Происхождение и эволюция жизни. Ноосфера. Учение В.И.Вернадского о ноосфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 08:23, контрольная работа

Краткое описание

Согласно положениям современной науки, жизнь возникла из неживого вещества в результате эволюции материи, является результатом естественных процессов, происходивших во Вселенной. Жизнь — это свойство материи, которое ранее не существовало и появилось в особый момент истории Земли. Возникновение жизни явилось результатом процессов, протекавших сначала миллиарды лет во Вселенной, а затем многие миллионы лет на Земле. От неорганических соединений к органическим, от органических к биологическим — таковы последовательные стадии процесса зарождения жизни.

Содержание

Введение
1.1 Происхождение и эволюция жизни
1.2. Концепции Возникновения жизни
1.3. Происхождение и эволюция жизни
1.3.1 Образование простых низкомолекулярных органических соединений
1.3.2 Возникновение сложных органических соединений
1.3.3 Образование фазовообособленных систем
1.3.4 Возникновение простейших форм живого
1.3.5 Основные этапы геологической истории Земли
1.3.6 Начальные этапы эволюции жизни
1.3.7 Образование царства растений и царства животных
1.3.8 Основные пути эволюции наземных растений
1.3.9 Пути эволюции животных
2. Ноосфера. Учение В.И.Вернадского о ноосфере.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

№2-2.docx

— 61.75 Кб (Скачать файл)

Здесь естественно  напрашивается вывод о том, что  геологической силой является собственно вовсе не Homo Sapiens, а его разум, научная  мысль социального человечества. В «Философских мыслях натуралиста» Вернадский писал: «Мы как раз  переживаем ее яркое вхождение в  геологическую историю планеты. В последние тысячелетия наблюдается  интенсивный рост влияния одного видового живого вещества – цивилизованного  человечества – на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – в ноосферу».

Мы являемся наблюдателями и исполнителями  глубокого изменения биосферы. Причем перестройка окружающей среды научной  человеческой мыслью посредством организованного  труда вряд ли является стихийным  процессом. Корни этого лежат  в самой природе и были заложены еще миллионы лет назад в ходе естественного процесса эволюции. «Человек…  составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося  в течение, по крайней мере, двух миллиардов лет».

Отсюда, кстати, можно заключить что высказывания о самоистреблении человечества, о крушении цивилизации не имеют  под собой веских оснований. Было бы по меньшей мере странно, если бы научная мысль – порождение естественного  геологического процесса противоречила  бы самому процессу. Мы стоим на пороге революционных изменений в окружающей среде: биосфера посредством переработки  научной мыслью переходит в новое  эволюционное состояние – ноосферу.

Заселяя все  уголки нашей планеты, опираясь на государственно-организованную научную мысль и на ее порождение, технику, человек создал в биосфере новую биогенную силу, поддерживающую размножение и дальнейшее заселение различных частей биосферы. Причем вместе с расширением области жительства, человечество начинает представлять все более сплоченную массу, так как развивающие средства связи – средства передачи мысли окутывают весь Земной шар. «Этот процесс – полного заселения биосферы человеком – обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете».

При этом человек  впервые реально понял, что он житель планеты и может и должен мыслить и действовать в новом  аспекте, не только в аспекте отдельной  личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном  аспекте. Он, как и все живое, может  мыслить и действовать в планетном  аспекте только в области жизни  – в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которой  он не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой  всюду. И он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет. Похоже, что впервые  мы находимся в условиях единого  геологического исторического процесса, охватившего одновременно всю планету. XX век характерен тем, что любые  происходящее на планете событие  связываются в единое целое. И  с каждым днем социальная, научная  и культурная связанность человечества только усиливается и углубляется. «Увеличение вселенскости, спаянности всех человеческих обществ непрерывно растет и становится заметным в немногие годы чуть не ежегодно».

Результат всех вышеперечисленных изменений в  биосфере планеты дал повод французскому геологу Тейяр де Шардену заключить, что биосфера в настоящий момент быстро геологически переходит в  новое состояние – в ноосферу, то есть такое состояние, в котором  человеческий разум и направляемая им работа представляют собой новую  мощную геологическую силу. Это совпало, видимо не случайно, с тем моментом, когда человек заселил всю  планету, все человечество экономически объединилось в единое целое и  научная мысль всего человечества слилась воедино, благодаря успехам  в технике связи.

Таким образом:

1. Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном ее пространстве-времени;

2. Человек во всех его проявлениях представляет собой часть биосферы;

3. Прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет эволюционные корни. Ноосфера – это биосфера, переработанная научной мыслью, подготавливающейся всем прошлым планеты, а не кратковременное и переходящее геологическое явление. Вернадский неоднократно отмечал, что «цивилизация „культурного человечества“ – поскольку она является формой организации новой геологической силы, создавшейся в биосфере, – не может прерваться и уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее, геологически сложившейся организованности биосферы. Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не было».

Многое из того, о чем писал Вернадский, становится достоянием сегодняшнего дня. Современны и понятны нам его  мысли о целостности, неделимости  цивилизации, о единстве биосферы и  человечества. Переломный момент в  истории человечества, о чем сегодня  говорят ученые, политики, публицисты, был увиден Вернадским.

Вернадский  предвосхитил неизбежность ноосферы, подготавливаемой как эволюцией  биосферы, так и историческим развитием  человечества. С точки зрения ноосферного  подхода по-иному видятся и современные болевые точки развития мировой цивилизации. Варварское отношение к биосфере, угроза мировой экологической катастрофы, производство средств массового уничтожения – все это должно иметь преходящее значение. Вопрос о коренном повороте к истокам жизни, к организованности биосферы в современных условиях должен звучать как набат, призыв к тому, чтобы мыслить и действовать, в биосферном – планетном аспекте.

Научные взгляды В.И. Вернадского  отразили сложнейшие взаимосвязи неживой и живой природы, косного и живого вещества.

Целостный охват явлений природы, материального Космоса (научно понимаемое всеединство) он сочетал с естественно-историческим подходом, со стремлением прослеживать процессы мироздания в их развитии. Ученый настойчиво анализировал такие фундаментальные аспекты диалектики природы, как взаимосвязь макро- и микрокосмоса, пульсация материальных и энергетических потоков в косном и живом веществе (геохимические, биогеохимические и космохимические процессы), биологическое единство и эволюция планеты Земля, появление и становление человека как разумной формы жизни и нового геологического агента в эволюции Земли. Прослеживая развитие биосферы и заполняющего ее монолита живого вещества, усиливающееся, обретающее геологическую мощь воздействие человека на биосферу, В.И. Вернадский завершает свои исследования новым обобщением. Он формулирует учение о ноосфере («ноос», или «нус», означает разум) как особом периоде в развитии планеты и окружающего космического пространства. Ноосфера включает в себя социальные и природные явления, взятые в их целостности, в их единстве и противоречиях. Становление ноосферы определяется социально-природной деятельностью человека, его трудом и знаниями, т. е. тем, что относится к космо-планетарному измерению человека.

Сейчас достаточно очевидна кардинальная противоречивость становления ноосферы и человека как ее создателя. На космопланетарный процесс ноосферогенеза ложится печать возможного социально-природного апокалипсиса.

Второй тезис Вернадского связан с геологической ролью человека и человечества. Его глубочайшее  убеждение состояло в том, что планета вступает в новую стадию своего развития, на котором определяющую роль будет играть человек разумный как сила невиданного масштаба. Обнаружилось, что связь человека с природой настолько всеобъемлюща и глубока, что любое действие, как и бездействие тоже, отражается на состоянии этой среды. Гигантская геологическая деятельность человечества наглядна, она стала видна невооруженным взглядом. Мы не знаем сейчас такого быстротекущего природного геологического процесса, с которым можно было бы сравнить мощь человечества, особенно теперь, когда оно вооружено огромным арсеналом всяческих воздействий на природу, в том числе и фантастических по мощности разрушительных сил.

В формулах Вернадского о человеке как геологической силе особенно важен акцент на геологическом понимании роли разума. Вернадский рассматривал биосферу как одну из геосфер, как геологическую оболочку, а не так, как это упрощенно понимают некоторые, даже видные ученые — лишь как живую пленку планеты, т. е. «свободное» от геологического прошлого и физической среды собрание живых организмов. Важно понимать и представлять нерасторжимую сопряженность живого вещества, как выражался Вернадский, со всеми вещественными структурами Земли.

Человек в своих антропологических, социальных, исторических гранях есть существо далеко еще не совершенное, в определенном смысле «кризисное». Тем не менее существует идеал и цель высшего, духовного Человека, тот идеал, который и движет им в его росте, в превозможении собственной природы. Также и его создание — ноосфера — есть еще достаточно дисгармоничная, находящаяся в состоянии становления реальность, но вместе с тем и высший идеал этого становления. Ведь человек — единственное из живых существ, которое не только живет, и живет тем, что есть, но постоянно соотносит свою жизнь с тем, что должно быть, и стремится к этому. (Человек вообще был создан природой — и эволюцией — как какое-то замечательное и постоянно «недовольное» существо. Тем самым она словно гарантировала ему — и себе — стимул к дальнейшему развитию.)

Дальнейшее развитие человечества состоит, «наряду с разрешением социальных проблем, в изменении формы питания и источников энергии, доступных человеку». Вернадский имеет в виду овладение новыми источниками энергии, в том числе энергией Солнца, а также «непосредственным синтезом пищи, без посредничества организованных существ». Он представляет этот колоссальный эволюционный поворот человечества в самом общем виде через достигнутое умение поддерживать и воссоздавать свой орга-низм, как это делает растение, из самых элементарных природных неорганических веществ.

Сейчас Человек, как и все  прочие природные твари, в отличие  от растений и некоторых бактерий, — существо гетеротрофное и может, как пишет Вернадский, «строить и поддерживать существование и неприкосновенность своего тела только усвоением других организмов или продуктов их жизни».

Автотрофными (т. е. самопитающимися) были названы растения. Автотрофные растения — фундамент великого космического процесса образования и развития области жизни; они находятся как бы посредине между двумя потоками: потоком энергетических процессов неживой материи, неизбежно приводящих к затуханию (второй закон термодинамики), и потоком эволюции живого вещества, идущего с увеличением энергии, организации, сложности (негэнтро-пия, антизнтропия, как бы третий закон термодинамики живого).

Вернадский высочайшим образом  оценивал будущую реализацию идеала автотрофности для всего человечества: «Последствия такого явления в механизме биосферы были бы огромны. Это означало бы, что единое целое жизнь — вновь разделилась бы, появилось бы третье, независимое ее ответвление... Человеческий разум этим путем не только создал бы новое большое социальное достижение, но ввел бы в механизм биосферы новое большое геологическое достижение...В конце концов, будущее человека всегда большей частью создается им самим. Создание нового автотрофного существа дает ему отселе отсутствующие возможности использования его вековых духовных стремлений».

 

3. Список  используемой литературы.

1. Найдыш  В.М. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. — Изд. 2-е,  перераб. и доп. – М.: Альфа-М;  ИНФРА-М, 2004. — 622 с.

2. Борис Валерьевич Ермолаев, Александр  Артемьевич Аруцев, Михаил Семенович  Слуцкий, Ираклий Отарович Кутателадзе.  Концепции современного естествознания. Учебное пособие.

3. М.И. Басаков, В.О. Голубинцев, Л А. Минасян, H.Ю. Турчина, под руководством СИ. Самыгина. Концепции    современного    естествознания. Учебное пособие для вузов — 4-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — 448 с.


Информация о работе Происхождение и эволюция жизни. Ноосфера. Учение В.И.Вернадского о ноосфере