Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:45, реферат
Социальная психология – это сфера психологической науки, изучающая закономерности функционирования и возникновения психологических событий, существование которых является итогом взаимодействия людей в обществе и их включенности в разные социальные группы. Так же, социальная психология есть учебная дисциплина, которая изучается студентами в обычных, педагогических и социальных университетах по специальностям «Психология», «Социальная работа», «Педагогика», «Связи с общественностью», «Социология», «Управление», «Менеджмент».
1. Основы социальной психологии…………………………………………..2
Версия шаблона |
1.1 |
Филиал |
Ульяновский |
Вид работы |
Творческая |
Название дисциплины |
Концепции современного естествознания |
Тема |
Основы социальной психологии |
Фамилия студента |
Ворожцов |
Имя студента |
Олег |
Отчество студента |
Сергеевич |
№ контракта |
05300100609001 |
основы социальной психологии…………………………………………..2
Социальная психология – это сфера психологической науки, изучающая закономерности функционирования и возникновения психологических событий, существование которых является итогом взаимодействия людей в обществе и их включенности в разные социальные группы. Так же, социальная психология есть учебная дисциплина, которая изучается студентами в обычных, педагогических и социальных университетах по специальностям «Психология», «Социальная работа», «Педагогика», «Связи с общественностью», «Социология», «Управление», «Менеджмент».
Люди живут и трудятся, взаимодействуют и общаются друг с другом, проявляют чувства и к себе и окружающему миру. Все это является общественной жизнью, которая отражается в их сознании как психологическая реальность. Социальная психология выражает эту реальность как систему социально-психологического знания, содержащую:
— научные представления о разнообразных и многочисленных социально-психологические явлениях и процессах, закономерностях и механизмах их возникновения, функционирования и отраслях социальной психологии;
— общие взгляды на направления развития социальной психологии и использования накопленного ею опыта в плане поиска смысла общественной жизни, общественных отношений и точных результатов исследований этой жизни.
Социально-психологические закономерности — объективные, устойчивые, повторяющиеся зависимости типа «причина – следствие», определяющие характер возникновения и изменения в процессе функционирования социально-психологических явлений.
Социально-психологических
механизмы — это превращения, из которых проявляются
закономерности их функционирования и
осуществляется социально-психологическая
системность. Общими механизмам
Отрасли социальной психологии — это ее части, которые изучают конкретные классы социально-психологических феноменов.
Социальная психология, так же как и все науки, имеет свой объект, предмет и задачи, разрабатывает свои методологические и теоретические основы, понятийный аппарат, методы и методики исследования.
Объектом социальной психологии являются как социальные общности, так и отдельные их представители.
Предмет - закономерности возникновения и функционирования социально-психологических явлений (общественно-психологических феноменов), представляющих собой результат взаимодействия человека с другими людьми как представителя другой социальной общности.
Задачами социальной психологии являются:
1. Выявление либо уточнение совместно с общественными науками: а) специфики феноменов, которые составляют психологическую суть и содержание общественного сознания людей и психологии их групп; б) соотношения между различными их составляющими; в) влияния последних на развитие социальных отношений.
2. Всеобщее осмысление и обобщение информации об источниках и условиях возникновения, формирования, развития и функционирования социально-психологических явлений и об их воздействии на поведение людей как представителей различных социальных общностей.
3. Мониторинг самых значимых особенностей и отличий социально-психологических явлений от других психологических и социальных феноменов в различных группах людей.
4. Выявление
закономерностей возникновения,
5. Социально-психологический
анализ взаимодействия, межгрупповых
и межличностных отношений,
6. Всеобъемлющее
изучение социально-
7. Постижение сути отличительных черт функционирования социально-психологических явлений и процессов в малой группе и их влияния на возникновение конфликтов, формирование психологического климата и атмосферы в ней.
8. Выявление роли и значения религиозной психологии в жизни общества, ее социально-психологического содержания и форм функционирования, а также особенностей ее влияния на взаимодействие и общение как верующих, так и неверующих.
9. Изучение со всех сторон психологического содержания политической жизни и политической деятельности людей и их групп, своеобразия преобразования сознания общества непосредственно под воздействием политических процессов, развивающихся в нем.
10. Исследование разнообразных массовых социально-психологических явлений и процессов, их значения в общественной жизни. Вместе с этим выявление их влияния на поступки и поведение людей в разных условиях.
11. Социально-психологическая трактовка сущности, содержания, форм и методов межгруппового и межличностного воздействия людей друг на друга.
12. Мониторинг и прогнозирование политических, национальных и других процессов в развитии государства или общества на основе учета социально-психологических факторов и закономерностей их формирования и развития.
Решение задач, которые стоят перед социальной психологией, может достигаться разными методами. Во-первых, должна осуществляться подробная и всесторонняя разработка теоретических и методологических основ этой отрасли знаний. Во-вторых, огромное количество возможностей для исследовательской деятельности представляет сравнительное изучение социально-психологических явлений и процессов, происходящих в нашей стране и за рубежом. В-третьих, социальная психология обязана сотрудничать с представителями других наук – социологами, политологами, педагогами, этнографами, антропологами и др.
Любая наука чтобы продуктивно развиваться должна опираться на конкретные базовые положения, дающие верные представления о феноменах, которые она исследует. Этими положениями являются методология и теория. Методология — это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. Теория — это совокупность систематизированных взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, дающих науке целостные и конкретные представления об изучаемых ею явлениях и процессах.
Различают несколько уровней методологии любой науки. Общая методология обеспечивает верные и точные представления об общих законах развития объективного мира, его своеобразии и компонентах, из которых он состоит, а также месте и роли в нем тех происходящих явлений, которые изучает эта наука. Специальная методология или методология конкретной науки позволяет формулировать свои собственные законы и закономерности, относящиеся к специфике формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые эта наука исследует. Наконец, частная методология — это совокупность методов, способов, приемов, методик и технологий (техник) исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа.
Метод - это основной путь познания и интерпретации того или иного явления, а под методика — совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется его исследование. Технологии (техники) исследования включают в себя совокупность специальных процедур и операций (в том числе измерения качественных и количественных характеристик процессов, их математического и статистического анализа и т.д.), позволяющих верно и всесторонне изучить какой то конкретный феномен.
Общая характеристика
методологии и теории социальной психологии. Общая методология
— окружающий людей мир материален (состоит из материи);
— материя первична, а сознание и психика человека вторичны;
— материя находится в непрерывном движении и развитии;
— взаимодействие различных видов материи является объективной и универсальной формой их существования и структурной организации;
— взаимодействие как естественный процесс сопровождается передачей материи, движения и информации; оно осуществляется с определенной скоростью, в определенном времени и определенном пространстве;
— в результате взаимодействия людей рождается и все «социальное», то есть общественные отношения, которые определяют собой качественные особенности всех общественно-психологических явлений и социальной активности людей;
— в истории человечества изначальной формой зарождения и последующего развития всего существования людей как высокоорганизованных живых существ с разветвленной системой различных форм связей между ними и окружающей действительностью было взаимодействие;
— только в ходе филогенетической эволюции самого человека взаимодействие его с другими индивидами превратилось в полноценную, разностороннюю и многофункциональную совместную деятельность людей;
— в ходе взаимодействия людей реализуется их непосредственное влияние друг на друга.
В свою очередь специальная методология отечественной социальной психологии в результате длительного развития пришла к следующим выводам:
— в ходе взаимодействия, в процессе производства материальных благ в группах возникают общественные отношения;
— характер и содержание большинства общественных отношений во многом обусловлены спецификой и обстоятельствами самого взаимодействия, целями, преследуемыми конкретными людьми в его процессе, а также ролью и местом, которые они занимают в обществе;
— все виды общественных отношений взаимосвязаны в свою очередь с психологическими отношениями людей, т.е. субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями личностей в них участвующих;
— как результат материальной и духовной жизни индивидов, их исторического развития формируется общественное сознание людей, представляющее собой отражение их социального бытия, общественных и психологических отношений;
— общественное сознание, общественные и психологические отношения людей поддаются всестороннему изучению и осмыслению с помощью специальных методов и методик исследования, разработанных социально-психологической наукой.
Частная методология социальной психологии направлена на всестороннее исследование изучаемых явлений и процессов. Обычно используются следующие основные методы: наблюдение, эксперимент, метод анализа документов, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности, опросы, тестирование, социометрию.
Наблюдение - наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают социально-психологические явления и процессы в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным.
Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный характер. Научное наблюдение является организованным, предполагает определенный план, фиксацию результатов в специальном журнале. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; вневключенном – этого не требуется.
Эксперимент - метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания оптимальных условий для изучения конкретных социально-психологических явлений и процессов.
Эксперимент может быть лабораторным. Это когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемых определяются инструкцией. Может быть естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях. Констатирующим - когда изучаются лишь необходимые социально-психологические явления. И, наконец, формирующим - в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых и их групп.
Метод анализа документов обычно представляет собой процесс осмысления информации о конкретных социально-психологических явлениях и процессах, которая есть в различного рода источниках (документах, научных исследованиях, архивных материалах, научной, художественной и публицистической литературе). Наиболее продуктивным он будет тогда, когда опирается на методику контент-анализа.