Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 00:06, курсовая работа
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Ускорение темпов научно-технического прогресса характеризуется все усиливающимся антропогенным воздействием на природную среду. При этом неизмеримо возросли практические возможности как положительного, так и негативного влияния человека на природу. Своим потребительским отношением к природе люди уже нанесли ей непоправимый ущерб. Почвенный покров земли, атмосфера и гидросфера загрязняются отходами производства. Началось загрязнение околоземного космического пространства частями разрушающихся космических аппаратов.
Введение…………………………………………………………………. 3
1.Возможности воспитывающего и развивающего
обучения природоведению …………………………………………........6
2.Задачи и содержание курса природоведения………………………….
3.Экскурсия как форма ознакомления школьников с
окружающим миром …………………………………………………... 16
Заключение………….……………...…………………………………….27
Список использованной литературы………………………………….. 30
Учебная деятельность способствует освоению теории и практики взаимодействия общества и природы, игровые ситуации формируют опыт принятия экологически целесообразных решений и, развивают понимание психологии отношения к природе людей разных профессий. Труд реально закрепляет интеллектуальный и эмоциональный аспекты отношения к природе. Школа и внешкольные учреждения должны придавать высокую общественную значимость экологизации всех видов труда учащихся.
Общественно полезная деятельность, организованная с опорой на межпредметные связи, разнообразна. Она может включать оценку состояния ландшафта и экосистем родного края, уход за природной средой (инвентаризацию охраняемых природно-территориальных комплексов, экосистем и отдельных видов, а также памятников природы), поддержание оптимального состояния природной среды (защита от эрозии, лесовосстановление, биотехнология, очистка территорий), пропаганду экологических знаний, норм и правил отношения к природной среде и природным ресурсам, техническое творчество в области экологизации природопользования.
Практический вклад школьника в улучшение окружающей среды, наряду с осознанностью, глубиной и прочностью знаний о взаимодействии общества и природы, является показателем эффективности экологического образования и воспитания.
Формирование экологического сознания школьников способствует выполнению важнейших требований реформы школы: укреплению связи школы с жизнью, соединению обучения с производительным трудом, повышению качества учебно-воспитательного процесса, направленного на всестороннее развитие личности. Проблемы экологии благодатны для использования активных методов и приемов в обучении: семинаров, дискуссий, диспутов, ситуативных игр, экологических задач и т.п. Все это усиливает развивающую и воспитывающую функции обучения, активизирует самостоятельную деятельность учащихся, способствует формированию теоретических и практических умений и навыков школьников.
Целенаправленное и успешное решение воспитательно-образовательных задач в процессе знакомства детей с природой зависит не только от содержания усваиваемых ими знаний. Немалую роль играет правильное сочетание форм и методов работы с детьми.
Список использованной литературы.
1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения: Пособие для учителя нач. шк. – М.: Просвещение, 1988.
2. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению / Сост. Л.Ф. Мельчаков. – М., 1981.
3. Герд А. Я. Избранные педагогические труды. – М., 1953.
4. Герцен А.И. Собрание сочинений. Т.3. – М., 1972.
5. Гирусов Э. В. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы. //Философские проблемы глобальной экологии. – М.,1983.
6. Горощенко В. П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения. – М.: Просвещение, 1984.
7. Григорьянц А.Г., Малкина Л.Г. Ознакомление с окружающим миром. Книга для учителя. – Ташкент, 1987.
8. Клепинина 3.А., Чистова Л.П. Дневник наблюдений за природой и трудовой деятельностью человека. – М., 1988.
9. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. – М.: Агар, 1996.
10. Минаева В.М. Внеклассная работа по природоведению в начальных классах. – Мн.: Нар. асвета,1980.
11. Погорелова Н.А. Формирование
познавательных интересов
12. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям // Избранные педагогические сочинения. T.1. – М., 1979.
13. Ушинский К.Д. Избранные сочинения. – М., 1968.
14. Формирование личности: Проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьников /Под ред. Г. Н. Филонова. – М., 1983.
15. Экологическое и эстетическое воспитание школьников /Под ред. Л. П. Печко. – М., 1984.
16. Ягодовский К.П. Вопросы общей методики естествознания. 2-е изд., дополн. – М., 1954.
[1] Герцен А.И. Собрание сочинений. Т.3. – М., 1972. С. 236.
1 Ушинский К.Д. Избранные сочинения. – М., 1968. С. 207
[2] Погорелова Н.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе изучения природоведения во втором классе. – Свердловск: СПИ, 1983. С.16.
Информация о работе Роль экскурсий в природу в экологическом воспитании младших школьников