать так называемые глобальные проблемы и минимизировать их влияние на природные и социальные миры.Наука берет на себя функцию социальной силы в том смысле, что она присущих ей традиционных функций. Среди них [3]:Кроме перечисленных функций нельзя забывать и группы функция;- гносеологическая- объяснительная функция; функция;- логико–методологическая- прогностическая функция.

 нацелена на построение  системы объективных знаний о  свойствах отношений и процессов объективной реальности.Гносеологическая функция на выявление причинно–следственных связей и зависимостей, построение так называемых «мировых линий» (выведение некой равнодействующей сил, энергий, полевых структур).Объяснительная функция науки направлена критериям научной рациональности перспективных моделей изучаемых, любых возможных объектов.Прогностическая функция науки проявляется в создании по философии техники как направления интеллектуального поиска и как учебной дисциплины. Именно от того, что понимается под философией техники, зависит содержание тех задач и функций, которые выполняет данная отрасль знания.Как и в философии науки следует разграничивать образы первом случае, философия техники — в связи с наметившимся общепланетарным характером развития технологий — выполняет преимущественно [4]:В которой — как раз познание природы, общества и человека, рационально–теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания.Познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение в самой технической культуре вскрыть гуманитарную составляющую. Современные инженеры все более осознают, что “их деятельность не безлична для общества, природы или человека, что она создает не только блага и несет прогресс, но и разрушает природу, машинизирует общество, извращает дух.Важной функцией философии техники является гуманизация, которая позволяет понимая философию техники как учебную дициплину, следует подчеркнуть ее мировоззренческую функцию, в рамках которой осуществляется осмысление слушателем своей будущей профессии, ее границ, осознание и критический анализ технической (и гуманитарной) культуры, уяснение проблем и задач, которые в ней решаются, осмысление специфики технического мышления [4].Во–втором случае,  гуманизации являются: создание творчески ориентированной (креативной) педагогики; преодоление сциентистской модели студента как рецепиента информации; уничтожение формализма в образовании; ориентация в образовании на весь мир культуры, а не только на науку; изменение цели образования… Все это в своем совокупном действии должно помочь преодолеть существующие пороки инженерного образования и трансформировать студента из объекта в субъект образовательной деятельности [5].Основными направлениями

Социальная роль науки

 познание природы, для  пользы всему человечеству, необходимо  обратиться к науке, использовать  для достижения своей цели важные научные открытия.Чтобы понять, найти объяснения многим философским вопросам, таким как

 формой познания мира  и его преобразования, наука сформировала  понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно  относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в обществе только потому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто само собой разумеющееся [5].Современная наука возникла в Европе в период XV–XVII вв. Являясь особой концепции науки: наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный институт. Современная наука представляет собой органическое единство этих трех моментов. Здесь деятельность — её основа, своеобразная «субстанция», знание — системообразующий фактор, а социальный институт — способ объединения ученых и организации их совместной деятельности. И эти три момента и составляют полное определение современной науки.Надо заметить, что все же существуют три основные многовековой традицией рассматривается как особая форма общественного сознания и представляет собой некоторую систему знаний. Так понимали науку еще Аристотель и Кант. Подобное понимание наук долгое время было, чуть ли не единственным.Первая концепция, наука как знание, сЛогико–гносеологическая трактовка науки обусловливае общественно–историческими условиями, так и уровнем развития самой науки.тся как современной науки. От исследователей ускользает её социальная природа, творцы, материально–техническая база, ограничиваются возможности для более глубокого и всестороннего исследования специфики, структуры, места, социальной роли и функций науки.Эта концепция не может в своём одиночестве раскрыть полное определение разработан деятельностный подход к науке, в результате чего она стала трактоваться не только и не столько как знание само по себе, а прежде всего как особая сфера профессионально — специализированной деятельности, своеобразный вид духовного производства. Несколько позже наука стала пониматься и как социальный институт [5].В 50–60–е годы стали появляться работы, в которых был организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально–профессиональной группой, определенным сообществом.Наука как социальный институт — это социальный способ назначение науки как социального института — производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.

Цель и становления науки как социального института вызревали материальные предпосылки, создавался необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила односторонний характер. Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало новым научным дисциплинам. Так было, например, с гидравликой и термодинамикой.В период в условиях научно–технической революции, у науки всё более отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития.Сегодня,

Заключение

 функции науки. Ее социальная  роль». Раскрывая тему, я показала, что наука была актуальна в  древние времена, она актуальна  и на сегодняшний день. И, несомненно, наука будет актуальна и в будущем.В своём реферате я рассмотрела такую важную в философии тему, как «основные мир никогда бы не услышал музыки. Но если бы не родился Эйнштейн, то теория относительности рано или поздно была бы открыта каким–нибудь ученым. Знаменитый афоризм Ф.Бэкона: «Знание — сила» сегодня актуален как никогда.Говорят, что если бы не было Баха, то если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания, научно–технической и другой информации. Возрастание роли знания (а в ещё большей мере — методов её получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования.Тем более,  постижение мира, в котором мНаука естьы живем. Соответственно науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека.

 
1. Наука и ее функции в обществе.  
 
1.1. Фундаментальное и прикладное в науке.  
 
Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Постижение это закрепляется в форме знаний как мысленного (понятийного, концептуального, интеллектуального) моделирования действительности. Соответственно этому науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. Вместе с тем производство знаний в обществе не самодостаточно, оно необходимо для поддержания и развития жизнедеятельности человека. Становление и развитие опытной науки в XVII столетии привело к коренным преобразованиям образа жизни человека. Как отмечал Б. Рассел: “Почти все, чем отличается новый мир от более ранних веков, обусловлено наукой, которая достигла поразительных успехов в XVII веке... Новый мир, насколько это касается духовных ценностей, начинается с XVII века”.[1]  
 
Мышление людей стало опираться на представление о наличии законов природы, “делая невероятным такие вещи, как магия и колдовство. В 1700 году мировоззрение образованных людей было вполне современным, тогда как в 1600 году, за исключением очень немногих, оно было еще большей частью средневековым”.[1] Победа науки и колонизация европейцами других материков привели к тому, что “люди XVII века почувствовали себя живыми людьми, а не несчастными грешниками, как они все еще называли себя в молитвах”.[1]  
 
Подобная оценка научной революции XVII в. дана и В. И. Вернадским “В общем ходе истории человеческой культуры, в обычных о ней представлениях, - отмечал он, - нет места истории того перелома, который совершился в человечестве вхождением точного знания в его жизнь и привел впервые в многотысячелетнем его существовании к новым, неслыханным раньше формам и укладам быта и общественного строя.  
 
Перелом этот совершился в XVII столетии. В это столетие впервые наука о природе и математика выдвинулись в жизнь, получили значение как изменяющие условия человеческого существования исторические силы”.[2]  
 
Современное развитие науки ведет к дальнейшим преобразованиям всей системы жизнедеятельности человека. Особо впечатляюще ее воздействие на развитие техники и новейших технологий, воздействие научно-технического прогресса на жизнь людей. Наука создает новую среду для бытия человека. “Как и искусство, - пишет М. Хайдеггер, - наука не есть просто культурное занятие человека. Наука - способ, притом решающий, каким для нас предстает то, что есть. Мы должны, поэтому сказать: действительность, внутри которой движется и пытается оставаться сегодняшний человек, все больше определяется тем, что называют западноевропейской наукой”.[3]  
 
Первое, исходное “членение” науки - выделение ее в структуре фундаментальных и прикладных исследований, фундаментальных и прикладных наук. Говоря предельно кратко, фундаментальные исследования - это такие исследования, которые открывают новые явления и закономерности. Это исследования того, что лежит в природе вещей, явлений, событий. Наука прикладная ставит перед собой задачу решения определенной технической прблемы обычно в непосредственной связи с материальными интересами общества. Но при проведении фундаментального исследования можно ставить и чисто научную задачу, и конкретную практическую проблему. При этом неважно, каковы суть субъективные намерения и установки исследователя. Он этого часто не знает, а если и знает, то ошибается. Только время сможет показать, куда собственно относилась постановка задачи. Тем не менее оказалось, пишет применительно к физике академик А. М. Прохоров, удобным разбить фундаментальные исследования на две большие группы. Одна из них направлена на увеличение объема наших знаний, призвана удовлетворять потребность человечества в целом и, прежде всего конкретного человека - исследователя - во все более глубоком познании объективного мира. Другая группа исследований имеет своей целью получение фундаментальных знаний, необходимых для ответа на вопрос о том, как достичь того или иного конкретного практического результата. Как правило, на каком-то определенном этапе развития науки предметное содержание той или другой группы фундаментальных исследований различно, но методологически они близки друг другу, и между ними нельзя провести резкую границу.[4]  
 
Не следует думать, что если ставится чисто научная задана, то такое исследование не может дать практического выхода. В равной мере не следует думать, что если ставится фундаментальное исследование, направленное на решение практически важной задачи, то такое исследование не может иметь общенаучной значимости. Это не так. И свидетель тому - история развития науки.  
 
Новейшая история говорит нам о взаимодействии, переплетении, взаимопревращении этих двух групп фундаментальных исследований. Однако так было далеко не всегда. И прежне всего, потому что отнюдь не сразу на поверхность восприятия общественности выплыла прикладная значимость фундаментального исследования.  
 
В течение веков фундаментальные исследования, т. е. исследования, никак не связанные со злобой дня, шли отдельно от прикладного, никаких практических задач не решали. Шло чистое удовлетворение абстрактной любознательности.  
 
Величайшие достижения Нового времени никак не связаны с практикой в точном смысле этого слова. Скорее наоборот, наука шла позади, объясняя, а не предсказывая, не предвидя нового и не толкая к изобретению, созданию нового.  
 
Посмотрим с этой точки зрения на такую по самой своей сути фундаментальную науку как физика.  
 
Основу основ современной цивилизации составляет энергетика, Дени Папен (1680), Томас Ньюкомен (1717), И.И. Ползунов(1761), Джеймс Уатт (1720), Роберт Фултон (1805), Джордж Стефенсон (1815) сделали доступной тепловую энергию для производства механической работы, научились использовать энергию сжатого пара. Характерно, что все они, за исключением Д. Папена.—самоучки, талантливые изобретатели, нашедшие технически осуществимое и экономически выгодное решение актуальной проблемы, решение, открывшее дорогу научно-технической, индустриальной революции. И все это несмотря на господство антинаучной теории флогистона.  
 
Папен, начавший заметно раньше остальных, получил правильное образование, как физик многое понял, но ничего сделать не смог, не смог реализовать свое понимание. Подчеркнем, что все, что совершили эти люди, было сделано до создания термодинамики, до того, как было сформулировано такое утверждение, как закон сохранения энергии. Знаменитый цикл Карно, КПД идеальной тепловой машины, сколько-нибудь осмысленные подходы к первому и второму началам термодинамики - все это стало ясным в ходе и в результате фундаментальных исследований, поставленных и проведенных, после того как технический и технологический прорыв уже был сделан.  
 
История развития науки изобилует подобными примерами.  
 
Государство, любое государство заинтересовано в развитии фундаментальной науки как основы новой, прежде всего военной техники. Это руководители общества понимали всегда, общество - почти никогда. Но и руководители почти никогда не понимали, что наука имеет свои собственные законы развития, что она самодостаточна и сама себе ставит задачи. И что делают науку люди ученые, т. е. весьма своеобразные. Прежде всего ученый не может быть человеком предвзятой идеи, предзаданного образа мыслей, предписанного поведения. Именно это их свойство, иммантное фундаментальной науке, и приводит к трудностям во взаимопонимании и взаимодействии ученых с корпусом общественного мнения.  
 
Как видим, фундаментальные и прикладные исследования играют различные роли в обществе и по отношению к самой науке. Наука развивается широким фронтом, имеет сложную структуру, которую во многом можно уподобить структуре высокоорганизованных систем, прежде всего живых систем. В живых системах есть подсистемы и протекающие в них процессы, которые направлены на поддержание самих систем именно в живом, деятельном, активном состоянии, но есть подсистемы и процессы, направленные на взаимодействие с окружающей средой, на осуществление метаболизма со средой. Аналогичным образом и в науке можно выделить подсистемы и процессы, ориентированные, прежде всего на поддержание науки в активном и деятельностном состоянии, а есть подсистемы и процессы, ориентированные на внешние проявления науки, ее включенность в иные виды деятельности. Разработка фундаментальной науки направлена, прежде всего, на внутренние потребности и интересы науки, на поддержание функционирования науки как единого целого, и достигается это путем разработки обобщенных идей и методов познания, характеризующих глубинные основания бытия. Соответственно этому говорят о “чистой” науке, теоретической науке, о познании ради познания. Прикладные науки направлены вовне, на ассимиляцию с иными, практическими видами деятельности человека, и особо на ассимиляцию с производством. Отсюда и говорят о практической науке, направленной на изменение мира. 

Информация о работе Основные функции науки. Ее социальная роль