Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:32, реферат
Вот что написал русский исследователь, ученый ломоносовского склада, энциклопедист В.И. Вернадский в своей работе «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения»: «…чувство симметрии и реальное стремление его выразить в быту и в жизни существовало в человечестве с палеолита или даже с эолита, то есть самых длительных периодов в доистории человечества, который длился для палеолита около полмиллиона лет, а для эолита – миллионы лет. Это чувство и связанная с ним работа, еще резко и интенсивно меняясь, сказывались и в неолите 25 000 лет тому назад».
Введение
Виды симметрии
Асимметрия
Дисимметрия
Антисимметрия
Суперсимметрия
Отражение в плоскости симметрии
Поворотная симметрия
Отражение в центре симметрии
Трансляция, или перенос фигуры на расстояние
Винтовые повороты
Перестановочная симметрия
Симметрия подобия
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МАТИ – Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского»
Кафедра «Экономика»
Реферат
По дисциплине: Концепции современного естествознания
на тему «Понятие и виды симметрии в естествознании»
Выполнил: студент группы 6ЭКА-1ДБ-240
Федоров Николай
Преподаватель: Лигачева Е.А.
Москва, 2012
Содержание:
Введение
Симметрия – это такая
особенность природы, про которую
принято говорить, что она охватывает
все формы движения и организации
материи. Истоки понятия симметрии
восходят к древним. Наиболее важным
открытием древних было осознание
сходства и различия правого и
левого. Здесь природными образцами им служили собственное тело,
а также тела животных, птиц и рыб.
Вот что написал русский исследователь,
ученый ломоносовского склада, энциклопедист
В.И. Вернадский в своей работе «Химическое
строение биосферы Земли и ее окружения»:
«…чувство симметрии и реальное стремление
его выразить в быту и в жизни существовало
в человечестве с палеолита или даже с
эолита, то есть самых длительных периодов
в доистории человечества, который длился
для палеолита около полмиллиона лет,
а для эолита – миллионы лет. Это чувство
и связанная с ним работа, еще резко и интенсивно
меняясь, сказывались и в неолите 25 000 лет
тому назад».
Можно вспомнить также великолепные памятники
архитектуры глубокой древности, где пространственные
закономерности проявляются особенно
ярко. Это храмы древнего Вавилона и пирамиды
Гизы, дворец в Ашшуре. Итак, с глубокой
древности, начиная, по-видимому с неолита,
человек постепенно осознал и пытался
выразить в художественных образах тот
факт, что в природе, кроме хаотического
расположения одинаковых предметов или
их частей, существуют некоторые пространственные
закономерности. Они могут быть совсем
простыми – последовательное повторение
одного предмета, более сложными – повороты
или отражения в зеркале. Для того, чтобы
точно выразить эти закономерности, нужны
были специальные термины. По преданию,
их придумал Пифагор Регийский.
Термином «симметрия», что в буквальном
смысле значит соразмерность (пропорциональность,
однородность, гармония), Пифагор Регийский
обозначил пространственную закономерность
в расположении одинаковых частей фигуры
или самих фигур. Симметрия может проявляться
в перемещениях, поворотах или отражениях
в зеркале.
Понятие симметрии
Симметрия – от греческого
symmetria, что значит соразмерность – отражает
универсальные взаимосвязи объектов мира,
выражающиеся одновременно в соотношениях
их тождества и различия.
Истоки представлений о симметрии своими
глубокими корнями уходят в духовный мир
народов Древнего Востока, Греции и Рима.
Одним из важных открытий современного
естествознания является тот факт, что
все многообразие окружающего нас физического
мира связано с тем или иным нарушением
определенных видов симметрий. Чтобы это
утверждение стало более понятным, рассмотрим
подробнее понятие симметрии. «Симметричное
обозначает нечто, обладающее хорошим
соотношением пропорций, а симметрия –
тот вид согласованности отдельных частей,
который объединяет их в целое. Красота
тесно связана с симметрией», - писал Г.
Вейль в своей книге «Этюды о симметрии».
Он ссылается при этом не только на пространственные
соотношения, т.е. геометрическую симметрию.
Разновидностью симметрии он считает
гармонию в музыке, указывающую на акустические
приложения симметрии.
Зеркальная симметрия в геометрии относится
к операциям отражения или вращения. Она
достаточно широко встречается в природе.
Наибольшей симметрией в природе обладают
кристаллы (например, симметрия снежинок,
природных кристаллов), однако не у всех
из них наблюдается зеркальная симметрия.
Известны так называемые оптически активные
кристаллы, которые поворачивают плоскость
поляризации падающего на них света. В
общем случае симметрия выражает степень
упорядоченности какой-либо системы или
объекта. Например, круг более упорядочен
и, следовательно, симметричен, чем квадрат.
В свою очередь, квадрат более симметричен,
чем прямоугольник. Другими словами, симметрия
– это неизменность (инвариантность) каких-либо
свойств и характеристик объекта по отношению
к каким-либо преобразованиям (операциям)
над ним. Например, окружность симметрична
относительно любой прямой (оси симметрии),
лежащей в ее плоскости и проходящей через
центр, она симметрична и относительно
центра. Операциями симметрии в данном
случае будут зеркальное отражение относительно
оси и вращение относительно центра окружности.
В широком смысле
симметрия – это понятие, отображающее
существующий в объективной действительности
порядок, определенное равновесное состояние,
относительную устойчивость, пропорциональность
и соразмерность между частями целого.
Противоположным понятием является понятие
асимметрии, которое отражает существующее
в объективном мире нарушение порядка,
равновесия, относительной устойчивости,
пропорциональности и соразмерности между
отдельными частями целого, связанное
с изменением, развитием и организационной
перестройкой. Уже отсюда следует, что
асимметрия может рассматриваться как
источник развития, эволюции, образования
нового. Симметрия может быть не только
геометрической. Различают геометрическую
и динамическую формы симметрии (и, соответственно,
асимметрии). К геометрической
форме симметрии (внешние симметрии) относятся
свойства пространства – времени, такие
как однородность пространства и времени,
изотропность пространства, эквивалентность
инерциальных систем отсчета и т.д.
К динамической форме
относятся симметрии, выражающие свойства физических
взаимодействий, например, симметрии электрического
заряда, симметрии спина и т.п. (внутренние
симметрии). Современная физика, однако,
раскрывает возможность сведения всех
симметрий к геометрическим симметриям.
Виды симметрии
Понятия симметрии и асимметрии
фигурируют в науке с древнейших
времен скорее в качестве эстетического
критерия, чем строго научных определений.
До появления идеи симметрии математика,
физика, естествознание в целом напоминали
отдельные островки безнадежно изолированных
друг от друга и даже противоречивых
представлений, теорий, законов. Симметрия
характеризует и знаменует
Симметрию принято рассматривать не только как основополагающую картину научного знания, устанавливающую внутренние связи между системами, теориями, законами и понятиями, но и относить ее к атрибутам таким же фундаментальным, как пространство и время, движение. В этом смысле симметрия определяет структуру материального мира, всех его составляющих. Симметрия обладает многоплановым и многоуровневым характером. Например, в системе физических знаний симметрия рассматривается на уровне явлений, законов, описывающих эти явления, и принципов, лежащих в основе этих законов, а в математике – при описании геометрических объектов. Симметрия может быть классифицирована как:
· структурная;
· геометрическая;
· динамическая, описывающая соответственно кристаллографический, математический и физический аспекты данного понятия.
Простейшие симметрии
представимы геометрически в
нашем обычном трехмерном пространстве
и потому наглядны. Такие симметрии
связаны с геометрическими
Кроме простых (геометрических) симметрий в физике широко встречаются весьма сложные, так называемые динамические симметрии, то есть симметрии, связанные не с пространством и временем, а с определенным типом взаимодействий. Они не являются наглядными, и даже простейшие из них, например, так называемые калибровочные симметрии, затруднительно пояснить без использования довольно сложной физической теории. Калибровочным симметриям в физике также отвечают некоторые законы сохранения. Например, калибровочная симметрия электромагнитных потенциалов приводит к закону сохранения электрического заряда.
В ходе общественной практики
человечество накопило много фактов,
свидетельствующих как о
· симметрия;
· асимметрия;
· дисимметрия;
· антисимметрия;
· суперсимметрия.
Асимметрия
Асимметрия – это несимметрия, т.е. такое состояние, когда симметрия отсутствует. Но еще Кант говорил, что отрицание никогда не является простым исключением или отсутствием соответствующего положительного содержания. Например, движение – это отрицание своего предыдущего состояния, изменение объекта. Движение отрицает покой, но покой не есть отсутствие движения, так как очень мало информации и эта информация ошибочна. Отсутствия покоя, как и движения, не бывает, поскольку это две стороны одной и той же сущности. Покой – это другой аспект движения.
Полного отсутствия симметрии
также не бывает. Фигура, не имеющая
элемента симметрии, называется асимметричной.
Но, строго говоря, это не так. В случае
асимметричных фигур
Асимметрия связана с отсутствием у объекта всех элементов симметрии. Такой элемент неделим на части. Примером является рука человека. Асимметрия – это категория, противоположная симметрии, которая отражает существующие в объективном мире нарушения равновесия, связанные с изменением, развитием, перестройкой частей целого. Так же, как мы говорим о движении, имея в виду единство движения и покоя, так же симметрия и асимметрия – две полярные противоположности объективного мира. В реальной природе нет чистых симметрии и асимметрии. Они всегда находятся в единстве и непрерывной борьбе.
На разном уровне развития материи присутствует то симметрия (относительный порядок), то асимметрия (тенденция нарушения покоя, движение, развитие), но всегда эти две тенденции едины и их борьба абсолютна. Реальные, даже самые совершенные кристаллы далеки по своей структуре от кристаллов идеальной формы и идеальной симметрии, рассматриваемой в кристаллографии. В них имеются существенные отступления от идеальной симметрии. Они имеют и элементы асимметрии: дислокации, вакансии, оказывающие влияние на их физические свойства.
Определения симметрии и
асимметрии указывают на универсальный,
общий характер симметрии и асимметрии
как свойств материального
Дисимметрия
Дисимметрией называется внутренняя, или расстроенная, симметрия, т.е. отсутствие у объекта некоторых элементов симметрии. Например, у рек, текущих вдоль земных меридианов, один берег выше другого (в Северном полушарии правый берег выше левого, а в Южном – наоборот). По Пастеру, дисимметричной является та фигура, которая не совмещается простым наложением со своим зеркальным отражением. Величина симметрии дисимметричного объекта может быть сколь угодно высокой. Дисимметрию в самом широком смысле ее понимания можно было бы определить как любую форму приближения от бесконечно симметричного объекта к бесконечно асимметричному.
Антисимметрия
Антисимметрией называется противоположная симметрия, или симметрия противоположностей. Она связана с переменой знака фигуры: частицы – античастицы, выпуклость – вогнутость, черное – белое, растяжение – сжатие, вперед – назад и т.д. Это понятие можно объяснить примером с двумя парами черно-белых перчаток. Если из куска кожи, две стороны которой окрашены соответственно в белый и черный цвета, сшить две пары черно-белых перчаток, то их можно различать по признаку правизны – левизны, по цвету – черноты и белизны, иначе говоря, по признаку знакоинформатизма и некоторому другому знаку. Операция антисимметрии состоит из обыкновенных операций симметрии, сопровождаемых переменой второго признака фигуры.
Суперсимметрия
В последние десятилетия XX века стала развиваться модель суперсимметрии, которая была предложена российскими теоретиками Гельфандом и Лихтманом. Упрощенно говоря, их идея состояла в том, что, подобно тому как существуют обычные размерности пространства и времени, должны иметься экстра-размерности, которые можно измерить в так называемых числах Грассмана. Как говорил С. Хокинг, даже научные фантасты не додумались до чего-нибудь столь же странного, как размерности Грассмана. В нашей обычной арифметике, если число 4 умножить на 6, – это то же самое, что 6 умножить на 4. Но странность чисел Грассмана состоит в том, что если X умножить на Y, то это равно минус Y умножить на X. Чувствуете, как это далеко от наших классических представлений о природе и методах ее описания?
Симметрию можно рассматривать и по формам движения или так называемым операциями симметрии. Можно выделить следующие операции симметрии:
· отражение в плоскости симметрии (отражение в зеркале);
· поворот вокруг оси симметрии (поворотная симметрия);
· отражение в центре симметрии (инверсия);
· перенос (трансляция) фигуры на расстояние;
Информация о работе Понятие и виды симметрии в естествознании