Основы психологии человеческого общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 16:33, контрольная работа

Краткое описание

Для начала нужно понять, что такое вообще ИНСТИНКТ. Инстинкт – это неосознаваемая человеком, животным или растением программа поведения, выражаемая в виде желания, стремления, действия.
В Природе существует только один инстинкт - ЖИЗНИ. Все остальные инстинкты – либо его частные случаи, либо искусственно выработанные человеком стремления, которые можно назвать условными инстинктами.
Частными случаями инстинкта жизни являются, например, инстинкт самосохранения (защиты), инстинкт продолжения рода (сексуальность), инстинкт поиска и усвоения пищи (голод) и пр.
Инстинктивная программа жизни заложена в каждом живом существе начиная от минералов, растений, животных - и до человека.

Содержание

1.Какие инстинкты лежат в основе человеческого общения?. . . . . . . . .3
2.Почему умная Софья полюбили Чацкого а не Молчалина? . . . . . . . .6
3.В чем цель каждого человека вступившего в общение с другими? . . 6
4.Роль подсознания в мышлении человека. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
5.Психологическая структура человеческого сознания. . . . . . . . . . . . .10
6.Как правильно вести диалог,дискуссию? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
7.Должен ли директор завода общаться с рабочими?хорош ли тот директор который общается с рабочими? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
8.Какие способы передачи мысли вы знаете? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
9.Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по ксе.docx

— 52.02 Кб (Скачать файл)

  ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

 

 

Кафедра физики

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине Концепции  современного естествознания.

Тема:Основы психологии человеческого общения

 

 

 

 

 

Выполнил Студент группы БЭЗ-1

Баранова Л.И

Проверил 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УФА 2012

СОДЕРЖАНИЕ

1.Какие инстинкты лежат в основе человеческого общения?. . . . . . . . .3

2.Почему умная Софья  полюбили Чацкого а не Молчалина? . . . . . . . .6

3.В чем цель каждого  человека вступившего в общение  с другими? . . 6

4.Роль подсознания в  мышлении человека. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

5.Психологическая структура  человеческого сознания. . . . . . . . . . . . .10

6.Как правильно вести  диалог,дискуссию? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

7.Должен ли директор  завода общаться с рабочими?хорош ли тот директор который общается с рабочими? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

8.Какие способы передачи  мысли вы знаете? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

9.Список использованной  литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Какие инстинкты  лежат в основе человеческого  общения?

Для начала нужно понять, что такое вообще ИНСТИНКТ. Инстинкт – это неосознаваемая человеком, животным или растением программа поведения, выражаемая в виде желания, стремления, действия.

В Природе существует только один инстинкт - ЖИЗНИ. Все остальные  инстинкты – либо его частные  случаи, либо искусственно выработанные человеком стремления, которые можно  назвать условными инстинктами.

Частными случаями инстинкта  жизни являются, например, инстинкт самосохранения (защиты), инстинкт продолжения  рода (сексуальность), инстинкт поиска и усвоения пищи (голод) и пр.

Инстинктивная программа  жизни заложена в каждом живом  существе начиная от минералов, растений, животных - и до человека.

Человек, к примеру, тоже подвержен власти инстинкта. Инстинкт делает женщину неодолимым обьектом вожделения для мужчины, и наоборот. Так проявляет себя среди людей инстинкт размножения, сохранения рода.

Инстинкт – это тяжёлый  жизненный опыт борьбы за выживание, унаследованный через генофонд от наших  предков. И поскольку эта борьба не обходилась без насилия, боли и  страха – сознание вытесняло этот неприятный эмоциональный опыт в  сферу бессознательного, в подсознание, в глубинную генетическую память. И все живые существа пользуются плодами этого опыта своих  предшественников: зайчик инстинктивно боится и убегает от волка, даже если его самого волк ещё не кусал. Зато он кусал его предков.

Так и человек – все  свои инстинктивные движения выполняет  с неосознанной долей тревоги, отголоска  боли и насилия, унаследованных от предков. В любом инстинктивном движении животного или человека ощущается  доля страха.

Грудной малыш боится и  плачет, если рядом нет заботливой и кормящей мамы. Человек инстинктивно боится остаться без запаса еды –  ведь когда-то его предков косил  голодный мор. Молодой парень дерётся  за девчёнку с другим парнем – значит один из его предков долго не мог завести жену и детей.

Поскольку человек по своему статусу в природе является переходным звеном между животными и сверхчеловеческими существами – его ум, его сознание также троично: часть принадлежит  животному миру, часть человеческому, часть миру божественному.

Именно животная, унаследованная от рождения, бессознательная часть  нашего ума и определяет наше инстинктивное  поведение. Это просто другое название для бессознательного в человеке – инстинкт. Частью инстинктивного поведения являются рефлексы. Безусловные, данные от рождения, заложенные в геноме, или условные – выработанные в процессе воспитания в человеческом обществе.

Таким образом, инстинкт входит в структуру личности наравне  с другими компонентами. Он представлен, прежде всего, наследственной подструктурой  личности, что означает, что инстинкт является предпосылкой нормального  развития остальных подструктур. В этом смысле процесс возникновения личности выступает как процесс преобразования биологически заданного материала силами социальной действительности, существующей до, вне и совершенно независимо от этого материала.

Определив место инстинкта  в структуре личности, мы можем  непосредственно рассмотреть, как  инстинкт влияет на развитие личности, и какое место в жизни человека ему отводится.

Инстинктивные действия отличаются часто большой объективной целесообразностью, т. е. способностью или адекватностью  по отношению к определенным, жизненно важным для организма ситуациям, совершаясь, однако, без осознания  цели, без предвидения результата, чисто автоматически.

На Первой кантовской конференции в 1998 г. был сформулирован Основной биологический закон "Жизнь во всем ее многообразии красоте и гармонии возникла, существует и умирает в конкурентной борьбе близких и подобных". Согласно этому закону поведением человека руководит подсознательное желание (инстинкт) превзойти окружающих и, особенно, близких - родственников, соседей и друзей. Этот инстинкт назван конкурентным. О подобном "комплексе превосходства" писал еще А. Адлер около 70 лет назад. Этот инстинкт проявляется более всего у детей в виде агрессивности друг к другу. Ребенок может подойти и ударить другого, который просто сидел в сторонке.  А если взрослые попытаются воспрепятствовать этой агрессивной акции, то нападающий заплачет, досадуя на то, что не смог реализовать свое инстинктивное желание. Сейчас это проблема многих детских садов. Более иллюстративный пример приводит Адлер (1978). Он описывает случай, когда пятилетний мальчик просил у родителей поносить маленькую сестренку на руках и, выбрав подходящий момент, бросил ее на пол [9, с.39-41].

Так как инстинкт основной, то с его помощью можно объяснить  все, что касается поведения человека. Например, существует известный факт брат и сестра не испытывают друг к  другу сексуального чувства. Этот так  называемый "табу-инцест" существует у шимпанзе  и даже у дрозофил. Даже автор идеи о всемогуществе  сексуального инстинкта Зигмунд  Фрейд не мог объяснить этого феномена. А все просто - конкурентный инстинкт между близкими подавляет сексуальный.

Таким же процессом является дружба. Как выяснилось большинство считает себя в чем-то лучше своих друзей. Поэтому они любят встречаться со старыми друзьями, но не посещают традиционные вечера в школе. Посещают их в основном отличники или бывшие активисты. Их тянет в среду, в которой они имели успех

Итак, как показали результаты исследования, мы живем с единственной целью стать лучше или, по крайней  мере, не хуже окружающих нас людей, хотя бы в чем-то. Мы готовы на смерть ради достижения этой цели. Это наша биологическая потребность и  проявляется она главным образом  в подсознательном чувстве зависти! От зависти ребенок начинает ходить, говорить и приобретает навыки к  труду. Если этот инстинкт реализуется  или человек верит в такую  возможность, то все в порядке - поведение  человека в обществе будет нормальным. Если же нет и к тому же отсутствуют  какие-либо перспективы, то человек  сначала пытается реализоваться  в преступной деятельности, а уж если и здесь не получается, то кончает  жизнь самоубийством, или уходит из реальной жизни в алкоголизм и  наркоманию

Наравне с авторами, признающими  роль инстинкта в жизни человека, существуют и такие, которые считают, что инстинкт – это пережиток  животного в человеке и в современном  обществе он не играет Процесс антропогенеза  не мог закончиться ранее, чем  были полностью устранены из всей сферы общественно регулируемой жизни становящихся людей инстинктивные  отношения с внешней средой и  между членами группы.

Многие ученые не согласны с мнением этих авторов потому, что человек— единственное существо, способное контролировать свои инстинкты посредством силы воли, а не освободившееся от них.. После Фрейда и Павлова каждый знает, что подсознание и инстинкты играют в жизни личности человека не меньшую роль, чем его разум. А, может, и большую – в стрессовых ситуациях разум просто не успевает проанализировать ситуацию, и поступаем мы так, диктует нам подсознание.

Таким образом, инстинкт является неотъемлемым условием развития личности, без него первобытный человек  никогда не взял бы в руки палку  и не создал бы первое орудие труда, ребенок никогда не научился бы ходить и кушать (пищевой инстинкт), а его мать понимать его потребности и ухаживать за ним (материнский инстинкт), люди бы, в конце концов, не добились бы таких успехов в различных областях  жизни без инстинктов конкуренции, самосохранения… Именно благодаря инстинкту и наследственной подструктуры личности, куда он входит - ее психическая и духовная подструктуры могут успешно развиваться и сформировать целостную личность.

2.Почему  умная Софья полюбила не Чадского а Молчалина?

Чацкий полюбил Софью прежде всего за тонкий ум, независимость взглядов, самостоятельность в принятии решений, в отношениях с людьми. Сильный, гордый характер девушки вызывает симпатию. Чацкий влюбляется безумно: "Я вас без памяти люблю". Не случайно, вернувшись в Москву из дальних стран, он постоянно взывает к ее разуму. Софья по-своему умна, она много читает ("Ей сна нет от французских книг"), но предмет ее чтения - сентиментальные романы, в которых описываются истории любви (их герои бедны и не имеют положения в обществе).Софья восхищается их верностью, преданностью, готовностью всем пожертвовать во имя любви.Отсюда и становится ясно что Софья обладает эмоциональным характером. Под влиянием этих романов у нее складывается представление об идеальном герое, которого она хотела бы полюбить. И таким романтическим героем Софья вообразила Молчалина. Вот внешняя линия поведения Молчалина наедине с Софьей: "возьмет он руку, к сердцу жмет…". Именно так ведут себя герои французских романов.

Нет ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать  себя героиней романа, худо другое - она  не видит различий между романтическим  вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. Она-то любит, а вот ее избранник отбывает повинную: И вот любовника я  принимаю вид в угодность дочери такого человека.

Следование литературным штампам приводит к трагической  развязке, горькому прозрению, крушению идеалов. У Софьи есть свой план, в своей семейной жизни она  хочет быть счастливой. Возможно,  она выбрала Молчалина потому что с ним ей удобно он услужлив,говорит только то что она хочет слышать и самое главное предан,им можно командовать, а также соответствует роли "мужа-мальчика, мужа-слуги". Софья отвергает Чацкого не только из-за чувства оскорбленного женского самолюбия, но и потому, что независимый, дерзкий, волевой характер Чацкого ее пугает: "Да этакий ли ум семейство осчастливит?" Поэтому Грибоедов так писал о своей героине: "Девушка сама неглупая предпочитает дурака умному человеку".

3.В  чем цель каждого человека  вступившего в общение с другими?

Общение - это многоплановый  процесс развития контактов между  людьми, порождаемый потребностями  совместной деятельности.

Люди вступают в общение, преследуя определенные цели. Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения могут быть самыми разнообразными.

Цель общения может  заключаться в нем самом, тогда  общение выступает самоцелью, средством  удовлетворения потребности в общении.

Цель общения может  находиться вне самого взаимодействия субъектов, тогда мы имеем дело с  деловым общением, служащим способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д.

Целью общения может выступать  и приобщение партнеров по общению  к ценностям и опыту друг друга, как это представлено в личностном общении, которое сосредоточено  в основном вокруг психологических  проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко затрагивают личность человека.

Исчерпывающую классификацию  по целям общения дать сложно, учитывая все многообразие потребностей человека (социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного  развития, биологических и т.д.), ради удовлетворения которых люди вступают в общение.

Функции общения. Выступая мощным потребителем энергии человека, общение вместе с тем является бесценным биостимулятором его жизнедеятельности и духовных устремлений.

В соответствии с этим выделяются аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная  и регуляционно-коммуникативная функции общения.

Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция, в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, партнера по общению, связана с регуляцией эмоциональной сферы человека, поскольку общение является важнейшей детерминантой эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

Информационно-коммуникативная  функция общения заключается  в любом виде обмена информацией  между взаимодействующими индивидами. Обмен информации в человеческом общении имеет свою специфику:

во-первых, обмен информацией  осуществляется между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от технического устройства);

во-вторых, обмен информацией  обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.

Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

Информация о работе Основы психологии человеческого общения