Становление современного естествознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 13:35, курсовая работа

Краткое описание

Стремление человека к познанию окружающего мира бесконечно. Одним из средств этого познания является естествознание. Оно активно участвует в формировании мировоззрения каждого человека отдельно и общества в целом. К мировоззрению относится также социальная установка на понимание смысла жизни, жизненных идеалов, целей общества и средств их достижения. Мировоззрение - совокупность определенных знаний, комплекс норм и убеждений, проявляющихся в содержании практической деятельности. Определенный мировоззренческий и методологический подход к пониманию мира и объяснению эмпирических фактов выражает стиль мышления.

Содержание

Введение
Основная часть
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ГОУ ВПО Росздрава.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

 

 

 

Курсовая работа по концепции естествознания

“Становление  современного естествознания”

 

                                                                                  

 

 

 

 

 

                                                                          

   

 

 

 

 

 

                                                                                   

 

 

 

 

Оглавление 
 
Введение 
Основная часть 
Заключение 
Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Стремление  человека к познанию окружающего мира бесконечно. Одним из средств этого познания является естествознание. Оно активно участвует в формировании мировоззрения каждого человека отдельно и общества в целом. К мировоззрению относится также социальная установка на понимание смысла жизни, жизненных идеалов, целей общества и средств их достижения. Мировоззрение - совокупность определенных знаний, комплекс норм и убеждений, проявляющихся в содержании практической деятельности. Определенный мировоззренческий и методологический подход к пониманию мира и объяснению эмпирических фактов выражает стиль мышления. Он включает в себя применяемые методы исследования, некоторую познавательную и социальную установку и может быть консервативным, ортодоксальным, критическим, революционным, конформистским, эклектичным и т.д.

Многие идеи, на которых строится современное  естествознание, были сформулированы достаточно давно, однако их актуальность не вызывает сомнения. Но в то же время  большое внимание уделяется проблемным вопросам естествознания, которые только входят в круг научных интересов ученых и ждут своего решения. Естествознание составляет существенную часть человеческой культуры, и важно понимать  значение естественнонаучной культуры в духовной и материальной жизни общества и каждого человека в отдельности.

Наука постоянно  наращивает свой объём, непрерывно усложняется. развитие это оказывается  неравномерным: с « рваным» ритмом, причудливым переплетением медленного кропотливого накопления новых знаний, с «обвальным» эффектом внедрения  в тело науки «сумасшедших идей», за непостижимо короткое время опрокидывающих складывающиеся веками картины мира. Фактическая история внешне выглядит достаточно дробно и хаотично. Но  наука изменила бы самой себе, если бы в этом «броуновском движении» гипотез, открытий, теорий не попыталась бы отыскать некую упорядоченность, закономерный ход становления и смены идей и концепций.    [ 1 ]

Современное естествознание затрагивает не только собственно естественно- научные проблемы, но и гуманитарные , потому что  в  нём рассматриваются научные методы и пути познания человеком природы. Изучение этих путей составляет также предмет философии как науки о мышлении  и познании, социологии -  как науки о развитии человеческого общества, психологии – как науки о человеческом интеллекте биологии- как науки о живом. Поэтому естествознание  является до известной степени  основой всякого знания -  и естественно- научного, и технического, и гуманитарного. [ 2 ]

 

 

Разные  исследователи определяют понятие естествознание по-разному: одни ученые говорят, что естествознание - это система наук о природе, а другие - что это единая наука о природе. Это противоречие видимое. Структура естествознания иерархична. Будучи единой системой знания, оно состоит из определенного количества входящих в эту систему наук, которые в свою очередь состоят из еще более дробных отраслей знания. На каждой ступени организации естествознания существует свой более или менее развитый методологический аппарат, который и позволяет считать систему знаний таких ступеней единой. Не следует забывать, что природа едина. Следовательно, множество естественных наук является континуумом, т.е. непрерывной совокупностью. Отдельные естественнонаучные дисциплины организованы по правилам, аналогичным естествознанию в целом. Поэтому и естествознание, и его отдельные отрасли являются некоторой системой взглядов на всю природу и на ее части.

Цель  естествознания -раскрыть сущность явлений природы, познать ихзаконы и предсказать на их основе новые явления, а также указать возможные пути использования на практике познанных законов природы.

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная  часть

Естествознание  – наука о явлениях и законах  природы. На современном этапе развития естествознание включает множество  отраслей: физику, химию, биологию, биохимию, геохимию, астрономию, генетику, экологию и др.

Построение  современного естествознания исходит из нескольких принципов: системности, историчности, эволюционизма, самоорганизации.  
 

1. Принцип  системности - или  изучение целостного, составленного из упорядоченных определенным образом частей, взаимосвязанных между собой. При этом можно рассматривать как первичные неделимые элементы системы их свойства, поведение и взаимодействие так и систему в целом, ее взаимосвязь с другими системами. Часто на практике исследуемая система сознательно упрощается путем ее замены моделью, учитывающей только самые важные элементы и процессы. По мере развития теории модели усложняются, постепенно приближаясь к реальности.

2. Принцип  историчности - состоит в поэтапном  развитии естествознания, где новые теории могут быть выделены опираясь на уже некоторые достижения и исторический опыт. Но при этом они не обязательно дублируют их,  и даже напротив могут отрицать или корректировать.

3. Принцип  эволюционизма - связан с постепенным  усложнением и повышением организации живых существ и явлений. Это принцип необратимости, выражающийся в нарушении симметрии между прошлым и будущим.

4. Принцип  самоорганизации - после выхода  из равновесия системы в ней  реализуется механизм самопроизвольного  упорядочивания, и возникновения нового  относительно устойчивого состава. т.е. она самоорганизуется и приобретает способности выдерживать опр. влияния не теряя своих свойств.

Системный метод в современном естествознании.

Принцип минимизации энтропии в живых  системах.

Система - целостное, составленное из частей, упорядоченное  опр. образом множество элементов, взаимосвязанных между собой  и образующих некоторое единство.

 Правила  выделения системы: 

1. Необходимо  указать первичные неделимые  элементы системы.

2. Определить связи между ними.

3. Установить  условия, благодаря которым элементы  образуют целостность, а связи  реализуются. 

Системный метод  в современном естествознании получил  широкое распространение. Сегодня  выделяют как простые системы, состоящие  из небольшого числа переменных, так и сложные включающие в себя большое количество элементов и связей. Последние исследовать труднее, т.к. у них больше свойств которые составляют эффект целостности. Разделение систем на простые и сложные - является фундаментальным в естествознании. Но существуют и др. классификации: в частности системы делят на однородные и разнородные; на открытые (обменивающиеся энергией) и закрытые (обмен в которых исключен). Среди всех видов систем наибольший интерес представляют системы с обратной связью, механизм которой делает их более устойчивыми, надежными и эффективными. Он повышает степень их внутренней организованности и дает возможность говорить о самоорганизации в данных системах.

Также в естествознании важное значение имеет деление подход с точки зрения Равновесных или неравновесных систем.

Первые для  перехода в новое  состояние требую притока энергии, но когда этот переход  осуществлен они в ней больше не нуждаются.

Вторые - требуют  постоянного притока энергии, для  поддержания собственной сложности, т.к. часть энергии постоянно рассеивается ( все жив. Организмы).

 Т.о. мы  подошли к понятию энтропия - это  количественная мера рассеивания  энергии. Очевидно, что в ходе  необратимых процессов (т.е. при  переходе к более вероятным  состояниям) энтропия системы возрастает, а при обратимых переходах - сохраняется. Закон возрастания энтропии носит не строгий, а вероятностный характер. Иногда говорят, что энтропия является мерой беспорядка в системе. Принцип минимизации энтропии - Если допустимо не одинаковое состояние системы, неравновесной и открытой, а целая совокупность, то в конечном итоге реализуется то ее состояние, которое характеризуется минимумом рассеивания энергии, т. е. минимумом роста энтропии. Иначе говоря система выйдя в точке бифуркации из равновесия при наличии множества путей эволюционирует к приоритетному - аттрактору, характеризующемуся минимизацией энтропии[3]

Признаки  живого вещества по Вернадскому.

В.И. Вернадский - один из первых ученых, который увидел и показал геологическую роль живого вещества на планете. Он определил его как совокупность всех живых организмов, включая человека, влияние которого на геохимические процессы отличается от воздействия остальных существ по своей интенсивности, увеличивающейся с ходом времени. Вернадский рассматривал геохимическую работу живого вещества в неразрывной связи животного, растительного царства и культурного человечества как работу единого целого.

Для этого  целого он разработал 10 отличительных  признаков:

1. Для всего  живого характерна большая свободная энергия.

2. Благодаря  ферментам все хим.реакции в живом веществе ускоряются. 3.Индивидуальные хим. соединения устойчивы только в живых телах

4. Для живого  характерно движение- пассивное  (разложение) и активное (собственно  передвижение).

5. Живое вещество  обнаруживает огромное морфологическое  и химическое разнообразие. 6. Живые  вещества биогенные и абиогенные  имеют сущ. Отличие в содержании  изомеров - в них нарушена зеркальная  симметрия.

7. Живое - это  отдельные дискретные тела (жив. Организмы)

8. Все живое  развивается в виде популяций,  родов и видов. 

9. Для него  характерно наличие смены поколений,  генетически связанных между  собой («Все живое из живого»).

10. Характерен  эволюционный процесс с накоплением  полезных св-в. 

Поскольку живое вещество является определяющим компонентом биосферы, постольку реально утверждать, что оно может существовать и развиваться только в рамках целостной системы биосферы. Не случайно поэтому В.И.Вернадский считает, что живые организмы являются функцией биосферы и теснейшим образом материально и энергетически с ней связаны, являются огромной геологической силой, ее определяющей. Сегодня подсчитано, что совокупность всех живых организмов имеет массу 24*10 тонн.  В качественном отношении живое вещество - выступает как наиболее высокоразвитая часть материи Земли. В вещественном отношении - в него всегда входят высокоупорядоченные макромолекулярные органические  соединения . В структурном плане оно имеет клеточное строение. В функциональном отношении для живого вещества - характерно воспроизводство самого себя + наличие обмена веществ и способность к росту.[3]

Происхождение жизни. Теория Опарина - Холдейна.

Существуют  разные точки зрения на проблему возникновения  жизни на Земле. Например по мнению Вернадского - она появилась одновременно с образованием Земли. Рихтер считал, что жизнь занесена из космоса (концепция панспермии). В настоящее время, широкое признание получила гипотеза, сформулированная русским биохимиком академиком А. И. Опариным и английским ученым Дж. Холдейном. Она исходит из предположения о постепенном возникновении жизни на Земле из неорганических веществ путем длительной абиогенной (небиологической) молекулярной эволюции. Взгляды этих ученых представляют собой обобщение доказательств возникновения жизни на Земле в результате закономерного процесса перехода химической формы движения материи в биологическую (Образование простых органических соединений.) Для обоснования этого они рассматривают условия, существовавшие на планете несколько миллиардов лет назад: На начальных этапах своей истории Земля представляла раскаленную планету. Вследствие вращения при постепенном снижении t атомы тяжелых элементов перемещались к центру, а на поверхности концентрировались атомы легких элементов (водорода, углерода, кислорода, азота). При дальнейшем охлаждении планеты появились химические соединения: метан, углекислый газ, аммиак, цианистый водород,  кислород, азот и д.р. Физические  и химические свойства воды и углерода позволили именно им выделится и оказатся у колыбели жизни. На этих начальных этапах сложилась и первичная атмосфера, которая носила восстановительный характер, после на ее месте образовалась вторая атмосфера, состоящая из наиболее химически активных газов. Дальнейшее снижение температуры обусловило переход ряда газообразных соединений в жидкое и твердое состояние, т.е. образование земной коры. В результате активной вулканической деятельности из внутренних слоев Земли на поверхность выносилось много раскаленной массы, содержащей углерод. Она попадала в океан и образовывала углеводородные соединения. Так на поверхности накапливались простейшие органические соединения и в конечном итоге под действием синтеза, энергии Солнца они образовали первичный бульон в котором и смогла возникнуть жизнь. Их эксперименты убедительно подтвердили процесс универсальной  эволюции, результатом которой и стало возникновение жизни на Земле.

 

Происхождение жизни. Теория панспермии. Теория вечности жизни.

Существуют  несколько гипотез, поразному объясняющих  появление жизни на Земле: 1.Креационизм – божественное сотворение живого;

2. Концепция  многократного спонтанного зарождения  жизни из неживого вещества (сторонником  ее был Аристотель, который считал, что живое может возникать  и в результате разложения  почвы);

3. Концепция  происхождения жизни в результате процессов, подчиняющихся физическим. и химическим законам; 

4. Концепция  стационарного состояния, в соответствии  с которой жизнь сущ. вечно; 

5. Концепция  панспермии – внеземного происхождения  жизни. 

Особое место  в естествознании отводится двум последним.

 Согласно  гипотезе панспермии, жизнь занесена  из космоса либо в виде спор  микроорганизмов, либо путем намеренного  «заселения» планеты разумными  пришельцами из других миров.  Прямых свидетельств в пользу  этого нет. Да и сама теория панспермии не предлагает никакого механизма для объяснения первичного возникновения жизни и переносит проблему в другое место Вселенной. Либих считал, что атмосферы небесных тел, а также вращающихся космических туманностей можно рассматривать как вековечные хранилища оживленной формы, как вечные плантации органических зародышей, откуда жизнь рассеивается в виде этих зародышей во Вселенной. В 1865 г. немецкий врач Г. Рихтер выдвинул гипотезу космозоев (космических зачатков), в соответствии с которой жизнь является вечной и зачатки, населяющие мировое пространство, могут переноситься с одной планеты на другую. Его гипотеза была поддержана многими выдающимися учеными. Подобным образом мыслили Кельвин, Гельмгольц и др. в начале нашего века с идеей радиопанспермии выступил Аррениус. Он описывал, как с населенных др. существами планет уходят в мировое пространство частички вещества, пылинки и живые споры микроорганизмов. Они сохраняют свою жизнеспособность, летая в пространстве Вселенной за счет светового давления. Попадая на планету с подходящими условиями для жизни, эти споры начинают на ней новую жизнь. Для обоснования панспермии обычно используют наскальные рисунки, напоминающие живые организмы, или появления НЛО. Сторонники же теории вечности жизни (де Шарден и др.) считают, что на всегда существующей Земле некоторые виды вынуждены были вымереть или резко изменить численность в тех или иных местах планеты из-за изменения внешних условий. Четкой концепции на этом пути не выработано, поскольку в палеонтологической летописи Земли есть некоторые разрывы и неясности. Согласно Шардену, в момент возникновения вселенной Бог слился с материей и дал ей вектор развития. Т.о. мы видим, что эта концепция тесно взаимодействует с креоционизмом.[1]

Информация о работе Становление современного естествознания