Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 22:26, реферат
Природа – сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совместную эволюцию природы и общества.
Итак, весь процесс эволюции системы – процесс самоорганизации. Мир всё время меняется. Мы не можем утверждать, что процесс самоорганизации направлен на достижение состояния равновесия (под которым понимается абсолютный хаос), у нас нет для этого опытных оснований, гораздо больше данных для утверждения обратного - мир непрерывно развивается, и в этом изменении просматривается определённая направленность, отличная от стремления к равновесию.
5. Диссипативные
структуры существуют лишь
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОРЯДКА И ХАОСА
Говоря о методологической
и исторической судьбе понятий "хаос"
и "порядок", мы можем отметить
следующий парадокс: являясь наиболее
древними обобщающими первообразами,
матрицами мироописания, известными
еще со времен мифов и космогонии,
и находя впоследствии применение в
самых разных науках, эти понятия,
тем не менее, так и не обрели до
сих пор своей
Можно сказать,
что в истории науки речь
шла не об изучении феноменов
хаоса и порядка как таковых,
а об исследовании отдельных
атрибутивных характеристик
Исследуя эволюцию
этих научных направлений, мы выявили
в ней определенную тенденцию - тенденцию
смены теоретических моделей
образов порядка. Первая модель равновесного
классического порядка (где доминирующими
атрибутами упорядочения выступают
устойчивость, стационарные состояния,
гомеостаз, предсказуемость) представлена
в классической социологии, классической
кибернетике и системном
Однако в результате
перечисленных теоретических
Что является условием формирования порядка - открытость системы потоку внешних воздействий (флуктуации как проявлений хаоса) или, наоборот, умение системы эти воздействия (флуктуации) подавлять, бороться с ними. избавляя себя от изменений и потрясений?
Является ли однородность элементов системы, в том числе социальной, атрибутом порядка или таковая ведет к дезорганизации и хаосу (как это следует из термодинамики)? И может быть, в таком случае структурное разнообразие есть гарант устойчивости и, следовательно, более сложного и надежного порядка?
Можно ли отождествить порядок с устойчивостью (гомеостазом) системы или динамические изменения ее структуры есть залог ее жизнедеятельности? Достаточно ли для решения этого вопроса введения системного понятия текущего равновесия, которое фиксирует сохранение постоянства системы в процессе непрерывного обмена и движения составляющих ее элементов?
Если интуитивно
образ порядка связан с такими
характеристиками, как симметрия
и однородность элементов системы,
то почему процесс порядкообразования
описывается как нарушение
Почему и при каких условиях в ходе процесса упорядочения происходит своего рода "переключение режимов": нелинейная система начинает вести себя как линейная или, например, в открытых системах начинают происходить процессы, сходные с процессами внутри закрытых систем, связанные с возрастанием энтропии (ростом хаоса)?
Где границы устойчивости
в зоне неустойчивости и что может
быть определено для системы как
критическое состояние и, следовательно,
где границы управляемости
Эти и другие вопросы
- не просто плод поиска вдумчивым читателем
логических противоречий в литературе
по проблемам порядка и хаоса,
они знаменуют собой
Такую модель мы находим
в синергетике - молодом научном
направлении, представляющем междисциплинарную
универсальную теорию самоорганизации
процессов самой различной
СИНЕРГЕТИКА
Наука о сложном.
В конце XX века все большее развитие получает синергетика — наука о сложном, о том, как в хаосе устанавливается определенный порядок, который, однако, рано или поздно разрушается.
Синергетика – междисциплинарное
направление научных
Под самоорганизацией в синергетике понимаются процессы возникновения макроскопически упорядоченных пространственно временных структур в сложных нелинейных системах. Система под воздействием самых незначительных воздействии, или флуктуации, может резко изменить свое состояние. Этот переход часто характеризуют как возникновение порядка из хаоса.
Интересно, что как в установлении, так и в разрушении порядка огромную роль играют маленькие воздействия (флуктуации). Благодаря этим воздействиям система в одних случаях приобретает упорядоченность, в других эта упорядоченность, исчерпав себя, разрушается, при этом система попадает в состояние неустойчивости. Смена режимов устойчивости и неустойчивости происходит в системах, где есть подвод вещества, энергии и информации. До развития синергетики наука рассматривала отдельно хаос и порядок, причем основное внимание уделялось именно порядку, ибо его можно описать относительно простыми математическими уравнениями. Синергетика выявляет пути зарождения в хаосе порядка, его поддержания и распада.
Представьте себе нагрев воды в кастрюле. За счет подвода энергии вода начинает нагреваться, появляются пузырьки воздуха в воде. А возникают они на случайных местах, в силу случайностей. Но если пузырек образовался, то в уже достаточно нагретой воде он увеличивается в размерах и поднимается к поверхности воды, где лопается. При нагревании воды хаотичность движения ее молекул возрастает, но именно в этом хаосе устанавливается порядок, развивается история капель, наполненных водяными парами.
Нечто аналогичное происходит в товарно-денежных отношениях. Здесь хаос — это рынок. Одни продают, другие покупают, при этом разброс чувств, мнений огромен. Но в хаосе рынка устанавливаются определенные закономерные отношения, которые изучает экономика как наука.
Сложной системой с хаосом и порядком является любой естественный язык. Филологи хорошо знают, что грамматические закономерности возникают случайным образом, одни случайности «вымирают», а другие, наоборот, приобретают все новых сторонников. Язык — это шум, хаос, в котором есть порядок.
Исходя из успехов синергетики ученые объясняют возникновение и развитие упорядоченных систем перестройкой хаоса. Все возникает из хаоса. Поскольку система «забывает» свои прошлые состояния, то неизвестно, что было до хаоса и в принципе это невозможно узнать.
Предмет же синергетики
охватывает все этапы универсального
процесса самоорганизации как процесса
эволюции порядка - его возникновения,
развития, самоусложнения и разрушения,
т.е. весь цикл развития системы в
аспекте ее структурного упорядочения.
Иными словами, синергетику можно
считать наиболее полной, интегральной
теорией порядка и хаоса
Методологическое
преимущество синергетики, по сравнению
с упомянутыми нами ранее теориями,
заключается в том, что последние
анализируют процессы упорядочения
и организации под
Заключение
Итак, в синергетическом
понимании не существует единого, раз
и навсегда данного образа порядка.
Порядок предстает как живой,
развивающийся процесс - становящийся,
но не ставший. Поэтому следует говорить
о разных закономерностях и
Синергетическая интерпретация порядка как процесса позволяет примирить обозначенные нами противоречия в понимании порядка и хаоса, сложившиеся в науке к середине нашего столетия. Становится ясно, что перед нами не столько различные образы (модели) порядка, сколько взаимодополняющие характеристики различных фаз единого процесса порядкообразования.
Синтезирующая роль
синергетической модели порядка
как процесса проявилась также и
в том, что в её контексте поновому
прочитываются древние
В мифологическом сознании
миропорядок также предстает
как процесс становления -космогенеза,
рождения Космоса из Хаоса. Древний
образ Небытия (первородного Хаоса)
как бесформенного первоначала
всех мировых структур порядка можно
рассматривать как
Двойственная роль
Хаоса по отношению к структурам
порядка связана в древних
воззрениях с пониманием "рождающей
и поглощающей" природы Хаоса.
Хождение героя (Бога) в глубины Хаоса
во имя обновления созданного, но ослабевающего
порядка есть прообраз амбивалентной
синергетической трактовки
Возникновение порядка античная мифологическая традиция связывала с понятием меры Синергетика также утверждает, что порядок (сложная структура) возникает при критических значениях в зоне баланса (соразмерности) энтропийных и негэнтропийных тенденций и сам этот порядок есть своего рода компромисс (мера) между устойчивостью и неустойчивостью
Космогоническое мировидение различает процессы, сопровождающие рождение порядка, и процессы, сопровождающие сохранение порядка. Первые связаны с напряжением, деструкцией, конфликтом, "враждой и распрей", которые сопровождают сам момент рождения Космоса из Хаоса; в однородном бесформенном Хаосе возникает неоднородность и дифференциация рождающихся первоэлементов (первостихий) мироздания. Вторые связаны с воссозданием гармонии, синхронизации процессов, космической "симпатии и любви", "содружеством Космоса самим с собой", что соответствует в синергетике состоянию системы, близкой к равновесию, слабо чувствительной к флуктуациям. Циклическое чередование этих тенденций в едином процессе космогенеза отражено в космогонических воззрениях Гераклита (идеи о диакосмезе и экпирозе) и Эмпедокла (круговорот Любви и Вражды в божественном Сфэросе), а также в древнекитайском учении о Дао как взаимочередовании космообразующих принципов Ян и Инь.