Порядок и хаос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 22:26, реферат

Краткое описание

Природа – сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совместную эволюцию природы и общества.
Итак, весь процесс эволюции системы – процесс самоорганизации. Мир всё время меняется. Мы не можем утверждать, что процесс самоорганизации направлен на достижение состояния равновесия (под которым понимается абсолютный хаос), у нас нет для этого опытных оснований, гораздо больше данных для утверждения обратного - мир непрерывно развивается, и в этом изменении просматривается определённая направленность, отличная от стремления к равновесию.

Вложенные файлы: 1 файл

Порядок и хаос.docx

— 33.07 Кб (Скачать файл)

5. Диссипативные  структуры существуют лишь постольку,  поскольку система рассеивает  энергию, а, следовательно производит  энтропию. Из энтропии возникает  порядок с увеличением общей  энтропии. Таким образом, энтропия  не просто соскальзыванием системы  к дезорганизации, она становится  прародительницей порядка, нового. Так из хаоса (неустойчивости) в соответствии с определенной  информационной матрицей рождается  Космос.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОРЯДКА И ХАОСА

Говоря о методологической и исторической судьбе понятий "хаос" и "порядок", мы можем отметить следующий парадокс: являясь наиболее древними обобщающими первообразами, матрицами мироописания, известными еще со времен мифов и космогонии, и находя впоследствии применение в  самых разных науках, эти понятия, тем не менее, так и не обрели до сих пор своей терминологической  четкости. Специфика и объемы этих понятий не были строго определены ни в одной из использующих их наук (к примеру, в современной физике используются более десяти характеристик  хаоса: молекулярный хаос. термодинамический  хаос, диффузный хаос, диссипативный  хаос, детерминированный хаос, турбулентный хаос и др). До сих пор не ясны границы  применимости этих понятий и специфика  их "преломления" при переходе из одних познавательных сфер в другие. В настоящие время это, скорее, даже не понятие, а некие понятийные пространства, где сопрягаются и  пересекаются интуитивные представления, культурно-смысловые контексты, конкретно-научные  интерпретации и их философское  осмысление.       

 Можно сказать,  что в истории науки речь  шла не об изучении феноменов  хаоса и порядка как таковых,  а об исследовании отдельных  атрибутивных характеристик этих  феноменов. Так, в естественнонаучном  плане (в первую очередь, в  термодинамике) соотношение хаоса  и порядка определялось и измерялось  ростом энтропии как показателем  раз упорядоченности. Другими  научными направлениями, проявляющими  особый интерес к проблемам  хаоса и порядка, были социология  и общенаучные концепции (кибернетика,  общая теория систем), в которых  хаос и порядок сопрягались  с развитием социальных систем разного уровня. Именно благодаря последним двум направлениям (аккумулирующим в своем методологическом становлении наработки современного им уровня естествознания) сложилась целая система понятийных антиномий, в рамках которых определялись основные параметры (атрибуты) порядка как организации: равновесность - неравновесность, открытие -закрытие системы, устойчивость - неустойчивость, динамика - гомеостаз, единообразие -разнообразие, симметрия - асимметрия, линейность - нелинейность, актуализация потенциальность, предсказуемость - непредсказуемость.

Исследуя эволюцию этих научных направлений, мы выявили  в ней определенную тенденцию - тенденцию  смены теоретических моделей  образов порядка. Первая модель равновесного классического порядка (где доминирующими  атрибутами упорядочения выступают  устойчивость, стационарные состояния, гомеостаз, предсказуемость) представлена в классической социологии, классической кибернетике и системном подходе. Вторая модель неравновесного (неклассического) порядка, где доминирующими атрибутами упорядочения являются неустойчивость, изменчивость, непредсказуемость, связана  с появлением более поздних концепций  энтропийно-информационного подхода, кибернетики второго порядка, теории социальной энтропии, новейшиих системных  теорий.

Однако в результате перечисленных теоретических разработок сложились крайне противоречивые, порой  взаимоисключающие представления  о характере порядка в сложных  системах и о роли хаоса в процессе порядкообразования. Назовем лишь несколько  вопросов, которые возникают при  знакомстве с различными позициями:

Что является условием формирования порядка - открытость системы  потоку внешних воздействий (флуктуации как проявлений хаоса) или, наоборот, умение системы эти воздействия (флуктуации) подавлять, бороться с  ними. избавляя себя от изменений и  потрясений?

Является ли однородность элементов системы, в том числе  социальной, атрибутом порядка или  таковая ведет к дезорганизации и хаосу (как это следует из термодинамики)? И может быть, в  таком случае структурное разнообразие есть гарант устойчивости и, следовательно, более сложного и надежного порядка?

Можно ли отождествить порядок с устойчивостью (гомеостазом) системы или динамические изменения  ее структуры есть залог ее жизнедеятельности? Достаточно ли для решения этого  вопроса введения системного понятия  текущего равновесия, которое фиксирует  сохранение постоянства системы  в процессе непрерывного обмена и  движения составляющих ее элементов?

Если интуитивно образ порядка связан с такими характеристиками, как симметрия  и однородность элементов системы, то почему процесс порядкообразования описывается как нарушение симметрии  и установление неоднородности?

Почему и при  каких условиях в ходе процесса упорядочения происходит своего рода "переключение режимов": нелинейная система начинает вести себя как линейная или, например, в открытых системах начинают происходить  процессы, сходные с процессами внутри закрытых систем, связанные с возрастанием энтропии (ростом хаоса)?

Где границы устойчивости в зоне неустойчивости и что может  быть определено для системы как  критическое состояние и, следовательно, где границы управляемости системой, предсказуемости ее поведения, что имеет особое значение для социальных систем?

Эти и другие вопросы - не просто плод поиска вдумчивым читателем  логических противоречий в литературе по проблемам порядка и хаоса, они знаменуют собой необходимость  и преддверие глобального методологического  синтеза в этой исследовательской  области - синтеза, способного примирить  данные логические противоречия в рамках единой, целостной объяснительной модели.

Такую модель мы находим  в синергетике - молодом научном  направлении, представляющем междисциплинарную  универсальную теорию самоорганизации  процессов самой различной природы. Возникшая на стыке физики, химии, биологии, астрофизики и других естественных наук и вобравшая в себя общенаучные  системные идеи, синергетическая  модель самоорганизации является на сегодняшний день наиболее обобщающей и наиболее эвристически плодотворной объяснительной моделью, описывающей  взаимопереходы порядка и хаоса  в эволюции систем, в том числе  и социальных.

 

СИНЕРГЕТИКА

Наука о  сложном.

В конце XX века все большее развитие получает синергетика — наука о сложном, о том, как в хаосе устанавливается определенный порядок, который, однако, рано или поздно разрушается.

Синергетика – междисциплинарное  направление научных исследований, возникшее в начале 70-х г.г. и  ставящее в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей  и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в  системах самой разной природы: физических, химических, биологических технических, экономических, социальных.

Под самоорганизацией в синергетике понимаются процессы возникновения макроскопически  упорядоченных пространственно  временных структур в сложных  нелинейных системах. Система под  воздействием самых незначительных воздействии, или флуктуации, может  резко изменить свое состояние. Этот переход часто характеризуют  как возникновение порядка из хаоса.

Интересно, что как  в установлении, так и в разрушении порядка огромную роль играют маленькие  воздействия (флуктуации). Благодаря этим воздействиям система в одних случаях приобретает упорядоченность, в других эта упорядоченность, исчерпав себя, разрушается, при этом система попадает в состояние неустойчивости. Смена режимов устойчивости и неустойчивости происходит в системах, где есть подвод вещества, энергии и информации. До развития синергетики наука рассматривала отдельно хаос и порядок, причем основное внимание уделялось именно порядку, ибо его можно описать относительно простыми математическими уравнениями. Синергетика выявляет пути зарождения в хаосе порядка, его поддержания и распада.

Представьте себе нагрев воды в кастрюле. За счет подвода  энергии вода начинает нагреваться, появляются пузырьки воздуха в воде. А возникают они на случайных местах, в силу случайностей. Но если пузырек образовался, то в уже достаточно нагретой воде он увеличивается в размерах и поднимается к поверхности воды, где лопается. При нагревании воды хаотичность движения ее молекул возрастает, но именно в этом хаосе устанавливается порядок, развивается история капель, наполненных водяными парами.

Нечто аналогичное  происходит в товарно-денежных отношениях. Здесь хаос — это рынок. Одни продают, другие покупают, при этом разброс чувств, мнений огромен. Но в хаосе рынка устанавливаются определенные закономерные отношения, которые изучает экономика как наука.

Сложной системой с  хаосом и порядком является любой  естественный язык. Филологи хорошо знают, что грамматические закономерности возникают случайным образом, одни случайности «вымирают», а другие, наоборот, приобретают все новых сторонников. Язык — это шум, хаос, в котором есть порядок.

Исходя  из успехов синергетики ученые объясняют  возникновение и развитие упорядоченных систем перестройкой хаоса. Все возникает из хаоса. Поскольку система «забывает» свои прошлые состояния, то неизвестно, что было до хаоса и в принципе это невозможно узнать.

Предмет же синергетики  охватывает все этапы универсального процесса самоорганизации как процесса эволюции порядка - его возникновения, развития, самоусложнения и разрушения, т.е. весь цикл развития системы в  аспекте ее структурного упорядочения. Иными словами, синергетику можно  считать наиболее полной, интегральной теорией порядка и хаоса потому, что она исследует различные  фазы (уровни) порядка и проявления различной роли хаоса на этих этапах порядкообразования.  

Методологическое  преимущество синергетики, по сравнению  с упомянутыми нами ранее теориями, заключается в том, что последние  анализируют процессы упорядочения и организации под специфическим  исследовательским углом зрения (доминирующим гештальтом). Так, например, классическая социология и кибернетика  акцентируют свое внимание преимущественно  на проблемах устойчивости и равновесности  систем, а значит - их управляемости; теория социальной энтропии - на роли неравновесности  в формировании социального порядка; системный подход - на условиях сохранения целостности системы и ее адаптивных способностях при изменении окружающей среды. Предмет же синергетики охватывает все этапы универсального процесса самоорганизации как процесса эволюции порядка - его возникновения, развития, самоусложнения и разрушения, т.е. весь цикл развития системы в аспекте  ее структурного упорядочения. Иными  словами, синергетику можно считать  наиболее полной, интегральной теорией  порядка и хаоса потому, что  она исследует различные фазы (уровни) порядка и проявления различной  роли хаоса на этих этапах порядкообразования.

 

Заключение

Итак, в синергетическом  понимании не существует единого, раз  и навсегда данного образа порядка. Порядок предстает как живой, развивающийся процесс - становящийся, но не ставший. Поэтому следует говорить о разных закономерностях и характеристиках (атрибутах) порядка и хаоса на разных этапах порядкообразования - в  период зарождения порядка и в  период сохранения этого порядка.

Синергетическая интерпретация  порядка как процесса позволяет  примирить обозначенные нами противоречия в понимании порядка и хаоса, сложившиеся в науке к середине нашего столетия. Становится ясно, что  перед нами не столько различные  образы (модели) порядка, сколько взаимодополняющие  характеристики различных фаз единого  процесса порядкообразования.

Синтезирующая роль синергетической модели порядка  как процесса проявилась также и  в том, что в её контексте поновому прочитываются древние космогонические  представления о порядке и  хаосе, поскольку очевидны атрибутивные корреляции между ними и современными естественнонаучными характеристиками взаимосоотношений хаоса и порядка.

В мифологическом сознании миропорядок также предстает  как процесс становления -космогенеза, рождения Космоса из Хаоса. Древний  образ Небытия (первородного Хаоса) как бесформенного первоначала  всех мировых структур порядка можно  рассматривать как метафорический аналог современного понимания нелинейной среды, в которой в потенции в  непроявленном виде содержится весь спектр возможных форм (структур-аттракторов  эволюции).

Двойственная роль Хаоса по отношению к структурам порядка связана в древних  воззрениях с пониманием "рождающей  и поглощающей" природы Хаоса. Хождение героя (Бога) в глубины Хаоса  во имя обновления созданного, но ослабевающего  порядка есть прообраз амбивалентной  синергетической трактовки хаоса. Говоря современным языком, речь идет, с одной стороны, об опасности  энтропийного угасания созданной структуры, лишенной энергетической подпитки (разрушительная роль хаоса), с другой стороны - о  роли хаоса как носителя новационных  флуктуации (Хаос как сокровищница мудрости) и хаоса как формообразующей  диссипативной силы (высвобождение  героем созидательных сил Хаоса). Космогоническую идею о том, что  Хаос никогда не исчезает и присутствует в порядке, можно интерпретировать в контексте синергетических  идей о сосуществовании в созданных  структурах макроскопической упорядоченности  и микроскопической разупорядоченности.

Возникновение порядка  античная мифологическая традиция связывала  с понятием меры Синергетика также  утверждает, что порядок (сложная  структура) возникает при критических  значениях в зоне баланса (соразмерности) энтропийных и негэнтропийных тенденций  и сам этот порядок есть своего рода компромисс (мера) между устойчивостью  и неустойчивостью

Космогоническое мировидение  различает процессы, сопровождающие рождение порядка, и процессы, сопровождающие сохранение порядка. Первые связаны  с напряжением, деструкцией, конфликтом, "враждой и распрей", которые  сопровождают сам момент рождения Космоса  из Хаоса; в однородном бесформенном Хаосе возникает неоднородность и дифференциация рождающихся первоэлементов (первостихий) мироздания. Вторые связаны  с воссозданием гармонии, синхронизации  процессов, космической "симпатии и любви", "содружеством Космоса самим с собой", что соответствует в синергетике состоянию системы, близкой к равновесию, слабо чувствительной к флуктуациям. Циклическое чередование этих тенденций в едином процессе космогенеза отражено в космогонических воззрениях Гераклита (идеи о диакосмезе и экпирозе) и Эмпедокла (круговорот Любви и Вражды в божественном Сфэросе), а также в древнекитайском учении о Дао как взаимочередовании космообразующих принципов Ян и Инь.

Информация о работе Порядок и хаос