Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:48, реферат
Целью данного реферата является рассмотрение и изучение эволюций понятий пространства и времени.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть пространственно – временные представления в мифологическом мышлении;
- изучить представления о пространстве и времени в классическом естествознании;
-
Введение
Все, что
существует во Вселенной, живое и
неживое, имеет пространственно-
Стремление понять окружающий мир, представить его структуру, сформулировать частные и общие законы его существования и развития на основе изучения взаимосвязей между природными явлениями и процессами всегда было присуще человечеству.
Так, древние греки создали две точные науки: геометрию, выросшую из техники землемерия, и астрономию, вызванную к жизни необходимостью измерять время.
Мы познаем мир, прежде всего с помощью органов чувств - естественных физических приборов человеческого организма.
Основную информацию, формирующую наши представления об этом мире, мы получаем через органы зрения - глаза, но они иногда "обманывают" нас. При достаточно быстром движении наблюдаемых нами объектов глаза "смешивают" их изображения (на этом явлении основано кино), погруженная в воду палка кажется преломленной, а оптические иллюзии (миражи, гало и т. д.) мы принимаем за реально существующие явления.
Мир наполнен самыми разнообразными звуками, по не все из них мы воспринимаем, зато людям с различными психическими отклонениями могут слышаться не существующие в данный момент звуки (слуховые галлюцинации).
В достаточной степени субъективны и наши вкусовые ощущения, восприятие запахов (обоняние), осязание, тепловые ощущения (озноб у больного, купание закаленных людей - "моржей" - в проруби), чувство боли.
Постепенно
человек научился создавать приборы
и системы для получения
Целью данного реферата является рассмотрение и изучение эволюций понятий пространства и времени.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть пространственно – временные представления в мифологическом мышлении;
- изучить представления о пространстве и времени в классическом естествознании;
-
Объектом
исследования данной работы является
анализ изучения «Эволюций понятий пространства
и времени». Предметом исследования является
рассмотрения отдельных вопросов сформулированных
в качестве задач данного исследования.
Глава
1 Пространственно – временные
представления в
1.1.Основные
признаки и эволюция мифологического мышления
Миф
— представление человека о мире и своем
месте в нем, основанное на вере в мистические
свойства предметов и существ, качественную
неоднородность пространства и времени.
Основной признак мифологического мышления
— противопоставление “своего” и “чужого”:
все “свое” воспринимается благим, все
“чужое” — загадочным и опасным (без
различия, лучше оно или хуже, чем “свое”).
Мир “своего” — мир упорядоченный, структурированный
этически, социально, религиозно и т.д.,
мир, бытие которого основано на законах
(греч. “Космос”). Мир “чужого” (Хаос)
— неведомый, колдовской, потенциально
враждебный — это все, что находится за
пределами территории данного племени
или народа: миры богов, страна мертвых,
леса и моря, где обитают духи, или же соседнее
племя (например, у австралийцев каждый
иноплеменник воспринимается как потенциальный
враг и колдун). Мир “чужого”, иной мир,
выглядит либо ослепительно великолепным,
либо донельзя отвратительным; эти крайности
легко переходят одна в другую, воспринимаясь
равно негативно. Тождество противоположностей
— основополагающая черта мифологического
мышления.
Миф имеет
свой особый хронотоп — мифологическое
пространство-время. Время мифа лишено
протяженности — это либо вечное настоящее,
либо эпоха первотворения, т.е. период,
когда времени не было; возраст мифических
героев не меняется (вечная юность, вечная
старость). При мифологическом восприятии
реального времени возникает представление
о счастливых и несчастливых периодах.
Так, священные дни — это время контакта
с иным миром; то же происходит при мифологическом
восприятии физического пространства.
Мифическое
пространство воплощает представление
о “своем” мире как о центре, со всех сторон
окруженном иным миром (исланд. Мидгард
— “мир людей”, буквально: “срединное
огороженное пространство”). Необходимость
мифологической защиты от “чужого” мира
порождает образ “мировой ограды” как
воплощения сил Порядка в противоположность
иномирному Хаосу. “Мировая ограда” может
представляться горами, но чаще всего
— рекой, отделяющей мир живых от мира
мертвых, или мировыми водами — неиссякаемыми
запасами пресной воды и дождя. Бог—хранитель
мировых вод (месопотам. Энки, Эа; греч.
Океан; инд. Варуна) — бог-мудрец и помощник
людям, он является воплощением сил Космоса.
Еще
более значимый мифологический образ
— “мировая ось”, “утилитарное” назначение
которой — поддерживать небо. Наиболее
часто “мировая ось” имеет вид мирового
древа, крона которого образует верхний
мир, ствол находится в срединном, а корни
— в подземном мире. Как воплощение сил
Порядка мировое древо является древом
судьбы — у его подножия богини определяют
жребий людей (сканд. миф), кузнец кует
судьбу людям (русск. былина). Поскольку
мировое древо проходит через все миры,
то оно является своеобразной лестницей,
по которой мифологический герой странствует
в иной мир. Другие формы “мировой оси”
— мировая гора, на вершине которой обитают
боги (греч. Олимп; инд. Меру), а также великан
(греч. Атлант, ведич. Вишну). “Мировая
ограда” и “мировая ось” могут отождествляться;
путешествие героя к краю земли одновременно
оказывается и путешествием к центру мироздания
(например, Геракл, идя за яблоками Гесперид,
сначала приходит на крайний восток греческого
мира — к прикованному Прометею, а затем
на крайний запад к человеку-горе Атланту,
причем титаны являются братьями, и каждый
из них может быть сопоставлен с образом
великана—“мировой оси”). Аналогичное
тождество центра и границы имеет место
в представлениях об ином мире: например,
в русских сказках изба хозяйки иного
мира Бабы Яги расположена либо в центре
мира смерти, либо на его краю.Мифы о создании
современного облика мира (космогонические)
являются основными в мифологии, причем
в наиболее архаических из них говорится
не о сотворении, а о доделывании мира
и человека. Главные образы таких мифов:
первопредок — прародитель человечества,
культурный герой, добывающий предметы
природы и культуры (солнечный свет, пресную
воду, священный барабан, первый лук и
т.д.) и демиург — бог-мастер, изготовляющий
элементы мироздания и человека. Образ
первопредка—культурного героя нередко
сливается с образом тотема — зооморфного
прародителя племени. Черты получеловека-полузверя
сохраняются и у образов, генетически
восходящих к первопредку.
Эволюция
мифологического мышления. Нерасчлененное
мышление (инкорпорированное — в терминах
А.Ф.Лосева, пралогическое — в терминах
Л.Леви-Брюля): неразличение природных
и культурных объектов, тождество части
и целого, безразличие к временной причинности
(так, последующее событие может быть причиной
предыдущего), невыделение человеком себя
из окружающего мира, на чем зиждется тотемизм.
Представление о мире основывается на
законе сопричастия, т.е. тождества самых
разных физических предметов, если они
обладают одинаковыми мифологическими
качествами (например, дуб, бык и молния
как символы Громовержца). Отсутствие
абстрактных понятий, существование только
конкретных представлений (следы этого
можно видеть в таких выражениях, как “в
сердце зажглась любовь”, “поток мыслей”,
“твердость духа”). С дальнейшим развитием
человеческого мышления от вещи отделяется
“душа вещи”, “субъект вещи” (“демон”
в терминах Лосева). Демонологическое
мышление есть начальный этап развития
абстрактного мышления; при этом “демон”
является силой, действующей вне системы,
губящей и помогающей произвольно, далекой
от какой-либо морали. Причина аморальности
“демона”, возможно, состоит не столько
в неразвитости моральных норм человеческого
общества, сколько в противопоставлении
“демона” как иномирного существа силам
Порядка мира людей (ср. далее аморальное
поведение богов как признак сверхчеловечности).
Устойчивость представлений о внушенности
человеку действий и мыслей “демоном”
(впоследствии — богом-покровителем, гением,
ангелом-хранителем).
С вытеснением
паралогического мышления логическим
мифологию начинают понимать как систему
разума, образы богов систематизируются
и гармонизируются. Такое мышление (“номинативное”
в терминах А.Ф.Лосева) характеризуется
осознанием человеком собственной самоценности,
уничтожением логики всеобщего оборотничества,
а в конечном итоге — в большей или меньшей
степени освобождением от мифологии вообще
(хотя, безусловно, основные мифологические
представления неосознанно присущи даже
атеизму).
1.2.
Современное отношение к мифам
Современная
наука видит в мифах не плод фантазии или
интеллектуальную схему, но акцентирует
их действенную природу и ценностный характер.
Касаясь проблемы так называемого мифологического
мышления, можно с полной определенностью
утверждать: для того, чтобы впасть в мифологию,
совершенно не обязательно обладать каким-то
особым типом мышления. Мифология коренится
не в сознании человека, а в его отношении
к миру, в системе ценностей, в механизмах
социальной регуляции поведения, формах
и способах мировидения. Носителями политических
мифов вполне могут быть и современные
образованные люди.
Говоря о месте мифа в культурной традиции
и о психологии мифа, мы, прежде всего,
должны определить, что нас интересуют
не сами мифы как определенные представления,
верования или повествовательные тексты,
но то, как мифы воплощаются в ритуальных
практиках, религиозных или морально-этических
системах либо повседневных регламентациях
поведения.
Надо отчетливо
понимать, что миф для носителя традиции
и миф для постороннего наблюдателя (в
частности, и для ученого исследователя)
- это две принципиальные разные вещи.
И для постижения психологии мифа важно
не столько то, что представляет собой
сам миф, сколько то, чем он является для
носителя традиции. Своеобразный конфликт
внешнего и внутреннего восприятия мифа
обусловлен тем, что сторонний наблюдатель
видит несоответствие мифа реальности,
носитель же традиции не сравнивает миф
с реальностью, а стремится воплотить
его в ней; миф для него более важен и обладает
большей ценностью, чем реальность. Последней
еще предстоит уподобиться мифу; она еще
просто недостаточно совершенна для этого.
В пределе миф упраздняет реальность и
создает на ее место новую, куда более
совершенную и привлекательную.
Для
носителя традиции миф является также
объектом веры, и как таковой не нуждается
в верификации; скорее, наоборот, миф всячески
оберегается от тех явлений действительности,
которые могли бы посеять в нем сомнение.
Мифологический объект выше критики, выше
всего, что окружает человека в повседневной
жизни, и в то же время он придает ей смысл
и приобщает к сакральным ценностям. Таким
мифологическим объектом в архаическом
обществе могут быть сверхъестественные
существа, духи умерших предков, позднее
- Бог с окружающими его небесными силами.
В политической мифологии ХХ в. это вожди,
лидеры наций, а также такие собирательные
образы, как Родина, партия, народ.
Отношения мифа к традиции сложны и многообразны.
Перечислим 4 основные позиции.
1. Мифы лежат в основании культурной традиции;
они дают санкцию существующим обрядам
и социально-общественным отношениям,
объясняют происхождение мира и мироустройство.
Смысл мифов как повествовательных текстов
в значительной степени сводится к рассказам
о первособытиях, перворитуалах, появлении
первых людей и первых культурных объектов.
2. Мифология проникает в самые различные
сферы жизни и может быть извлечена не
только из текстов повествовательного
характера, но и из наблюдений над праздниками
и обрядами, из способов обращения с материальными
предметами и т.д.
3. Традиционность является глубоким внутренним
свойством мифологии, ибо мифы не создаются
людьми, но достаются им по традиции. Мифология
унаследована человеком от предков и перейдет
от него к потомкам. Это то, что дает индивиду
ощущение его единства со своим народом,
его прошлым и будущим. В традиционности
этого знания уже заложена его высокая
оценка: оно прошло проверку временем,
оно уже было опробовано нашими предками,
которые не глупее нас были. Не случайно,
что важнейшая часть этого мифологического
комплекса связана с миром мертвых (почитание
умерших, сохранение памяти о них, забота
о местах захоронений, сохранение семейных
преданий и реликвий и т. п.).
4. Мифология является не только частью
культурной традиции определенного народа
или племени, но и частью мифологической
(или мифопоэтической) традиции всего
человечества. Сравнивая мифологии разных
народов, мы постоянно встречаем сходные
образы, повторяющиеся сюжеты и ситуации.
Собственно, наука о мифологии и занята
главным образом тем, чтобы объяснить
природу этой повторяемости: то ли она
результат независимого появления одних
и тех же мифов у разных народов, то ли
результат распространения мифов из единого
центра (или нескольких центров), то ли
результат культурных контактов. Во всяком
случае все мифы, о которых мы говорим:
и архаические, и религиозные, и политические
- имеют свойство повторяться.
Понятия мифа и мифологии в ХIХ в. разрабатывались
по отношению к древним и средневековым
обществам и религиям. В нашем столетии
мы имеем дело главным образом с мифами
политическими и идеологическими, которые
имеют существенную специфику по сравнению
с мифами традиционными (т.е. и мифами архаическими,
и мифами религиозными) . Что общего у мифов
традиционных и политических?
1.
И те и другие призваны не только объяснить
существующее, но и создать образ новой
реальности, которой еще предстоит воплотиться
в действительности.
2. Основным объектом мифологизации в обоих
случаях является прошлое данного социума,
которое сохраняет свою актуальность
для настоящего.
3. И традиционные, и политические мифы
являются действенной силой, которая организует
поведение индивида и человеческих масс,
реализуются в общественных ритуалах
и укрепляют социальные связи. Они придают
осмысленность человеческому существованию,
выполняют функции психологической компенсации.
Однако не менее значимы и отличия политических
мифов от мифов традиционных. Перечислим
лишь некоторые из них.
1. В традиционных мифах объектом мифологизации
являются боги, культурные герои или предки,
в мифах ХХ в. - реальные люди и события
настоящего и недавнего прошлого.
2. Политические мифы не наследуются из
глубины веков, но создаются определенными
людьми или группами людей. Эти люди опираются
на научные теории своего времени, стремятся
придать политическим мифам видимость
правдоподобия и наукообразия. Другой
вопрос, что миф начинает со временем существовать
независимо от его создателей и сами они
могут пасть его жертвами.
3. Политические мифы, в отличие от мифов
архаических, распространяются не устным
или рукописным путем, а главным образом
через средства массовой информации.
Глава 2 Абсолютное пространство и время в классическом естествознании
2.1 Пространство и время в естествознании
Пространство и время - фундаментальные категории современного естествознания'. Физические, биологические, географические и другие величины непосредственно или опосредованно связаны с пространственно-временными характеристиками объектов. Ученые ведут дискуссии о сущности пространства и времени, об их основных свойствах. Проблемы пространства и времени во многом решаются в рамках господствующей в данную эпоху парадигмы. Картинам мира разных исторических эпох с присущими им культурами соответствовали свои пространственно-временные представления. Более того, выбор самих моделей пространства и времени зависит от конкретных целей и масштабов, в которых существует изучаемое явление или объект.
Нашим далеким предкам мир представлялся маленьким и кратковременным; для них пространство замыкалось видимыми очертаниями моря и гор. Пространство первобытных людей было очень неоднородным. На территории племени выделялись тотемные центры - места, где пространство, по мнению членов племени, обладало максимально благоприятными качествами. Место обитания племени было также благотворным пространством, ибо здесь похоронены предки, охраняющие племя. За относительно упорядоченным пространством племенной территории; располагалось внешнее пространство, наделенное отрицательными качествами. Развитие межплеменных связей обусловило появление представлений о множественности оазисов упорядоченного бытия.
Что касается восприятия времени, то первобытное мышление не ощущало как однородные следующие друг за другом отрезки времени и приписывало некоторым периодам дня и ночи, лунного месяца, года и т.д. свойство оказывать благоприятное или гибельное влияние. В более развитой мифологии каждому уровню мира присуще свое время, отличающееся такими параметрами, как ритм, длительность и т.п. Для мифологического времени характерна ориентация на прошлое. Мифологический Памир помещается в то время, когда еще не было времени, оно само еще созидалось. Более того, мифологическое время, соотнесенное с прошлым, оказывается вместе с тем настоящим и даже будущим, так как первобытные представления порождены циклическим видением времени. Колесо времени двигалось из прошлого, захватывало настоящее и через будущее уносило их в прошлое. Прошлое претерпевало изменения, аккумулируя достижения первобытного мышления и познания.
В античности существовал широкий спектр представлений о сущности пространства и времени. Представители элейской школы в Древней Греции отрицали возможность существования пустого пространства, или, по их выражению, небытия.
В это же время возникает первая целостная система мира - геоцентрическая система К. Птолемея, в которой планеты, Солнце и другие небесные тела обращаются вокруг Земли по орбитам, представляющим сложное сочетание круговых орбит - деферентов и эпициклов. В центр деферента помещалась Земля, и принималось, что планета движется по эпициклу (системе эпициклов), центр которого равномерно перемещается по деференту. Система Птолемея представляла собой универсальную модель мира, где время было бесконечным, а пространство - конечным, в котором происходит равномерное круговое движение небесных тел вокруг неподвижной Земли.
Огромную роль в развитии представлений о пространстве сыграл сформулированный Г. Галилеем принцип относительности, расширение которого во многом привело к современным научным представлениям о пространстве и времени. Он заметил, что, находясь в помещении под палубой корабля и наблюдая за всем, что там происходит, нельзя определить, покоится корабль или он движется равномерно и прямолинейно. Галилей сделал вывод, что механическое движение относительно, а законы, которые его определяют, абсолютны, т.е. безотносительны. Его взгляды коренным образом отличались от общепринятых в то время представлений Аристотеля о существовании «абсолютного покоя» и «абсолютного движения».
Новая картина мира была предложена И. Ньютоном. Распространив на всю Вселенную закон тяготения, он пришел к выводу, что Вселенная бесконечна. Лишь в этом случае в ней может находиться множество космических объектов - центров гравитации, связанных между собой силой тяготения. Пространство и время Ньютон характеризует как вместилища самих себя и всего существующего: во времени все располагается в порядке последовательности, в пространстве - в порядке положения. При этом Ньютон различал два типа понятий пространства и времени - абсолютные (истинные, математические) и относительные (кажущиеся, обыденные). Абсолютное время само по себе и без всякого отношения к чему-либо внешнему протекает равномерно и иначе называется длительностью, а абсолютное пространство безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным. Относительное время есть постигаемая чувствами внешняя мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного времени (час, день, месяц, год), а относительное пространство есть мера или какая-либо его ограниченная подвижная часть, которая определяется нашими чувствами по положению его относительно некоторых тел и которая в обыденной жизни принимается за пространство неподвижное. Для своих построений Ньютон использовал модели абсолютного пространства и времени.