Современная естественно-научная картина мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 00:51, реферат

Краткое описание

Термин «естествознание» - означает «естество» (природа) и знание о нем. Иногда используют менее употребительное словосочетание «природоведение», которое происходит от общеславянского слова «веды» или «веда» - знание. Мы и до сих пор иногда говорим «ведать» в смысле знать. Однако в настоящее время под естествознанием, тем более современным, понимается прежде всего точное естествознание, отражающее сформулированные в математическом виде общие закономерности природы, всех процессов, происходящих в микро- и макромире. А природоведение, подобное обществоведению, науковедению или природообустройству, обычно ассоциируется с аморфными представлениями о предмете своего, частного «ведения».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
Современная естественно-научная картина мира……………………...6
Классификация механик………………………………………………….8
Современная физическая картина мира……………………………….11
Заключение……………………………………………………………….16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………

Вложенные файлы: 1 файл

медер реферат.docx

— 30.54 Кб (Скачать файл)

Например:

- прибыль после слияния двух  компаний может превосходить  сумму прибылей этих компаний  до объединения.

- целое больше простой суммы  своих частей (Аристотель).применим  к объяснению самых разнообразных  явлений в мире. Выяснилось, что  нелинейность присуща не только  чисто физическим процессам, но  и большинству других -- биологических, психологических, социальных, экологических, демографических, политических, экономических  и др. Поэтому в синергетической  картине мира с единых позиций  можно объяснить большинство  глобальных процессов, используя  нелинейность связей в различных  моделях и системах. Использование  методов и понятий синергетики  позволяет прогнозировать эволюцию  систем различной природы через  процессы самоорганизации материи. Понятия бифуркаций Бифуркамция -- термин происходит от лат. bifurcus -- «раздвоенный» и употребляется  в широком смысле для обозначения  всевозможных качественных перестроек  или метаморфоз различных объектов  при изменении параметров, от  которых они зависят. (Пример. Бифуркация рек -- разделение русла реки и её долины на две ветви.), возникновения новых упорядоченных структур из хаоса и возможность управления процессами через малые управляющие параметры дают возможность более адекватно рассматривать природу самых разнообразных явлений, а в социально-экономических проблемах принимать правильные решения. Новые структуры возникают в точках бифуркации, когда еще не ясно, куда будет двигаться система, но тенденцию можно спрогнозировать или проанализировать выбором решений и путей развития. Само научное знание развивается так же, как открытая система, -- по законам самоорганизации. Постнеклассическое естествознание рассматривает мир как процесс, и в синергетической картине он представляется глобальной иерархической самоорганизующейся системой.

Окружающий человека мир, безграничный в пространстве и времени, дает грандиозную картину мироздания, в которой все связано со всем. Жизнь природы, Земли, Вселенной, физическая и духовная жизнь человека, жизнь и эволюция общества -- все подчинено единым фундаментальным законам природы. Человек всегда пытался определить эту глобальную взаимосвязь всего со всеми разными способами и понять свое место, роль и предназначение в мире. Развитие науки, и прежде всего физики как способа познания, позволило построить некие модели -- системы понимания и описания картины мира на основе существующего знания. На разных этапах развития человечества были построены механическая, электромагнитная, квантово-механическая, и энергетическая картины мира. Это отражает лишь бесконечный процесс познания, приближения к единой эволюционной картине мира и обусловливает принципиальную незавершенность научной картины мира. Современная наука пытается переосмыслить познанное, преодолевая необъясненные парадоксы и стереотипы мышления, создавая новую мировоззренческую парадигму.

В свое время механический взгляд, создавший рациональный метод объяснения мира, позволил объяснить и предсказать его развитие, но отделил человека и Бога от существующего мира.

Лапласовский детерминизм тем самым выделил естественные науки из общего политического понимания всего сущего. Физика отделилась от гуманитарного знания, последующее проникновение в природу вещей на основе естественных наук на самом деле позволило лишь увидеть глубину, сложность и непознанность мира, хотя это, конечно, не означает прекращения попыток познать его.

Оказалось, что на фундаментальном уровне природа едина, все грани в ней весьма условны и только лишь отражают последовательное приближение коллективного разума человечества к познанию мира. Об этом писал Н.Н.Моисеев Никимта Николамевич Моисемев (23 августа 1917, Москва -- 29 февраля 2000, там же) -- видный советский и российский учёный в области общей механики и прикладной математики, академик Академии наук СССР (впоследствии РАН): «Очень многое не ясно и скрыто от нашего взора. Тем не менее, сейчас перед нами развертывается грандиозная гипотетическая картина процесса самоорганизации материи от Большого Взрыва до настоящего времени, когда материя познает себя, когда ей присущ Разум, способный обеспечить ее целенаправленное развитие». Единство всего сущего и его различных проявлений должно обусловливать и сближение, взаимопроникновение естественнонаучного и гуманитарного подходов к познанию мира. При этом меняется также и роль исследователя в этом процессе познания: он сам становится неотъемлемой частью создаваемой им картины мира, которая вследствие этого перестает быть только естественнонаучной. Поэтому возрастают роль нелогической компоненты мышления в познании, влияние интуитивных, близких художественному творчеству приемов в познании Истины. Правильнее считать, что современная картина мира должна строиться на базе парадигмы естественной и гуманитарной культур, целостного, непредвзятого взгляда на мир. Поэтому наука есть основа взаимопонимания, искусство -- основа мировосприятия, а их сумма-основа гармонического восприятия всего мира, человеческого мироощущения. В представления современной естественнонаучной картины мира органично вписываются также идеи В. Вернадского. Владимир Иванович Вернадский (28 февраля (12 марта) 1863, Санкт-Петербург -- 6 января 1945, Москва) -- выдающийся русский и советский учёный XX века, естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель; создатель многих научных школ. Один из представителей русского космизма. о ноосфере как симбиозе человечества и остальной природы, обеспечивающей их соэволюцию, взаимодействие и способ существования.

 

Заключение

Можно надеяться, что новый целостный взгляд на мир, общество, жизнь в рамках современной концепции естествознания позволит человечеству в XXI в. разумно решать глобальные проблемы демографического, экологического, политического и социально-экономического характера. Не забывая при этом предостережение С.Хокинга Стивен Уильям Хокинг (англ. Stephen William Hawking, род. 8 января 1942, Оксфорд, Великобритания) -- один из наиболее влиятельных в научном смысле и известных широкой общественности физиков-теоретиков нашего времени.: «Предположение, что законы физики, открытые и изученные в лаборатории, будут справедливы в других точках пространственно-временного континуума, безусловно, очень смелая экстраполяция». И все же согласимся с А.Эйнштейном, что «самое удивительное в природе это то, что мы можем ее понять». И «наша первейшая задача -- научиться слушать природу, чтобы понять ее язык. (И. Тамм Игорь Евгеньевич Тамм (1895--1971) -- русский советский физик, лауреат Нобелевской премии по физике (совместно с П. А. Черенковым и И. М. Франком, 1958).), а то, что мы видим, зависит от того, куда мы смотрим» (Е. Лец Станимслав Емжи Лец (польск. Stanislaw Jerzy Lec, 6 марта 1909, Львов, Австро-Венгрия -- 7 мая 1966, Варшава, Польша) -- выдающийся польский сатирик, поэт, афорист XX века.).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горбачев, В.В. Концепции современного  естествознания: учеб. пособие / В.В. Горбачев. - М.: ОНИКС 21век, 2010. - 672 с.

2. Найдыш, В.М. Концепции современного  естествознания / В.М. Найдышев. - М.: Гардарики, 2009.

3. Энциклопедия «Современное естествознание» в 1 т. 2012, т. 2, 2013.

4. Каница, С.П. Синергетика и прогнозы  будущего / С.П. Каница, С.П. Курдюмов, Г.Г. Маленький. - М.: Наука, 2007.

5. Кузнецов, В.И. Естествознание / В.И. Кузнецов, Г.М. Идлис, В.Н. Гутина. - М.: Агар, 2008.

6. Российский Государственный Социальный  Университет

7. http://www.alleng.ru/edu/natur2.htm

 

 

 


Информация о работе Современная естественно-научная картина мира