Специфика и взаимосвязь естественнонаучных и гуманитарных типов культур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:01, контрольная работа

Краткое описание

Если попытаться, хотя бы в самом общем виде, представить себе историю мысленного овладения миром, то в ней обнаруживаются три линии, образующие единство цивилизационного процесса: действие, знание и понимание. Они не только взаимодействуют - они дополняют, и взаимно инициируют друг друга. Так, в предельно сжатой и упрощенной форме можно определить суть именно человеческого существования - овладение миром в процессе деятельностного, познавательного, осмысленного существования в нем.

Содержание

Введение 2
1. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур 4
2. Роль «наук о природе» и «наук о духе» в развитии культуры 7
3. Необходимость единства естественнонаучной и гуманитарной культур в современном обществе 11
Заключение 13
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КСЕ контр. работа.docx

— 36.35 Кб (Скачать файл)

  Устойчивость - подвижность объекта. Также следует упомянуть и о разнице в степени устойчивости природных и социальных объектов. Изучение первых - дело необычайно благодарное. По сравнению с масштабами человеческой жизни, природные объекты необычайно стабильны. Звезды могут практически не меняться со времен древних греков, также не одна сотня лет пройдет для появления нового вида растений или животных. Постоянство же объектов социальных - иное. Их динамика вполне сопоставима с протяженностью жизни отдельного человека. Среднее и старшее поколения нынешних россиян, например, с некоторым изумлением констатируют, что они живут совсем в другой стране по сравнению с той, в которой прошла их молодость. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Необходимость единства естественнонауной и гуманитарной культур в современном обществе.

     Гуманитарные и естественные  науки, а также формирующиеся на их основе типы культур разделены весьма фундаментально. Однако они характеризуются уникальной взаимодополнительностью. Размежевание естественно-научного и гуманитарного типов культур, хотя и приняло драматические формы, все же не может отменить факта их исходной взаимосвязи и взаимозависимости.

   Введение  постулата неразрывного единства  гуманитарной и естественно-научной культур (и соответствующих типов наук) может быть оправдано несколькими соображениями:

-  и тот, и другой типы культур суть творения разума и рук человеческих. А человек при всей своей обособленности от природы продолжает быть ее неотъемлемой частью.

-  описываемые типы культур и составляющие их сердцевину науки активно формируют мировоззрение людей (каждый свою часть). Мировоззрение человека (общие представления о том, как устроен природный и социальный мир в целом) не может быть разорванным, половинчатым.

- естественно  - научный и гуманитарный типы  культур и наук имеют массу  «пограничных» проблем, предметная  область которых едина для  того и другого. Решение таких проблем заставляет их сотрудничать друг с другом.

-  известно, что общественное разделение  труда повышает его эффективность и порождает взаимозависимость людей.  Разделение  «труда» гуманитарной и естественнонаучной культур  порождает необходимость «обмена продуктами и услугами», а значит, работает в целом на единство, общность человеческой культуры;

- единство  двух рассматриваемых типов культур  проявляется не только в стремлении  к истине, но и в схожести  заблуждений;

- очевидна также и кореляция между радикальными поворотами в судьбах естественнонаучной и гуманитарной культур;

- неклассический  этап развития естественных и  гуманитарных наук выявил и  относительность критериев их  разграничения.

Итак, единство и взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур и соответствующих типов наук реально проявляется в последней четверти XX в. в следующем:

•   в  изучении сложных социоприродных комплексов, включающих в качестве компонентов человека и общество, и формировании для этой цели «симбиотических»  видов наук: экологии, социобиологии, биоэтики и др.;

•   в  осознании необходимости и реальной организации «гуманитарных экспертиз» естественно-научных программ, предусматривающих преобразования объектов, имеющих жизненное значение для человека;

•   в  формировании общей для гуманитарных и естественных наук методологии познания, основанной на идеях эволюции, вероятности и самоорганизации;

•   в  гуманитаризации естественно-научного и технического образования, а также в фундаментации естествознанием образования гуманитарного;

•   в  создании дифференцированной,  но  единой системы ценностей, которая позволила бы человечеству четче определить перспективы своего развития в XXI в.

 В заключение  стоит отметить, что, несмотря на всю неоспоримость тенденции сближения естественно-научной и гуманитарной культур, речь вовсе не идет о полном их слиянии в каком-либо обозримом будущем. Да и нет в том особой нужды. Вполне достаточно разрешения конфликта между ними в духе принципа дополнительности.  

 

 

Заключение.

Итак, философия  и наука довольно сильно взаимосвязаны.  У них есть

много общего, но есть и существенные различия. Поэтому  философию нельзя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность. Философия - отдельная  форма познания, имеющая научные  основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует.

Новому, более  высокому уровню техники и технологии производства должна соответствовать  новая, более высокая ступень  развития человеческого общества в целом и самого Человека в их взаимодействии с Природой. Возникает задача целостного, гармонического развития духовных и материальных сил человека. А путь к ее решению—не в дифференциации, т.е. не в разобщении естественных, технических и гуманитарных знаний, но в их единении, интеграции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Список используемой литературы:

  1. «Концепции современного естествознания» учебник, В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова, Москва , 2002 г. «Издательство ЮНИТИ-ДАНА».
  2. http://www.milogiya2007.ru/konzepziya2.htm
  3. http://www.i-u.ru/demosubject.aspx?id=27
  4. http://lib.socio.msu.ru/
  5. http://nrc.edu.ru/est/pos/vv.html

 


Информация о работе Специфика и взаимосвязь естественнонаучных и гуманитарных типов культур