Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 13:35, курсовая работа
Стремление человека к познанию окружающего мира бесконечно. Одним из средств этого познания является естествознание. Оно активно участвует в формировании мировоззрения каждого человека отдельно и общества в целом. К мировоззрению относится также социальная установка на понимание смысла жизни, жизненных идеалов, целей общества и средств их достижения. Мировоззрение - совокупность определенных знаний, комплекс норм и убеждений, проявляющихся в содержании практической деятельности. Определенный мировоззренческий и методологический подход к пониманию мира и объяснению эмпирических фактов выражает стиль мышления.
Введение
Основная часть
Заключение
Список используемой литературы
Курсовая работа по концепции естествознания
“Становление современного естествознания”
Оглавление
Введение
Основная часть
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Стремление человека к познанию окружающего мира бесконечно. Одним из средств этого познания является естествознание. Оно активно участвует в формировании мировоззрения каждого человека отдельно и общества в целом. К мировоззрению относится также социальная установка на понимание смысла жизни, жизненных идеалов, целей общества и средств их достижения. Мировоззрение - совокупность определенных знаний, комплекс норм и убеждений, проявляющихся в содержании практической деятельности. Определенный мировоззренческий и методологический подход к пониманию мира и объяснению эмпирических фактов выражает стиль мышления. Он включает в себя применяемые методы исследования, некоторую познавательную и социальную установку и может быть консервативным, ортодоксальным, критическим, революционным, конформистским, эклектичным и т.д.
Наука
постоянно наращивает свой объём, непрерывно
усложняется. развитие это оказывается
неравномерным: с « рваным» ритмом,
причудливым переплетением
Современное естествознание затрагивает не только собственно естественно- научные проблемы, но и гуманитарные , потому что в нём рассматриваются научные методы и пути познания человеком природы. Изучение этих путей составляет также предмет философии как науки о мышлении и познании, социологии - как науки о развитии человеческого общества, психологии – как науки о человеческом интеллекте биологии- как науки о живом. Поэтому естествознание является до известной степени основой всякого знания - и естественно- научного, и технического, и гуманитарного. [ 2 ]
Разные исследователи определяют понятие естествознание по-разному: одни ученые говорят, что естествознание - это система наук о природе, а другие - что это единая наука о природе. Это противоречие видимое. Структура естествознания иерархична. Будучи единой системой знания, оно состоит из определенного количества входящих в эту систему наук, которые в свою очередь состоят из еще более дробных отраслей знания. На каждой ступени организации естествознания существует свой более или менее развитый методологический аппарат, который и позволяет считать систему знаний таких ступеней единой. Не следует забывать, что природа едина. Следовательно, множество естественных наук является континуумом, т.е. непрерывной совокупностью. Отдельные естественнонаучные дисциплины организованы по правилам, аналогичным естествознанию в целом. Поэтому и естествознание, и его отдельные отрасли являются некоторой системой взглядов на всю природу и на ее части.
Цель естествознания -раскрыть сущность явлений природы, познать ихзаконы и предсказать на их основе новые явления, а также указать возможные пути использования на практике познанных законов природы.
.
Основная часть
Естествознание – наука о явлениях и законах природы. На современном этапе развития естествознание включает множество отраслей: физику, химию, биологию, биохимию, геохимию, астрономию, генетику, экологию и др.
Построение
современного естествознания исходит
из нескольких принципов: системности,
историчности, эволюционизма, самоорганизации.
1. Принцип системности - или изучение целостного, составленного из упорядоченных определенным образом частей, взаимосвязанных между собой. При этом можно рассматривать как первичные неделимые элементы системы их свойства, поведение и взаимодействие так и систему в целом, ее взаимосвязь с другими системами. Часто на практике исследуемая система сознательно упрощается путем ее замены моделью, учитывающей только самые важные элементы и процессы. По мере развития теории модели усложняются, постепенно приближаясь к реальности.
2. Принцип историчности - состоит в поэтапном развитии естествознания, где новые теории могут быть выделены опираясь на уже некоторые достижения и исторический опыт. Но при этом они не обязательно дублируют их, и даже напротив могут отрицать или корректировать.
3. Принцип эволюционизма - связан с постепенным усложнением и повышением организации живых существ и явлений. Это принцип необратимости, выражающийся в нарушении симметрии между прошлым и будущим.
4. Принцип
самоорганизации - после выхода
из равновесия системы в ней
реализуется механизм
Системный
метод в современном
Принцип минимизации энтропии в живых системах.
Система - целостное, составленное из частей, упорядоченное опр. образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое единство.
Правила выделения системы:
1. Необходимо указать первичные неделимые элементы системы.
2. Определить связи между ними.
3. Установить
условия, благодаря которым
Системный метод в современном естествознании получил широкое распространение. Сегодня выделяют как простые системы, состоящие из небольшого числа переменных, так и сложные включающие в себя большое количество элементов и связей. Последние исследовать труднее, т.к. у них больше свойств которые составляют эффект целостности. Разделение систем на простые и сложные - является фундаментальным в естествознании. Но существуют и др. классификации: в частности системы делят на однородные и разнородные; на открытые (обменивающиеся энергией) и закрытые (обмен в которых исключен). Среди всех видов систем наибольший интерес представляют системы с обратной связью, механизм которой делает их более устойчивыми, надежными и эффективными. Он повышает степень их внутренней организованности и дает возможность говорить о самоорганизации в данных системах.
Также в естествознании важное значение имеет деление подход с точки зрения Равновесных или неравновесных систем.
Первые для перехода в новое состояние требую притока энергии, но когда этот переход осуществлен они в ней больше не нуждаются.
Вторые - требуют постоянного притока энергии, для поддержания собственной сложности, т.к. часть энергии постоянно рассеивается ( все жив. Организмы).
Т.о. мы
подошли к понятию энтропия - это
количественная мера
Признаки живого вещества по Вернадскому.
В.И. Вернадский - один из первых ученых, который увидел и показал геологическую роль живого вещества на планете. Он определил его как совокупность всех живых организмов, включая человека, влияние которого на геохимические процессы отличается от воздействия остальных существ по своей интенсивности, увеличивающейся с ходом времени. Вернадский рассматривал геохимическую работу живого вещества в неразрывной связи животного, растительного царства и культурного человечества как работу единого целого.
Для этого целого он разработал 10 отличительных признаков:
1. Для всего живого характерна большая свободная энергия.
2. Благодаря ферментам все хим.реакции в живом веществе ускоряются. 3.Индивидуальные хим. соединения устойчивы только в живых телах
4. Для живого характерно движение- пассивное (разложение) и активное (собственно передвижение).
5. Живое вещество
обнаруживает огромное
7. Живое - это отдельные дискретные тела (жив. Организмы)
8. Все живое развивается в виде популяций, родов и видов.
9. Для него
характерно наличие смены
10. Характерен
эволюционный процесс с
Поскольку живое вещество является определяющим компонентом биосферы, постольку реально утверждать, что оно может существовать и развиваться только в рамках целостной системы биосферы. Не случайно поэтому В.И.Вернадский считает, что живые организмы являются функцией биосферы и теснейшим образом материально и энергетически с ней связаны, являются огромной геологической силой, ее определяющей. Сегодня подсчитано, что совокупность всех живых организмов имеет массу 24*10 тонн. В качественном отношении живое вещество - выступает как наиболее высокоразвитая часть материи Земли. В вещественном отношении - в него всегда входят высокоупорядоченные макромолекулярные органические соединения . В структурном плане оно имеет клеточное строение. В функциональном отношении для живого вещества - характерно воспроизводство самого себя + наличие обмена веществ и способность к росту.[3]
Происхождение жизни. Теория Опарина - Холдейна.
Существуют разные точки зрения на проблему возникновения жизни на Земле. Например по мнению Вернадского - она появилась одновременно с образованием Земли. Рихтер считал, что жизнь занесена из космоса (концепция панспермии). В настоящее время, широкое признание получила гипотеза, сформулированная русским биохимиком академиком А. И. Опариным и английским ученым Дж. Холдейном. Она исходит из предположения о постепенном возникновении жизни на Земле из неорганических веществ путем длительной абиогенной (небиологической) молекулярной эволюции. Взгляды этих ученых представляют собой обобщение доказательств возникновения жизни на Земле в результате закономерного процесса перехода химической формы движения материи в биологическую (Образование простых органических соединений.) Для обоснования этого они рассматривают условия, существовавшие на планете несколько миллиардов лет назад: На начальных этапах своей истории Земля представляла раскаленную планету. Вследствие вращения при постепенном снижении t атомы тяжелых элементов перемещались к центру, а на поверхности концентрировались атомы легких элементов (водорода, углерода, кислорода, азота). При дальнейшем охлаждении планеты появились химические соединения: метан, углекислый газ, аммиак, цианистый водород, кислород, азот и д.р. Физические и химические свойства воды и углерода позволили именно им выделится и оказатся у колыбели жизни. На этих начальных этапах сложилась и первичная атмосфера, которая носила восстановительный характер, после на ее месте образовалась вторая атмосфера, состоящая из наиболее химически активных газов. Дальнейшее снижение температуры обусловило переход ряда газообразных соединений в жидкое и твердое состояние, т.е. образование земной коры. В результате активной вулканической деятельности из внутренних слоев Земли на поверхность выносилось много раскаленной массы, содержащей углерод. Она попадала в океан и образовывала углеводородные соединения. Так на поверхности накапливались простейшие органические соединения и в конечном итоге под действием синтеза, энергии Солнца они образовали первичный бульон в котором и смогла возникнуть жизнь. Их эксперименты убедительно подтвердили процесс универсальной эволюции, результатом которой и стало возникновение жизни на Земле.
Происхождение жизни. Теория панспермии. Теория вечности жизни.
Существуют несколько гипотез, поразному объясняющих появление жизни на Земле: 1.Креационизм – божественное сотворение живого;
2. Концепция
многократного спонтанного
3. Концепция происхождения жизни в результате процессов, подчиняющихся физическим. и химическим законам;
4. Концепция
стационарного состояния, в
5. Концепция
панспермии – внеземного
Особое место в естествознании отводится двум последним.
Согласно
гипотезе панспермии, жизнь занесена
из космоса либо в виде спор
микроорганизмов, либо путем