Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 18:02, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть теоретические положения, особенности содержания и методики проблемного обучения в педагогическом процессе.
Для осуществления данной цели ставятся следующие задачи:
- охарактеризовать сущность проблемного обучения
- рассмотреть методы проблемного обучения
- выделить основные функции и особенного проблемного обучения
- разработать урок проблемного обучения
1. Теоретические основы проблемного обучения 2
1.1. Сущность проблемного обучения 3
1.2. Основные функции и особенности проблемного обучения 4
1.3. Структура проблемного урока 8
1.4. Виды и уровни проблемного обучения 13
1.5. Методы проблемного обучения 16
2. Проектирование проблемного урока 23
Заключение 28
Список использованных источников
3. Подведение итогов
1. Во
вступительной беседе
Что такое инфляция?
Обобщая ответы учащихся, дается наиболее полное определение инфляции. Затем происходит знакомство учащихся с планом урока и проблемным заданием: «Когда возникает инфляция? Приведите конкретные примеры».
Объяснение нового материала даётся в объёме учебника и не требует значительного расширения. Рассмотрение первого вопроса происходит в виде лекции и сопровождается беседой по вопросам:
Как вы думаете, почему возникает инфляция?
Обобщая ответы обучающихся, педагог указывает конкретные причины возникновения инфляции, приводит конкретные примеры из истории экономики.
После этого преподаватель переходит к следующему вопросу данной темы.
2. Второй
вопрос предлагается
Учащиеся отвечают на вопросы:
- Какие выделяются виды инфляции?
- В чем
основное различие между
- Какие выделяются типы инфляции?
- Каковы
особенности и причины
3. Перейдя
к третьему пункту плана, нужно
рассказать о влиянии инфляции
на все сферы жизни общества,
привести конкретные примеры
по каждому виду. Педагог представляет
схему инфляции и эмиссии
- Почему же, на ваш взгляд, денег всегда не хватает?
- Сколько нужно денег стране?
Следует подвести учащихся к выводу, что денег в стране должно быть ровно столько, сколько нужно для нормального хода торговли и производства. После обсуждения вносятся главные меры в схему.
4. В заключение
урока делаются выводы по
«Какие бы способы борьбы с инфляцией предложили вы?»
Выслушав мнение учащихся, подводятся итоги и делаются соответствующие выводы.
Учащимся задается задание к следующему занятию: Проанализировав инфляцию разных периодов, сделайте вывод о том, когда государство нашло наиболее приемлемый выход из неё. Ответ обоснуйте.
Итак, в ходе урока учащиеся получили знания о возникновении инфляции, сущности, видах и типах инфляции, усвоили ряд понятий, сделали выводы.
В связи с изучаемым на уроке материалом у учащихся сформировались умения выделять главное в его содержании, устанавливать изменения в сущности инфляции, участвовать в аналитической беседе, предъявлять результаты своей деятельности.
В течение занятия деятельность учащихся носила активный познавательный характер, они непосредственно участвовали в приобретении и углублении своих знаний, коллективная работа группы сочеталась с индивидуальной работой учащихся. У учащихся поддерживался интерес к содержанию и методам работы, поддерживалась творческая, эмоциональная атмосфера [9].
Таким образом, благодаря такому типу обучения ученики приобретают способность к последовательному решению задач, развиваются в самостоятельном творческом мышлении. Обретают огромное количество навыков, которые помогают не только осваивать последующий материал более легко, но и улучшают качество общения учеников между собой.
Заключение
Поскольку проблемное обучение применяется
в структуре других методов, его нельзя
рассматривать ни как особый метод обучения,
ни как какую-то новую систему обучения.
Правильнее всего будет его считать особым
подходом к организации обучения, проявляющимся
прежде всего в характере организации
познавательной деятельности обучаемых.
Несомненно,
не всякий материал может служить основой
для создания проблемной ситуации. К непроблемным
элементам учебного материала относится
вся конкретная информация, содержащая
цифровые и количественные данные, факты,
даты и т.п. которые нельзя “открыть”.
Проблемное обучение
возможно применять для усвоения обобщенных
знаний – понятий, правил, законов, причинно-следственных
и других логических зависимостей. Оно
нужно тогда, когда ставится задача специального
обучения учащихся приемам и способам
умственной деятельности, необходимым
при добывании знаний и решении поисковых
задач.
Проблемными, как правило,
являются первые уроки любой темы, ибо
они содержат в себе новые по сравнению
с ранее изученным теоретические и практические
положения.
Бесспорно, что проблемное обучение обладает
рядом достоинств.
Проблемное обучение при правильной его
организации способствует развитию умственных
сил учащихся (противоречия заставляют
задумываться искать выход из проблемной
ситуации затруднения); самостоятельности
(самостоятельное видение проблемы, формулировка
проблемного вопроса, проблемной ситуации,
самостоятельность выбора плана решения
и т.д.); развитию творческого мышления
(самостоятельное применение знаний, способов
действия, поиск самостоятельного нестандартного
решения). Проблемное обучение обеспечивает
и более прочное усвоение знаний (то, что
добыто самостоятельно лучше усваивается
и на долго запоминается); развивает аналитическое
мышление (проводится анализ условий,
оценка возможных вариантов решений),
логическое мышление (требует доказательств
правильности выбираемого решения, аргументации).
Проблемное обучение
вооружает школьников методами познания
окружающей действительности, развивает
умения и навыки целесообразного наблюдения,
воспитывает способность к обобщениям
и выводу основных закономерностей с обоснованием
их, прививает вкус к доступной исследовательской
работе.
Учащиеся быстрее осмысливают сущность изучаемого явления и дают обоснованные ответы. У них развиваются познавательные потребности и интерес, воспитывается убежденность в знаниях, так как учащиеся сами выдвигают гипотезы и сами доказывают их.
Но проблемное обучение имеет и недостатки. Не всегда легко сформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно построить в виде проблем; проблемное обучение не способствует отработке навыков, не экономично – требует больших затрат времени.
Список использованных источников
1. Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений . — М.: 2007. — 160 с.
2. Абушкин Х. Х. Проблемный урок в среднем специальном учебном заведении: структура, содержание, технология // Среднее профессиональное образование. – 2005. - № 5. – 40-44 с.
3. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М., 1975;
4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М, 2005. – с. 212- 214.
5. Лернер И.Я. Система методов обучения. - М.: Знание, 1976.
6. Кудрявцев
Т.В. Исследование и опыт
7. Матюшкина A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М.: Педагогика, 1972
8. Талызина
Н.Ф. Теоретические проблемы
9. Сергеев, И.В. Менеджмент: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 304 с.
10. Коротаева, Е. В. Активизация познавательной деятельности учащихся: Учеб.пособие Текст. / Е. В. Коротаева. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1995. -84 с.
11. Головина Л.М. Активизация познавательной деятельности учащихся. – М.: Проспект, 2003. – 242 с.
12. Платонова Т.А. Роль мотивации в познавательной активности // Сб. «Активность личности в обучении».
13. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом [Текст] : учеб. пособие / Г. И. Кругликов. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 287 с.
14. Кретова Д. А. Исследовательские методы обучения // Специалист. - 2010. - N 6. - С. 35-37.