Московский институт
права
Контрольная работа
по предмету
Концепция современного
естествознания
на тему:
Понятие естествознания
как науки.
Методы исследования.
Выполнила: Крылова Г.А.
Проверил: Евченко А.Ф.
Москва 2013
Содержание:
- Понятие естествознания как науки.
- Методы исследования.
1.Понятие естествознания
как науки.
Рассматривая отношения
между наукой и естествознанием,
мы должны, прежде всего, точно определить,
что подразумевается под этими
двумя понятиями. Поэтому – не
вдаваясь в детальные анализы
и рассуждения, которые отвлекли
бы нас от цели, – рассмотрим некоторые
характерные черты науки и
естествознания.
Наука - это специфическая
деятельность людей, главной целью
которой является получение знаний
о реальности.
Согласно Большой советской
энциклопедии наука, это сфера
человеческой деятельности, функцией
которой является выработка и
теоретической систематизация объективных
знаний о действительности; одна
из форм общественного сознания.
В ходе исторического развития
наука превращается в производительную
силу общества и важнейший
социальный институт.
Формы познания окружающей
действительности значительно разнятся
по своим характеристикам, однако
существовали всегда и везде.
История показывает, что с самого
начала своего существования
человечество пыталось понять
и осознать как устроен и существует
наш мир.
В современной истории
и философии науки в настоящее
время большее признание получает
та точка зрения, согласно которой
наука как своеобразная форма
познания начала развиваться
относительно самостоятельно в
эпоху становления капиталистического
способа производства (XVI-XVII вв.), эпоху
Нового времени. Однако античная
культура за очень короткий
исторический срок создала замечательные
математические теории (Евклид), космологические
модели (Аристарх Самосский), сформулировала
ценные идеи целого ряда будущих
наук — физики, биологии и т.д.
Классическая наука начинается
с 1687 года со знаменитого труда
И. Ньютона «Математические начала
натуральной философии», когда появляется
принцип экспериментальности и доказательности
научного знания. Следующие этапы развития
науки – неклассический и постнеклассический
задают новые параметры знания, которое
может именоваться научным.
В современной методологии
выделяют различные критерии
научности. К ним относят, такие,
как внутренняя системность знания,
его формальная непротиворечивость,
опытная проверяемость, воспроизводимость,
открытость для критики, свобода от предвзятости,
строгость и др. В других формах познания
указанные критерии проявляются в разной
мере, но не являются определяющими.
Итак, наука это совокупная
цельная система знаний об объективных
законах развития мира. В зависимости
от изучения той или иной формы
материи, стороны действительности, наука
разделяется на множество отраслей знания.
По предмету и методу
познания можно выделить науки
о природе — естествознание
и обществе — обществознание
(гуманитарные, социальные науки), о
познании, мышлении (логика, гносеология
и др.), отдельную группу составляют
технические науки.
По своей удаленности
от практики науки можно разделить
на два крупных типа: фундаментальные,
где нет прямой ориентации
на практику, и прикладные —
непосредственное применение результатов
научного познания для решения
производственных и социально-практических
проблем.
Как форма познания
и социальный институт наука
сама себя изучает с помощью
комплекса дисциплин, в который
входят история и логика науки,
психология научного творчества,
социология научного знания и
науки, науковедение, история и философия
науки.
Таким образом, мы
видим, что с разделением наук
выделяется и интересующая нас
в данной работе дисциплина
естествознания.
В настоящее
время под естествознанием понимается обозначение традиционной
совокупности наук о природе, ориентированной
на исследование пространственно-временной
структуры природных объектов, закономерностей
их бытия и развития Естествознание одна
из трёх основных областей научного знания
о природе, обществе и мышлении. Само слово
естествознание представляет собой сочетание
двух слов – естество (природа) и знание.
То есть под естествознанием прежде всего
понимают точное знание обо всем что действительно
есть в природе. Естествознание
это система наук о природе, или естественных
наук, взятых в их взаимной связи, как целое.
При этом под совокупностью наук понимают
не просто сумму разрозненных наук, а единый
комплекс тесно взаимосвязанных и взаимодополняющих
друг друга естественных наук. Именно
в этом смысле естествознание рассматривается
как единая система наук о природе, занимающихся
систематическим экспериментальным исследованием
природы. Оно раскрывает специфические
закономерности, объясняя мир с точки
зрения единства и взаимосвязи его общих
свойств. Естествознание является теоретической
основой техники и медицины, научным фундаментом
философского материализма.
Основными дисциплинами
естествознания считаются физика,
химия и биология. Предметом естествознания
является познание различных
форм движения материи, устройство
и организация всего, что есть
во Вселенной - это проблемы
естествознания. Подход изучения
наук в своей совокупности
позволяет вскрыть скрытые связи,
которые создают органическое
единство всех физических, биологических
и химических явлений, и в
результате гораздо глубже понять
и освоить эти науки.
Естествознание наряду
с науками об обществе и
о мышлении является важнейшей
составляющей человеческого знания.
Естествознание - теоретическая основа
техники и технологии промышленного и
сельскохозяйственного производства,
медицины. Становление естествознания
было связано с использованием экспериментального
метода исследования явлений природы,
осуществлением многих географических
открытий, представивших исследователям
обширный материал по явлениям живой и
неживой природы различных стран и континентов.
Собирание и систематизация фактов механического,
физического, химического и биологического
характера послужило основой для зарождения
соответствующих естественных наук.
Для классической философской
традиции характерно сближение
естествознания с гуманитарным
познанием, рассмотрение их в
едином ряду целостного постижения
единого мира (идеи Гердера об
изучении развития живой и
неживой природы и человеческой
истории как этапов эволюции
единого мирового организма; классификация
форм движения материи — механической,
физической, химической, биологической
и социальной — как основа
классификации наук у Энгельса,
и др.).
В неклассической философии
вопрос о специфике естествознания
остро ставится в связи с осмыслением
специфики гуманитарного познания,
эксплицируясь в философии Дильтея в рамках
дистанцирования им «наук о природе» и
«наук о духе». В рамках Баденской школы
неокантианства вопрос о специфике естествознания
также рассматривался в связи с осмыслением
специфики гуманитарного и естественнонаучного
видов познания. В своей исторической
динамике естествознание выдвигает вперед
ту или иную свою область в качестве лидирующей
и оказывающей влияние на другие науки
и на все естествознание в целом.
Развитие знаний - это
исторический процесс, когда существующие
системы знаний постоянно перекраиваются,
перестраиваются, одни разделы исключаются,
а вписываются другие, часто заимствованные
из далеких отраслей знания. В своем
историческом развитии наука опирается
на прошлые достижения, иногда меняя
их содержание почти до неузнаваемости.
Еще одной характерной чертой
развития естествознания
является сложное сочетание процессов
дифференциации и интеграции научного
знания
На современном этапе,
естествознание становится все ближе
к человеку, распространяя свои методы
на экономику, гуманитарную сферу знаний
и даже на искусство. Представления
о единстве человека и природы, о
коэволюции начали складываться в прошлом
веке в России и получили название русского
космизма. Его представители (П. Флоренский,
В. Соловьев, В. Вернадский) полагали, что
мысль и сознание являются такой же принадлежностью
природы как и все, что существует в ней.
Все это приводит
к повышению роли естествознания
в жизни общества и возрастанию
внимания со стороны общества
к нему. Возрастает и интерес
исследователей к анализу мировоззренческих,
методологических и социальных
аспектов современного естествознания.
В своей совокупности они составляют
предмет дисциплины философских
вопросов естествознания.
Закономерности естествознания
— те, которые присущи всякой
науке, но с учётом специфики изучаемого
им предмета.
а) обусловленность
практикой ;
б) относительная самостоятельность,
которая проявляется в том, что практическое
решение возникающих задач может быть
осуществлено лишь по достижении, в соответствии
с собственной логикой, определенных ступеней
самого процесса познания природы, который
совершается от явлений к сущности и от
менее глубокой к более глубокой сущности;
в) преемственность
в развитии идей и принципов
естествознания, теорий и понятий,
методов и приёмов исследования,
неразрывность всего познания
природы;
г) постепенность развития
естествознание при чередовании
периодов относительно спокойного,
эволюционного развития и резкой
революционной ломки теоретических
основ естествознания, всей системы
понятий и принципов естествознания,
всей естественнонаучной картины
мира. При этом содержание прежних
знаний о природе получает
дальнейшее развитие и обобщение,
преодолевается прежняя универсализация,
абсолютизация законов и принципов,
носящих в действительности лишь
ограниченный, относительный характер;
д) взаимодействие наук,
взаимосвязанность всех отраслей естествознания,
когда один предмет изучается одновременно
многими науками (их методами), а метод
одной науки применяется к изучению предметов
др. наук;
е) противоречивость
развития естествознания, доходящая
до раскола на казалось бы несовместимые
между собой концепции, причём на смену
борющимся между собой односторонним
концепциям в порядке разрешения их конфликта
приходит принципиально новая концепция,
охватывающая предмет в целом, диалектически;
ж) повторяемость идей,
концепций, представлений с постоянными
возвратами к пройденному (в
т. ч. исходному пункту научного
развития), но на более высокой
ступени этого развития; отсюда
сравнение развития науки с
«кругом кругов», с движением
по спирали.
Необходимым условием
развития естествознания является
свобода критики, беспрепятственное
обсуждение любых спорных неясных
вопросов естествознания, открытое
столкновение мнений с целью
выяснения истины, путём свободных
дискуссий, способствующих творческому
решению возникающих проблем.
Таким образом, мы
видим, что понятия науки и
естествознания оказываются тесно
связанными между собой. Естествознание
важная часть науки, сочетающая
в себе фундаментальные науки
и прикладные науки в части
исследования и взаимосвязи этих
наук в области целостного
постижения природы. Исторически
естествознание выделяется из
всего комплекса науки чуть
раньше, чем отдельные дисциплины,
в эпоху Возрождения, и руководствуется
в своем развитии принципами
и методами научного познания.
Науку и естествознание объединяет
мировоззренческая функция естествознания;
она направлена на выработку естественнонаучной
картины мира, исключающей возможность
реакционно-идеалистических и религиозных
взглядов на природу и производственно-практическая
сторона, в которой естествознание проявляет
себя как непосредственная производительная
сила общества. Природа есть сложная система,
сложный организм, где все связано со всем.
По выражению современного философа К.
Ясперса, «существуют отдельные науки,
а не наука вообще как наука о действительном,
однако каждая из них входит в мир беспредельный,
но все-таки единый в калейдоскопе связей».
Научный метод независимо от конкретных
приемов и способов исследования в разных
научных дисциплинах отражает единство
всех форм знаний об окружающем мире. Разница
между этими понятиями заключается в том,
что наука более широкое понятие, в настоящее
время рассматривающая совокупность знаний
о мире, тогда как естествознание занимается
исключительно знаниями о природе, выделенными
в отдельную категорию еще Риккертом.
2. Методы естествознания
В естествознании
можно выделить стороны:
1) эмпирическую
Эмпирическая сторона
предполагает функции: собирательную
(установление фактов, их регистрацию,
их накопление), описательную (изложение
фактов, их первичную систематизацию).
2) теоретическую