Развитие науки. Понятие научной революции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 22:47, реферат

Краткое описание

В древности человек, добывая себе средства для жизни, сталкивался с силами природы и получал от них первые поверхностные знания, которые становились предпосылками для развития науки. Наука по своей природе очень изменчива в отличии от любого другого рода человеческой деятельности. И как одно из самых великих достижений человека изменяется с особой скоростью. Раньше она была некой обособленной деятельностью, которую применяли в очень узкой сфере. Свою независимость наука начала приобретать в XVII веке, когда начались создаваться более близкие к сегодняшним знаниям теории.

Содержание

Введение………………………………….………………………..………………………….стр. 3;
Основная часть……………………………………………………………………..…………стр. 4;
ИСТОРИЯ НАУКИ…………………………………………………………………….стр. 4-6;
Античность………………………………………………………………….….стр. 4-5;
Средневековье…………………………………………………………………….стр. 5;
Исламский Восток………………………………………………………..стр. 5;
Византия…………………………………………………………………..стр. 5;
Возрождение (Ренессанс)…………………………………………………...…стр. 5-6;
Зарождение современной науки…………………………………………………стр. 6;
Эпоха просвещения………………………………………………………………стр. 6;
Наука XIX –XXI века………………………………………….…………………стр. 6;
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ…………………………………………………..……….….стр. 7;
Первая научная революция………………………………………………………стр. 7;
Вторая научная революция………………………………………………..…..стр. 8-9;
Третья научная революция………………………………………………………стр. 9;
Заключение…………………………………………………………………….…………….стр. 10;
Приложение……………………………………………………………………………...…..стр. 11;
Список литературы………………………………………………………………………….стр. 12.

Вложенные файлы: 1 файл

КСЕ.docx

— 455.72 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕХАНИКИ И ОПТИКИ

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА И ПРАВА

КАФЕДРА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ЛОГИСТИКИ

ДИСЦИПЛИНА: КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

 

 

Развитие  науки. Понятие научной революции

 

 

 

 

 

Выполнила: Жукова Юлия Алексеевна

Группа: 1440

Преподаватель: Колесникова Тамара Дмитриевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт –  Петербург 2013

Оглавление

 

  1. Введение………………………………….………………………..………………………….стр. 3;
  2. Основная часть……………………………………………………………………..…………стр. 4;
  • ИСТОРИЯ НАУКИ…………………………………………………………………….стр. 4-6;
  1. Античность………………………………………………………………….….стр. 4-5;
  2. Средневековье…………………………………………………………………….стр. 5;
    • Исламский Восток………………………………………………………..стр. 5;
    • Византия…………………………………………………………………..стр. 5;
  1. Возрождение (Ренессанс)…………………………………………………...…стр. 5-6;
  1. Зарождение современной науки…………………………………………………стр. 6;
  2. Эпоха просвещения………………………………………………………………стр. 6;
  3. Наука XIX –XXI века………………………………………….…………………стр. 6;
  • НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ…………………………………………………..……….….стр. 7;
  1. Первая научная революция………………………………………………………стр. 7;
  2. Вторая научная революция………………………………………………..…..стр. 8-9;
  3. Третья научная революция………………………………………………………стр. 9;
  1. Заключение…………………………………………………………………….…………….стр. 10;
  1. Приложение……………………………………………………………………………...…..стр. 11;
  2. Список литературы………………………………………………………………………….стр. 12.

 

 

 

Введение

 

В древности человек, добывая  себе средства для жизни, сталкивался с силами природы и получал от них первые поверхностные знания, которые становились предпосылками для развития науки.

Наука по своей природе  очень изменчива в отличии  от любого другого рода человеческой деятельности. И как одно из самых  великих достижений человека изменяется с особой скоростью. Раньше она была некой обособленной деятельностью, которую применяли в очень  узкой сфере. Свою независимость  наука начала приобретать в XVII веке, когда начались создаваться более близкие к сегодняшним знаниям теории.

Наука и сегодня является развивающимся комплексом знаний, основывающимся на каких-то идеях и соображениях огромного количества мыслителей и  тружеников, а так же на их опыте, возникшем в результате их научной  деятельности. Каждый человек, посвятивший себя науке старается внести в науку что-то новое, что-то свое, а так выходит, что знаний, имеющихся на сегодняшний день, не достаточно, так как они различны и во многих отраслях науки нету определенного, согласованного знания об этой науке, которого бы придерживался каждый из ученых. Но тем не менее наука в любое время представляет собой общий итог того, чего она достигла к этому моменту. Но этот итог не статичен и нескончаем, как и безграничные идеи и возможности людей, поэтому можно сказать что история науки будет длиться до тех пор, пока мы живем, и люди способны мыслить, создавать новое, то есть развивать науку и тем самым развивать самого себя.

Предпосылки науки начали зарождаться в Древнем Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Греции, Древнем  Риме. Зарождались они в виде зачатком астрономии, этики, логики, математики, физики, химии, в форме эмпирических знаний о природе, об обществе и о  самом человеке. Эти зачатки сведений и знаний были объединены в рамках философии, так как в античности и в средние века понятия «философия», «знания» и «наука» совпадали. [1]

Как раз основываясь на этом факте была порождена первая научная революция, в плотную  связанная с понятием «философия». Этот научный прогресс широко распространился  по всей планете и нет такой  области жизни, знания, которая бы не ощутила влияния этой революции. Со временем знания менялись и создавались  новые, но все это произошло на основе Древней науки, науки Аристотеля...

На сегодняшний день наука  не стоит на месте, а все крупные  открытия, познания новых свойств, появления  отраслей науки и изобретения  прошлых времен послужили конкретной основой для развития современной  науки и ее прогресса.

 

 

 

 

 

Основная часть

 

История науки

Само по себе слово «наука» («science») не очень древнего происхождения. Уильям Уэвелл (рис. 1) впервые употребил слово «ученый» («scientist») в 1840 году в своей «Философии индуктивных наук». Наука является развивающимся комплексом знаний, базирующихся на ряде соображений и идей, но еще больше — на опыте и действиях огромного потока мыслителей. [1]

Наука развивалась на протяжении многих веков, и развивается сейчас. Развитие науки можно разделить на следующие периоды:

  1. Античность;
  2. Средневековье;
    1. Исламский Восток;
    2. Византия;
  3. Ренессанс;
  4. Зарождение современной науки;
  5. Эпоха просвещения;
  6. Наука XIX –XXI века.

 

  1. К античности относятся три периода:

 

  1. Ранняя античность (VIII в. до н. э. — II в. до н. э.). Древняя Греция - цивилизация, создавшая предпосылки к науке. [2]

Древним грекам принадлежит  приоритет создания философии как  науки о всеобщих законах развития природы, общества, мышления, систем идей, взглядов на мир и места человека в нем. В Древней Греции все ученые были философами, мыслителями, и обладали знанием основных философских категорий. [3]

 

Величайшими учеными Древней  Греции являлись, такие выдающиеся личности как:

 

  • Сократ (рис. 2). С точки зрения Сократа (ок. 469 г до н.э. – 399 г до н.э.), главным критерием философии являлась нравственность, которую он приравнивал к знанию, истине, мудрости. Целью его учения было самопознание, являющееся путем к достижению блага. Огромное значение Сократ придавал изучению людей как созданий нравственных. Бог для него являлся источником справедливости, добродетели, а государство – порядком как частью божественного плана. [11]
  • Платон (рис.3) Платон (ок. 428 г до н.э. – 347 г до н.э.) - выдающийся древнегреческий философ - идеалист; его учение представляет собой первую классическую форму объективного идеализма. Высшей идеей своего учения Платон видел идею блага. Им разрабатывалась диалектика, была намечена разветвленная схема главных ступеней человеческого бытия. Широко известен, в частности, труд «Государство», где философ делится своим пониманием идеального социального устройства, представляющего собой иерархию правителя и мудрецов, чиновников и воинов, и третьего сословия - ремесленников и крестьян. [11]
  • Аристотель (рис.4) Аристотеля (384 г до н.э. – 322 г до н.э.) причисляют к самым влиятельным диалектикам древнего мира, считают основоположником формальной логики. Философская система Аристотеля затрагивала самые разные аспекты развития человечества, во многом повлияла на дальнейшее развитие научного мышления. [11]

Так же в Древне Греции существенный вклад в науку внесли такие  ученые как Пифагор, Демокрит, Гиппократ, Архимед, Гераклит и другие.

 

  1. Классическая античность (I в. до н. э. — II в. н. э) Классическая античность - эпоха многобожества; золотой век, время единства греко-римской цивилизации. Данный период характеризуется расцветом культуры, науки и искусства Римской империи. Данный период связан с именами Публий Вергилий Марон и Овидий Назон Публий. [12]

 

        3.         Поздняя Античность (III—VI вв. н. э.) характеризуется сложным взаимодействием и переплетением старого и нового. На смену идее катастрофичности и падения Рима и рождения Средневековья пришла концепция медленного и сложного переформатирования и сосуществования самых разных, зачастую разнонаправленных элементов. [13]

 

  1. Средневековье:

A.     Период Средневековья в Исламском Востоке, а именно на территории Ирана, Афганистана, северо-западной Индии, Закавказья и на части Средней Азии, ознаменовался большим количеством научных открытий. Арабы сделали важный шаг в развитии общечеловеческой цивилизации. Арабская наука в начале своей истории развивалась под влиянием древнегреческой науки. [13] Были сделаны существенные открытия в области астрономии (изменение дуги меридиана для определения размеров земного шара, исправление и дополнение астрономических таблиц, присвоение многим звездам имен и др.). Крупнейший ученый Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми (рис. 5) ввел понятие «Алгебра», которым мы пользуемся по сей день. Так же другие открытия в области математики, например: разработка тригонометрических функций. Сделаны открытия в области медицины. Создание компаса, пороха, бумаги и др.

B.     Период Средневековья в Византии. Одной из выдающихся личностей данного периода стал Лев Математик (ок. 790 г – 870 г). Он был выдающимся математиком и механиком, основатель Магнаврской высшей школы в Константинополе. Открытия в области астрономии, в том числе создание астролябии (Иоанн Филопон). Так же выдающимися лицами периода Средневековья являются Евтокий, Исидор Милетский, Теон Александрийский, Никифор Григора и др. [13]

 

  1. Ренессанс или Возрождение  – эпоха в истории Европы, переходящая  от Средневековья к Новому времени. В эпоху Возрождения научный  способ мышления стал достоянием естествознания. [2]

Данный период характеризуется  появлением огромного количества художественных произведений, возвращением к архитектуре  римского искусства, В этот период произошло огромное количество географических открытий, было изобретено книгопечатание, достигла высокого уровня литература, в общем, были заложены основы науки, которые мы применяем сегодня. Лучшие памятники Европы – это памятники, созданные в период Ренессанса. В отличии от культуры Средневековья, культура Возрождения носила светский характер. Освобождение от церковной схоластики способствовало подъему науки. 

Главным двигателем архитектуры  был Донато Браманте (рис. 6), его самой известной работой стал храм западного христианства – Базилик Святого Петра. Но вершину Ренессанса занимают три самых выдающихся ученых этого времени: Леонардо да Винчи (1452 – 1519, рис. 7), который был не только великим представителем искусства, но и ученым, инженером и изобретателем. В 1503 году написал картину «Мона Лиза», самую известную из его картин. Еще к его заслугам относят создание цепной и ременной передачи, роликовой опоры, приспособления для чеканки монет, паровую пушку, различные музыкальные инструменты и многое другое; Так же немаловажную роль в развитии науки сыграл Микеланджело Буонаротти (1475 - 1564, рис. 8) – выдающийся итальянский скульптор, архитектор, художник, мыслитель, поэт, одна из ярчайших фигур эпохи Возрождения, чье многогранное творчество повлияло на искусство не только данного исторического периода, но и на развитие всей мировой культуры; Третьим, великим живописцем и архитектором был Рафаэль Санти (1483 – 1520, рис. 9). [4]

 

  1. Период зарождения новой  науки. Этот период известен как эпоха  Ньютона (рис. 10) и Галилея (рис. 11), завершившийся  созданием механики, как первой естественнонаучной теории. Исаак Ньютон (1642 – 1727) - ученый с мировым именем. Он был механиком, физиком, астрономом, математиком; ему принадлежит заслуга формулировки главных законов классической механики, открытия законов всемирного тяготения, объяснения механизма движения небесных тел, и другие заслуги, изменившие понятие о науке того времени. Галилео Галилей, не менее выдающийся ученый, автор астрономических открытий, основатель экспериментальной физики, создатель основ классической механики, одаренный литературный человек, оказал огромное влияние на науку своего времени. [2] Среди других деятелей науки этого периода выдающийся вклад в научную революцию внесли также Браге, Кеплер, Гоббс, Бойль, Гук, Лейбниц, Паскаль и другие ученые. [13]

 

  1. Эпоха Просвещения связана  с развитием научной, философской  и общественной мысли. В этот период огромный вклад в науку внес русский  ученый мирового значения - Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765, рис. 12). Его творчество заложило основы современной русской  литературы и русского языка, так  же он внес большой вклад в развитие науки и экономики. Он обогатил открытиями многие отрасли знаний, которые намного опережали свое время и были по достоинству оценены при жизни ученого лишь немногими. В частности, им было открыто наличие атмосферы на Венере, изобретены некоторые оптические приборы, описано строение Земли, разъяснено происхождение целого ряда минералов, полезных ископаемых, сформулирован принцип сохранения движения и материи, выдвинуто учение о свете и многое другое. Данная эпоха характеризуется открытиями и других ученых, таких как Адам Смит, Вольтер, Бенджамин Франклер и другими. [11]

Информация о работе Развитие науки. Понятие научной революции