Проблемное обучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть теоретические положения, особенности содержания и методики проблемного обучения в педагогическом процессе.
Для осуществления данной цели ставятся следующие задачи:

- охарактеризовать сущность проблемного обучения
- рассмотреть методы проблемного обучения
- выделить основные функции и особенного проблемного обучения
- разработать урок проблемного обучения

Содержание

1. Теоретические основы проблемного обучения 2
1.1. Сущность проблемного обучения 3
1.2. Основные функции и особенности проблемного обучения 4
1.3. Структура проблемного урока 8
1.4. Виды и уровни проблемного обучения 13
1.5. Методы проблемного обучения 16
2. Проектирование проблемного урока 23
Заключение 28
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 59.96 Кб (Скачать файл)

3. Подведение  итогов

1. Во  вступительной беседе происходит  обращение к учащимся с рядом  вопросов, цель которых актуализировать  мышление учащихся, что должно  помочь учащимся понять данную  тему.

Что такое инфляция?

Обобщая ответы учащихся, дается наиболее полное определение инфляции. Затем происходит знакомство учащихся с планом урока и проблемным заданием: «Когда возникает инфляция? Приведите конкретные примеры».

Объяснение нового материала даётся в объёме учебника и не требует значительного расширения. Рассмотрение первого вопроса происходит в виде лекции и сопровождается беседой по вопросам:

Как вы думаете, почему возникает инфляция?

Обобщая ответы обучающихся, педагог указывает конкретные причины возникновения инфляции, приводит конкретные примеры из истории экономики.

После этого преподаватель переходит к следующему вопросу данной темы.

2. Второй  вопрос предлагается рассмотреть  путём самостоятельной работы  учащихся с текстом учебника  и заполнения опорной схемы, розданной  учащимся. После заполнения организуется  проверка записей.

Учащиеся отвечают на вопросы:

- Какие  выделяются виды инфляции?

- В чем  основное различие между разными  видами инфляции?

- Какие  выделяются типы инфляции?

- Каковы  особенности и причины возникновения  различных типов инфляции?

3. Перейдя  к третьему пункту плана, нужно  рассказать о влиянии инфляции  на все сферы жизни общества, привести конкретные примеры  по каждому виду. Педагог представляет  схему инфляции и эмиссии денег, активизируя познавательную деятельность  учащихся вопросами:

- Почему  же, на ваш взгляд, денег всегда  не хватает?

- Сколько  нужно денег стране?

Следует подвести учащихся к выводу, что денег в стране должно быть ровно столько, сколько нужно для нормального хода торговли и производства. После обсуждения вносятся главные меры в схему.

4. В заключение  урока делаются выводы по изученному  материалу и предлагаются учащимся  ответить на вопрос:

«Какие бы способы борьбы с инфляцией предложили вы?»

Выслушав мнение учащихся, подводятся итоги и делаются соответствующие выводы.

Учащимся задается задание к следующему занятию: Проанализировав инфляцию разных периодов, сделайте вывод о том, когда государство нашло наиболее приемлемый выход из неё. Ответ обоснуйте.

Итак, в ходе урока учащиеся получили знания о возникновении инфляции, сущности, видах и типах инфляции, усвоили ряд понятий, сделали выводы.

В связи с изучаемым на уроке материалом у учащихся сформировались умения выделять главное в его содержании, устанавливать изменения в сущности инфляции, участвовать в аналитической беседе, предъявлять результаты своей деятельности. 

В течение занятия деятельность учащихся носила активный познавательный характер, они непосредственно участвовали в приобретении и углублении своих знаний, коллективная работа группы сочеталась с индивидуальной работой учащихся. У учащихся поддерживался интерес к содержанию и методам работы, поддерживалась творческая, эмоциональная атмосфера [9].

 Таким  образом, благодаря такому типу обучения ученики приобретают способность к последовательному решению задач, развиваются в самостоятельном творческом мышлении. Обретают огромное количество навыков, которые помогают не только осваивать последующий материал более легко, но и улучшают качество общения учеников между собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 
      Поскольку проблемное обучение применяется в структуре других методов, его нельзя рассматривать ни как особый метод обучения, ни как какую-то новую систему обучения. Правильнее всего будет его считать особым подходом к организации обучения, проявляющимся прежде всего в характере организации познавательной деятельности обучаемых.

Несомненно, не всякий материал может служить основой для создания проблемной ситуации. К непроблемным элементам учебного материала относится вся конкретная информация, содержащая цифровые и количественные данные, факты, даты и т.п. которые нельзя “открыть”.  
      Проблемное обучение возможно применять для усвоения обобщенных знаний – понятий, правил, законов, причинно-следственных и других логических зависимостей. Оно нужно тогда, когда ставится задача специального обучения учащихся приемам и способам умственной деятельности, необходимым при добывании знаний и решении поисковых задач.  
      Проблемными, как правило, являются первые уроки любой темы, ибо они содержат в себе новые по сравнению с ранее изученным теоретические и практические положения. 

      Бесспорно, что проблемное обучение обладает рядом достоинств.  
Проблемное обучение при правильной его организации способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задумываться искать выход из проблемной ситуации затруднения); самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения и т.д.); развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действия, поиск самостоятельного нестандартного решения).   Проблемное обучение обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно лучше усваивается и на долго запоминается); развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации).  
      Проблемное обучение вооружает школьников методами познания окружающей действительности, развивает умения и навыки целесообразного наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей с обоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской работе. 

      Учащиеся быстрее осмысливают сущность изучаемого явления и дают обоснованные ответы. У них развиваются познавательные потребности и интерес, воспитывается убежденность в знаниях, так как учащиеся сами выдвигают гипотезы и сами доказывают их. 

      Но проблемное обучение имеет и недостатки. Не всегда легко сформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно построить в виде проблем; проблемное обучение не способствует отработке навыков, не экономично – требует больших затрат времени. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

1. Эрганова Н. Е.    Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений . — М.: 2007. — 160 с.

2. Абушкин Х. Х. Проблемный урок в среднем специальном учебном заведении: структура, содержание, технология // Среднее профессиональное образование. – 2005. - № 5. – 40-44 с. 

3. Махмутов М.И.  Проблемное обучение: основные вопросы теории. М., 1975;

4.  Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М, 2005. – с. 212- 214.

5. Лернер И.Я. Система методов обучения. - М.: Знание, 1976.

6. Кудрявцев  Т.В. Исследование и опыт проблемного  обучения. В кн.: «О проблемном  обучении»: Вып. 2.- М.:Высшая школа, 1969.

7. Матюшкина A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М.: Педагогика, 1972

8. Талызина  Н.Ф. Теоретические проблемы программированного  обучения. – М, 2004. – с. 27-31. 

9. Сергеев, И.В. Менеджмент: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 304 с.

10. Коротаева, Е. В. Активизация познавательной деятельности учащихся: Учеб.пособие Текст. / Е. В. Коротаева. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1995. -84 с.

 

 

 

 

 

 

11. Головина Л.М. Активизация познавательной деятельности учащихся. – М.: Проспект, 2003. – 242 с.

12. Платонова Т.А. Роль мотивации в познавательной активности // Сб. «Активность личности в обучении».

13. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом [Текст] : учеб. пособие / Г. И. Кругликов. – 2-е изд., стер. –  М.: Академия, 2007. – 287 с.

14. Кретова Д. А. Исследовательские методы обучения // Специалист. - 2010. - N 6. - С. 35-37.

 

 

 

 


Информация о работе Проблемное обучение