Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:29, контрольная работа
Введение
Прошло более 2500 лет с той поры, как было положено начало осмыслению времени и пространства, тем не менее, и интерес к проблеме и споры философов, физиков и представителей других наук вокруг определения природы пространства и времени нисколько не снижаются. Значительный интерес к проблеме пространства и времени естественен и закономерен, влияния данных факторов на все аспекты деятельности человека нельзя переоценить. Понятие пространства - времени является важнейшим и самым загадочным свойством Природы или, по крайней мере, человеческой природы. Представление о пространстве времени подавляет наше воображение. Недаром попытки
Введение
Прошло
более 2500 лет с той поры, как
было положено начало осмыслению времени
и пространства, тем не менее, и
интерес к проблеме и споры
философов, физиков и представителей
других наук вокруг определения природы
пространства и времени нисколько
не снижаются. Значительный интерес
к проблеме пространства и времени
естественен и закономерен, влияния
данных факторов на все аспекты деятельности
человека нельзя переоценить. Понятие
пространства - времени является важнейшим
и самым загадочным свойством
Природы или, по крайней мере, человеческой
природы. Представление о пространстве
времени подавляет наше воображение.
Недаром попытки философов
Наши представления о пространстве и времени определяют картину мира. Они упорядочивают вещи и явления, окружающие нас и являются фундаментальными понятиями при попытках науки и философии объяснить мир. Нет такого закона физики, который можно было бы сформулировать без понятий пространства и времени. Именно поэтому значительное изменение содержания этих понятий благодаря теории относительности стало одной из величайших революций в истории науки.
Классическая
физика исходила из представлений об
абсолютном, трехмерном пространстве,
существующем независимо от содержащихся
в нем материальных объектов и
подчиняющемся законам
Понятие
пространства и времени
В обыденном восприятии под пространством понимают некую протяженную пустоту, в которой могут находиться какие-либо предметы. Однако между небесными телами есть некоторое количество вещества, да и физический вакуум содержит виртуальные частицы. В науке пространство рассматривается как физическая сущность, обладающая конкретными свойствами и структурой.
"В мире, — писал В. И.Ленин, — нет ничего кроме движущейся материи, а движущаяся материя не может двигаться иначе, чем в пространстве и времени". Материя объективно существует в форме вещества и поля, образует Вселенную, существующую независимо от того, ощущаем мы ее или нет.
Пространство и время – основные формы существования материи и в этом проявляется их универсальность и всеобщность. Традиционно считается, что пространство трехмерно. Время имеет одно измерение. Пространство выражает порядок расположения одновременно существующих объектов. Время показывает последовательность существования сменяющих друг друга явлений – от прошлого к будущему. Развитие естествознания показало, что пространство и время не могут существовать независимо от материальных процессов и друг от друга. Пространство и время не просто связаны с движущейся материей. Движение материи – это сущность пространства и времени. Естествознание 17-19 вв., трактуя объективность пространства и времени, рассматривало их в отрыве друг от друга, как нечто самостоятельное, существующее совершенно независимо от материи и движения. Естествоиспытатели вплоть до 20 века отождествляли пространство с пустотой, считая его абсолютным, всегда и везде одинаковым и неподвижным, а время – протекающим равномерно. Современная физика отбросила старые представления о времени как единым для всей бесконечной Вселенной и пространстве как пустом вместилище тел. Единство и многообразие свойств пространства и время.
Поскольку
пространство и время неотделимы
от материи, правильнее было бы говорить
о пространственно – временных свойствах
и отношениях материальных систем.
Что
такое материя. История
возникновения взгляда
на материю.
Материя
– это бесконечное множество
всех существующих в мире объектов
и систем, субстрат любых свойств,
связей, отношений и форм движения.
Материя включает в себя не только
все непосредственно
Материя как объективная реальность включает в себя не только вещество в четырех его агрегатных состояниях (твердом, жидком, газообразном, плазменном), но и физические поля (электромагнитное, гравитационное, ядерное и т. д.), а также их свойства, отношения, продукты взаимодействия. Входит в нее и антивещество (совокупность античастиц: позитрон, или антиэлектрон, антипротон, антинейтрон), недавно открытое наукой. Антивещество ни в коем случае не антиматерия. Антиматерии вообще быть не может. Дальше «не» (не-материи) отрицание здесь не идет.
Движение
и материя органически и
Движущаяся
материя существует в двух основных
формах – в пространстве и во
времени. Понятие пространства служит
для выражения свойства протяженности
и порядка сосуществования
Демокрит отрицал бесконечную делимость материи. Атомы различаются между собой только формой, порядком взаимного следования, и положением в пустом пространстве, а также величиной и зависящей от величины тяжестью. Они имеют бесконечно разнообразные формы с впадинами или выпуклостями. Демокрит называет атомы также «фигурами» или «видиками», из чего следует, что атомы Демокрита являются максимально малыми, далее неделимыми фигурами или статуэтками. В современной науке много спорили о том, являются ли атомы Демокрита физическими или геометрическими телами, однако сам Демокрит еще не дошел до различения физики и геометрии. Из этих атомов, движущихся в различных направлениях, из их «вихря» по естественной необходимости путем сближения взаимноподобных атомов образуются как отдельные целые тела, так и весь мир; движение атомов вечно, а число возникающих миров бесконечно.
Мир
доступной человеку объективной
реальности постоянно расширяется.
Концептуальные формы выражения
идеи структурных уровней материи
многообразны.
Категория
“материя” в древнегреческой
философии.
Философы Древней Греции строили свое учение о материальном мире на базе тех же элементов, которые характерны для индийской философии чарваков (то есть вода, воздух, огонь и земля), но пошли в этом вопросе дальше. Они понимали под материей такую реальность, которая существует независимо от сознания. Они полагали, что материя — это своего рода строительный материал, из которого строятся предметы мира и стремились свести все многообразие объективного мира к одному какому-то веществу: к воде (Фалес), к воздуху (Анаксимен), к огню (Гераклит), к неопределенному элементу — апейрону (Анаксимандр), которые, по их мнению, и являются первоначалом, первокирпичиками мира. Они еще не могли отказаться от конкретного, вещественного представления о материи, но настойчиво и упорно шли по пути преодоления этой вещественности.
Древнегреческие
материалисты не располагали общим
понятием, тождественным категории
материи. Философская терминология,
употребляемая нами сегодня, продукт
длительного развития, она создавалась
в процессе формулирования и решения
философских проблем. При этом, как
правило, развитие шло от конкретных
понятий, часто заимствованных из обыденного
нефилософского мышления, к понятиям более
абстрактным и общим. Древнегреческие
философы в немалой степени содействовали
созданию материалистической категории
материи.
Формирование
категории “материя”
в Средневековье.
Свое дальнейшее развитие понятие материи получило в трудах метафизических материалистов, которые, как и древние материалисты, не могли в достаточной мере сосредоточить внимание на философском аспекте проблемы материи и направляли внимание, главным образом, на выявление ее физических свойств. Они понимали, что материю нельзя отождествлять с наблюдаемыми в природе конкретными видами вещества. Однако, как и древним материалистам, материя представлялась им первоосновой всех объектов природы. Под материей понимали атом, гипотетическую наименьшую частицу вещества. К этому времени развивающаяся классическая механика определила ряд физических свойств вещества. Это побудило метафизических материалистов к отождествлению понятия материи с представлениями о веществе и его механическими свойствами. К числу таких свойств материалисты стали относить тяжесть, инерцию, неделимость, непроницаемость, массу и др.
Таким
образом, метафизические материалисты
в разработке понятия материи
хотя и пошли дальше древних философов,
однако и они понимали материю
ограниченно, сводя ее, по существу,
только к веществу. Кроме того, метафизические
материалисты понятие материи относили
лишь к природе и не распространили
на понимание общественных явлений.
Обоснование
и распространение
понятия материи
в Новое время.
В XVII веке во всей Европе окончательно было сломлено господство средневековой схоластики и философское мышление уже повсюду становится на новый путь. Происходит окончательный отход и от Аристотеля, везде усиливается интерес к исследованию природы и высоко оценивается наблюдение и опыт.
Представление о материалистической категории материи, совокупно отражающей объективную реальность, существующую вне нашего сознания и независимо от него, становятся постоянным составным элементом европейского мышления в эпоху, когда синтетическое суммирование явлений объективной реальности в одну категорию было облегчено односторонностью философского и научного мышления.
Для материалистических философов XVII века “материя” была уже категорией, которая в своих основных и существенных чертах совпадает с нашим понятием материи: она была высоко обобщённым отображением объективной реальности, была категорией, которая отображала всю объективную действительность.
Начиная
с XVI века материализм вновь расцвел,
и прежде всего в Англии. В XVI и
XVII веках этот материализм представлен
именами Ф. Бэкона, Т. Гоббса и Дж.
Локка.
Категория
материи в XIX-XX веках.
В естествознании XIX столетия уровень развития науки накладывал определенные ограничения на понимание материи — она определялась с позиции механической атомистики и, как правило, отождествлялась с одним видом материи — веществом. Материя /вещество/ рассматривалась домарксовскими материалистами как состоящая из неделимых, неизменных, простейших частиц-атомов, не имеющих качеств. Качественно отличные предметы материального мира представлялись ими как разнообразные пространственно-временные комбинации этих атомов. Материи предписывалась абсолютная дискретность, наличие неизменных, вечных свойств, таких, например, как масса, инерция и т. п.
В XIX столетии домарксистская философия на основе развития естествознанием атомистического учения достигла значительных успехов в понимании материи. Н. Г. Чернышевский, например, пытался отказаться от установившегося в то время в философии понимания материи, как вещества, и писал: “То, что существует, называется материей”. Однако понятие “существует” расплывчато — можно говорить и о существовании материи в понятии. Человек познает не только вещи, тела, предметы, но и связи между ними, он познает также идеи, теории. Можно сказать, например, что существует элементарная частица или какое-нибудь космическое тело, как объективная, независимая от человека и человечества реальность, и что существуют понятия “элементарной частицы” и “звезды” в науке. Существует также и определенное конкретное понимание элементарной частицы, как последней и неделимой, в некоторых положениях квантовой механики или же соотносительной с определенной материальной системой теории, для которой она может считаться неделимой и т. п. Существует и определенная символика элементарной частицы, логические суждения о ней. Следовательно, можно говорить о существовании объективной реальности как таковой и о существовании ее в сознании человека.