Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 09:38, доклад
К современному естествознанию относятся теоретические концепции, сформировавшиеся на протяжении XX в. в рамках различных научных дисциплин. Важнейшими естественными науками являются физика, изучающая законы функционирования неорганической формы материи на макро– и микроуровне; астрофизика, предметом которой являются свойства и эволюция локальных астрономических объектов; космология, моделирующая эволюцию Вселенной в целом (мегауровень); биология, изучающая процессы развития и функционирования различных систем в живой природе; антропология, рассматривающая основные закономерности антропогенеза. Современная наука характеризуется осознанием целостности своих объектов и взаимосвязанности законов их существования.
Тема 3. СОВРЕМЕННЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ
3.1. Общие принципы неклассической физики
К современному естествознанию
относятся теоретические
Физика по-прежнему остается
одной из ведущих дисциплин в
естествознании. Современная физическая
картина мира представляет собой
систему фундаментальных знаний
о закономерностях
Во-первых, так же как и
классическая физика, она признает
объективное существование
Во-вторых, современная наука
утверждает существование трех качественно
различающихся структурных
В-третьих, неклассическая физика утверждает зависимость описания поведения физических объектов от условий наблюдения, т. е. от познающего эти процессы человека (принцип дополнительности – 3.3).
В-четвертых, современная физика признает существование ограничений на описание состояния объекта (принцип неопределенности – 3.3).
В-пятых, релятивистская физика
отказывается от моделей и принципов
механистического детерминизма, сформулированных
в классической философии и предполагавших
возможность описания мира в любой
момент времени, опираясь на знание начальных
условий. Процессы в микромире описываются
статистическими
При всех различиях современная физика, так же как и классическая механика, изучает законы существования природы. Закон понимается как объективная, необходимая, всеобщая повторяющаяся и существенная связь между явлениями и событиями. Любой закон имеет ограниченную сферу действия. Например, распространение законов механики, оправдывающих себя в пределах макромира, на уровень квантовых взаимодействий недопустимо. Процессы, происходящие в микромире, подчиняются другим законам. Проявление закона зависит также от конкретных условий, в которых он реализуется, изменение условий может усилить или, напротив, ослабить действие закона. Действие одного закона корректируется и видоизменяется другими законами.
Динамические закономерности ха
Проблема ограниченности механистического детерминизма особенно четко обозначилась в связи с открытиями в квантовой физике. Закономерности взаимодействий в микромире оказалось невозможно объяснить с точки зрения принципов механистического детерминизма (3.3, 3.4). Новые открытия в физике сначала привели к отказу от детерминизма, однако позже способствовали формированию нового содержания этого принципа. Механистический детерминизм перестал ассоциироваться с детерминизмом вообще. Как писал физик М. Борн, утверждение, что новейшая физика отбросила причинность, целиком необоснованно. Действительно, новая физика отбросила или видоизменила многие традиционные идеи; но она перестала бы быть наукой, если бы прекратила поиски причин явлений. Причинность, таким образом, не изгоняется из постклассической науки, однако представления о ней меняются. Следствием этого становятся трансформация принципа детерминизма и введение понятия статистических закономерностей.
Статистические закономерности
3.2. Современные представления о
материи, пространстве и
На рубеже XIX–XX вв. в физике произошел кризис, который был связан с невозможностью объяснить новые эмпирические данные с помощью законов и принципов, сформулированных в рамках механистической парадигмы (1.8, 2.1, 2.3). Кризис и последовавшая за ним научная революция (1.4) способствовали тому, что на смену классической физике, построенной на принципах механики И. Ньютона, пришла новая фундаментальная теория – специальная теория относительности А. Эйнштейна. Теория относительности возникла на границе между механикой И. Ньютона и электромагнитной теорией Дж. Максвелла (2.3) как результат попыток устранить логические противоречия, существовавшие между этими двумя концепциями.
Специальная теория относительности распространила принципы относительности, сформулированные еще Г. Галилеем для механических систем (2.3), на электромагнитные взаимодействия. Ряд опытов, проведенных физиками в конце XIX в., показал, что скорость света остается неизменной во всех системах координат, независимо от того движется излучающий свет источник или нет. Однако эти выводы противоречили принципу относительности Г. Галилея.
В конце XIX в. господствовало представление, что мировое пространство заполнено особым эфиром, в котором распространяются световые волны. Для того чтобы обнаружить движение Земли относительно эфира, американский физик А. Майкельсон в 1887 г. решил измерить время прохождения светового луча по горизонтальному и вертикальному направлениям относительно Земли. Согласно гипотезе светоносного эфира время прохождения света по этим направлениям должно различаться. Однако результат эксперимента показал неизменность скорости света в обоих направлениях. Такой вывод противоречил классическим представлениям о том, что координаты и скорости должны преобразовываться при переходе от одной инерциальной системы к другой. Скорость света оказалась не зависящей от движения Земли.
Для объяснения результатов эксперимента А. Майкель-сона X. Лоренц вывел уравнения, позволяющие вычислить сокращение движущихся тел и промежутков времени между событиями, которые происходят в зависимости от скорости движения объектов. Преобразования X. Лоренца предполагали реальное сокращение тел и промежутков времени.
В 1905 г. А. Эйнштейн опубликовал работу «К электродинамике движущихся тел», в которой объяснил результаты опытов А. Майкельсона и изложил основные положения специальной теории относительности. А. Эйнштейн распространил принцип относительности на все системы и сформулировал его иначе, чем Г. Галилей: любой процесс протекает одинаково в изолированной материальной системе, находящейся в состоянии прямолинейного и равномерного движения, т. е. все инерциальные системы отсчета равноправны между собой. Таким образом было преодолено представление об эталонной абсолютной системе отсчета, которую связывали с эфиром, все системы отсчета были признаны равнозначными, не имеющими никаких преимуществ друг перед другом, а принцип относительности приобрел всеобщий, универсальный характер.
Следствием такого понимания
принципа относительности стало
введение в физику понятия инвариантности. Инвари
А. Эйнштейн сформулировал также принцип инвариантности скорости света, который гласит: скорость света в вакууме не зависит от скорости движения источника света или наблюдателя и одинакова во всех инерциальных системах отсчета. Скорость света является предельной скоростью распространения материальных взаимодействий и равна 300 000 км/с.
А. Эйнштейн пришел к выводу,
что противоречия в основах классической
механики вытекают из неверного, не соответствующего
физическому опыту
Классические представления о пространстве и времени сформулированы в рамкахсубстанциональной концепции, которая окончательно сформировалась в Новое время. Ее основой стали онтологические представления философов XVII в. и теория И. Ньютона. Пространство в механике И. Ньютона – это пустое вместилище для вещества. Оно однородно, неподвижно и трехмерно. Время есть совокупность равномерных моментов, следующих один за другим в направлении от прошлого к будущему. В субстанциональной концепции пространство и время рассматриваются как объективные самостоятельные сущности, не зависящие друг от друга и от характера протекающих в них материальных процессов.
Субстанциональная концепция пространства и времени адекватно вписывалась в механистическую картину мира, предлагаемую классической философией, и соответствовала уровню развития науки XVII в. (2.3). Но уже в эпоху Нового времени появляются идеи, которые характеризуют пространство и время вразрез с субстанциональными представлениями. Так, Г. Лейбниц считал, что пространство и время – это особые отношения между объектами и процессами и независимо от них не существуют. Пространство – порядок сосуществований тел, а время – порядок последовательностей событий. Г. Лейбниц утверждал, что существует связь вещей (материи) с пространством и временем: «мгновения в отрыве от вещей ничто, и они имеют свое существование в последовательном порядке самих вещей».
Несколько позже Г. Гегель отмечал, что движущаяся материя, пространство и время связаны друг с другом, а с изменением скорости протекания процессов меняются и пространственно-временные характеристики. Г. Гегель, в частности, писал: «Мы не можем обнаружить никакого пространства, которое было бы самостоятельным... оно всегда есть наполненное пространство и нигде не отличается от своего наполнения». Впервые же идеи о пространстве, которые можно характеризовать как реляционные, были высказаны античными философами. Так, Аристотель критиковал Демокрита и отрицал существование пустоты. Пространство, по его мнению, есть система естественных мест, занимаемых материальными объектами.
В законченном виде реляционная концепция пространства и времени сложилась после создания общей и специальной теорий относительности А. Эйнштейна и неевклидовой геометрии Н. Лобачевского.
А. Эйнштейн пришел к выводу
об универсальности и всеобщности
принципа относительности: не только механические,
но и электромагнитные инерциальные
системы равноправны по отношению
друг к другу, а события, одновременные
в одной системе, не будут одновременными
в другой, движущейся относительно
первой. Следствием этого вывода стало
признание относительности
Информация о работе Современные физические представления о мире