Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 16:08, дипломная работа
Целью работы является анализ и систематизация информации о жизни и научной деятельности В.В. Докучаева.
Для достижения поставленной цели автором делается попытка решить следующие задачи:
– дать описание жизненного и исследовательского пути Докучаева В.В.;
– раскрыть основные научные идеи в трудах ученого;
– проанализировать отзывы об ученом;
– определить последователей идей Докучаева В.В.
Введение………………………………………………………………….3
1 Краткая биография Василия Васильевича Докучаева…………5
2 Основные труды и идеи ученого ……………………………….11
3 Развитие идей Докучаева В.В. на современном этапе…………18
Заключение……………………………………………………………….22
Список использованных источников…………………………………..24
Таким образом, научная и экспедиционная деятельность Докучаева и его учеников расширяла и углубляла знания о природе ландшафтных зон России и географической оболочки Земли в целом. Его труды служили основой для создания новой естественно-исторической науки (общей физической географии), содержанием которой Докучаев считал «учение о тех многосложных и многообразных соотношениях и взаимодействиях, а равно и о законах, управляющих вековыми изменениями их, которые существуют между так называемой живой и мертвой природой, между а) поверхностными горными породами, б) пластикой земли, в) почвами, г) наземными и грунтовыми водами, д) климатом страны, е) растительными и ж) животными организмами (в том числе и даже главным образом низшими) и человеком, гордым венцом творения». В основе этой науки лежат, по его мнению, те же методы исследования, что и в генетическом почвоведении, которое должно составлять главное центральное ядро ее.
Доказательством цельности географической оболочки Земли является установленный Докучаевым закон географической зональности. Природные, естественноисторические зоны Докучаев называет также физико-географическими зонами. Он поставил перед учеными будущего глубоко научную задачу – установить, «всегда ли физико-географические зоны придерживались главным образом широт или же, при ином распределении материков, морей и пр., располагались существенно иначе».
Докучаев различал пять основных физико-географических зон: бореальную (тундру), лесную, или таежную, черноземную, зону сухих безводных субтропических областей и латеритную, или красноземную, зону тропических стран. Прослеживая главные зоны или пояса на территории Европейской России, он расширил и углубил понимание районных различий между отдельными типами местности внутри соответствующих зон. Докучаев выделял в Европейской России семь главных физико-географических районов: Северный; Средний лесостепной; Черноземный; Южный, полынно-ковыльный; Юго-восточный; Степное плато Крымского полуострова; Северные склоны Кавказа.
Научные географические идеи В. В. Докучаева заложили основы физической географии и наметили перспективы ее развития. Его ученики и последователи (Л. С. Берг, Г. И. Танфильев, А. Н. Краснов и др.) развивали дальше его идеи.
Давая практические
советы по развитию степного сельского
хозяйства, Докучаев понимал, что предложенные
им мероприятия не могут претвориться
в жизнь без участия
Вклад В.В. Докучаева в российское почвоведение трудно переоценить: в своих трудах он предвосхитил потребность будущих поколений в реперах – исходных точках отсчета для изучения глобальных изменений в окружающей среде; привел данные и прописи химических анализов образцов почв, что дает возможность в наше время проводить уникальный мониторинг.
К сожалению,
долгое время его наследие оставалось
незаслуженно забытым. Между тем, схема
оздоровления важнейшей отрасли
сельскохозяйственного
Докучаев ученый внес огромный вклад в естествознание. Он явился основателем новой науки – генетического почвоведения. Им было сделано множество открытий: почвы - естественноисторического тела со своим строением, свойствами и закономерностями развития – отдельного царства природы; основного закона естествознания – закона всеобщей функциональной связи в природе; законов широтной и вертикальной природной и почвенной зональности; законов почвоведения; зональности сельскохозяйственных царств. Его разработки: новой парадигмы естествознания: методов оценки земель; основ почвенной картографии; теории экологического подхода при исследовании природы; системы устойчивого земледелия в степной зоне; основ музейного дела в естествознании.
Таким образом, необходимо отметить, что одна из величайших заслуг великого русского ученого Докучаева В.В. – это создание огромной школы в почвоведении и во многих смежных с ним науках. Великий ученый не только оставил после себя более 25 научных работ, но и воспитал знаменитых последователей своего дела: Николая Михайловича Сибирцева, Константина Дмитриевича Глинку, Владимира Ивановича Вернадского, Франца Юльевича Левинсон-Лессинга. Памяти Докучаева посвящено более 100 публикаций.
В работе дано подробное описание жизненного и исследовательского пути Докучаева В.В.; раскрыты достижения, описанные в трудах Докучаева; проанализированы отзывы о Докучаеве ученом; определены последователи идей Докучаева В.В.
3 Развитие идей Докучаева В.В. на современном этапе
Докучаев не только создал почвоведение как совершенно новую науку, но и воспитал сплоченную школу почвоведов, которая не распалась после его смерти, а наоборот процветала. Докучаев начал создавать школу русских почвоведов уже со времени нижегородской экспедиции. Он понимал, что без школы, без последователей и учеников, новая наука не сможет развиваться.
Докучаевская школа объединяет множество исследователей, которые никогда не видели и не слышали великого творца почвоведения.
Его идеи стали распространяться за границами России. Этому, в числе прочего, способствовало участие Докучаева и его учеников в работе Всемирных выставок 1889 (Париж), 1893 (Чикаго), 1900 (Париж) гг., на которых выставлялись коллекции почв с сопроводительным материалом. На выставке в Чикаго продавался английский перевод книги «Наши степи прежде и теперь», почвенная экспозиция привлекла внимание М. Уитнея, на парижской выставке 1900 г. русский отдел почвоведения за достижения докучаевской школы (в частности, почвенные карты и коллекции) получил гран-при[5].
В1886 г. Э. Брюкнер в статье о чернозёме анализировал концепцию Докучаева и назвал её «новым словом в науке». Взгляды Докучаева на рубеже веков принял Э. Раманн, однако полностью от агрогеологических воззрений не отошёл. Наиболее активное распространение генетического почвоведения началось после агрогеологических конференций 1909 (Будапешт) и 1910 (Стокгольм) гг., агропедологической конференции 1922 г. в Праге и, в особенности, международных конгрессов почвоведов в Вашингтоне (1927) и Ленинграде (1930). В России некоторое ослабление позиций докучаевской школы наметилось в 1910-е гг. (работы Б. Б. Полынова), но после интенсивных дискуссий среди почвоведов докучаевские взгляды возобладали[4].
Но были у Докучаева и выращенные
им ученики – почвоведы и исследователи
в других областях знания, непосредственно
испытавшие влияние Докучаева, прошедшие
суровую научную, а отчасти и жизненную
школу.
Среди этих учеников на первое место следует
поставить Николая Михайловича Сибирцева.
Подобно Докучаеву, Сибирцев умел смотреть
далеко вперед, был способен на большие
обобщения. Сибирцев и Докучаев тесно
были связаны в своей научной работе. Сибирцев
помогал своему учителю при исследовании
почв Нижегородской и Полтавской губерний;
целые уезды двух губерний были исследованы
и описаны Сибирцевым. Когда Докучаеву
удалось организовать «особую экспедицию»
Лесного департамента, его первым и главным
помощником в этом деле был Сибирцев.Создав
в Ново-Александрийском институте первую
в мире кафедру почвоведения, Докучаев
поручил чтение нового курса Сибирцеву [3,
с. 91].
После смерти Докучаева К.Д. Глинка стал продолжателем его дела; сначала он много и успешно работал над исследованием одного из важнейших теоретических вопросов почвоведения – он стремился познать сущность процессов выветривания. С 1908 г. по 1914 г. Глинка руководил составившими эпоху в истории почвоведения крупнейшими почвенными экспедициями по исследованию Азиатской России. В 1912 г. Глинка с группой своих друзей претворил в жизнь еще одну мечту Докучаева – создал Почвенный комитет имени Докучаева. Глинка стал председателем этого комитета и летом того же года самостоятельно организовал при комитете специальный музей азиатских почв. В годы советской власти деятельность Глинки и его сотрудников (молодых и старых докучаевцев) получила всеобщее признание и широкое применение. К. Д. Глинка был первым почвоведом, избранным Академией наук по кафедре почвоведения действительным членом Академии наук.
У Докучаева не было учеников заурядных, посредственных. Все его ученики были людьми замечательных научных талантов, с огромным кругозором и большими планами. Таковы были Г. Н. Высоцкий, П. А. Земятченский и многие другие. Среди учеников Докучаева совершенно особое место занимает академик Василий Робертович Вильямс[6, с. 114].
Один из любимых учеников Докучаева – Владимир Иванович Вернадский. Он тоже начал свою научную деятельность с участия в полтавской экспедиции. В 1904 г. Вернадский поместил в журнале «Научное слово» большую статью под скромным заголовком: «Страница из истории почвоведения». Это была подлинно научная, глубоко теоретическая статья о Докучаеве и его роли в создании почвоведения. В дальнейшем ученый-почвовед занялся рядом научных проблем и естественнонаучными дисциплинами. Работы Вернадского непосредственно развивали идеи Докучаева, – учитель имел бы все основания гордиться своим учеником. Обширная переписка между Вернадским и Докучаевым показывает, что Вернадский, занимаясь рядом важных научных проблем, постоянно советовался с Докучаевым, подробно делился своими научными планами, успехами и сомнениями[9].
Другой ученик Докучаева – впоследствии тоже академик – Франц Юльевич Левинсон-Лессинг, получивший «боевое крещение» в нижегородской экспедиции, был первым почвоведом, побывавшим в казахской степи и описавшим ее почвы. Впоследствии он стал крупнейшим ученым-петрографом, то есть знатоком горных пород. Но до конца дней Левинсон-Лессинг продолжал интересоваться почвоведением и некоторое время был директором Почвенного института Академии наук. Стиль и направление работы Левинсон-Лессинга были подлинно докучаевские. Левинсон-Лессинг так охарактеризовал значение Докучаева: «Необыкновенная работоспособность и настойчивость в достижении намеченной цели, вера в себя и в свое дело, умение заинтересовать и заставить работать – кто сам много работает, имеет право и от сотрудников требовать большой работы, – наконец, товарищеская простота отношений со своими учениками и сотрудниками – вот те основные черты характера Василия Васильевича, благодаря которым он сам много сделал, сумел привлечь так много сотрудников и мог создать большую школу русских почвоведов, обнимающую и непосредственных учеников Василия Васильевича, и учеников его учеников, и более отдаленных или сторонних его последователей»[3, с. 122].
Много других ученых – не почвоведов и не геологов – испытало огромное влияние Докучаева и его идей. Среди этих ученых – ботаники, географы, лесоводы, агрономы. Известный лесовод Г. Ф. Морозов, создатель русского научного лесоведения, сказал проникновенные слова о роли, которую в его жизни сыграл Докучаев: «В моей жизни учение Докучаева сыграло решающую роль и внесло в мою деятельность такую радость, такой свет и дало такое нравственное удовлетворение, что я и не представляю свою жизнь без основ докучаевской школы в воззрениях ее на природу»[8, с. 20].
География – то ее направление, которое возглавляется академиками Л. С. Бергом и А. А. Григорьевым, – ведет свое начало от Докучаева, его учения о природных зонах и о всеобщих связях между различными элементами живой и мертвой природы.
Создание огромной школы в почвоведении и во многих смежных с ним науках – одна из величайших заслуг великого русского ученого Докучаева[4].
В советской физической географии яркими представителями и последователями Докучаева являлись А. А. Григорьев, И. П. Герасимов, C. В. Калесник и др. – по общей физической географии и учению о географической (ландшафтной) оболочке. Л. С. Берг, Н. А. Солнцев и др. – по учению о географической зональности и ландшафтоведению. Эти направления в современной географии являются основными в комплексе географических наук.
Идеи В. В. Докучаева оказали большое влияние на развитие географии растений (учение о лесе, учение о болотах и др.) и создание учения о биогеоценозах. Эти проблемы нашли воплощение в трудах С. С. Неуструева, М. Ф. Морозова, Г. И. Танфильева, В. Н. Сукачева, Б. Б. Полынова и др. В геохимии и биогеохимии основоположником этих наук становится ученик Докучаева – В. И. Вернадский. Идеи Докучаева пронизывают современную экологическую науку.
В 1897 г. Почвенный департамент США обратился в Министерство земледелия России и лично к Докучаеву с просьбой передать «для официального пользования» печатные работы ученого. Американский почвовед К. Марбут, внедривший русский принцип классификации почв в США, приравнивал значение работ Докучаева в истории почвоведения к значению заслуг Ч. Лайеля в истории геологии и К. Линнея в истории ботаники. Французский геолог Г. А. Добрэ на заседании Агрономического общества в Париже предложил составлять почвенные карты Франции по методу Докучаева. А С. Минье называл исследования Докучаева «монументальными». Э. де Маржери при обзоре Почвенного отдела на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. писал о расцвете русского почвоведения, созданного трудами Докучаева, блестяще отозвался о почвенных картах, и в особенности о «Почвенной карте Европейской России», являющейся синтезом и образцом всех почвенных карт. «Она делает величайшую честь всем, работавшим над ее составлением русским ученым». Высокую оценку русское почвоведение получило и у других зарубежных ученых (Ван де Брёк, Рюто, Э. Ромман, П. Трейц, Джоффе и др.), а докучаевская классификация почв была применена также для составления почвенных карт Англии, Румынии, Болгарии и других.
Имя В. В. Докучаева можно поставить в один ряд с мировыми классиками естествознания – А. Гумбольдтом, Ч. Дарвином и Ч. Лайелем.
Информация о работе Роль научных трудов В.В. Докучаева в Почвоведении