Сущность и особенности социального партнерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 20:28, реферат

Краткое описание

В России с конца 1990-х годов сформировалась достаточно стройная
система институтов социального партнерства, предполагающая наличие
трехсторонних комиссий на федеральном и региональном уровнях и
находящая выражение в достигнутых соглашениях

Содержание

Введение 3
1. Сущность социального парнерства 4
1.1 Понятие социального партнерства 4
1.2 Цели, задачи и формы социального партнерства 7
Заключение 11
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность и особенности социального партнерства.docx

— 34.52 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Волжский политехнический институт (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного                                                            учреждения высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный технический университет»

ВПИ (филиал) ВолГТУ

 

Кафедра «Экономика и менеджмент»

Реферат на тему: «Сущность и особенности социального партнерства»

по дисциплине: «Корпоративная социальная ответственность»

Выполнил:

студент гр. ВЭЗ-390

Бардина Е.И.

Проверил:

Жирков.Р.А.

 

 

Волжский, 2014


 

Содержание

Введение

3

1. Сущность социального парнерства

4

1.1 Понятие социального  партнерства

4

1.2 Цели, задачи и формы  социального партнерства

7

Заключение

11

Список использованной литературы

14


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В период реформирования общества, появления многообразных форм собственности и продолжающегося ее передела проблема цивилизованного регулирования отношений в социально-трудовой сфере становится важнейшим направлением социально-экономического развития страны. Это предполагает необходимость обеспечения согласования интересов наемных работников, работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления путем достижения консенсуса, выработки и осуществления единой, согласованной позиции. Реализация этой задачи возможна в рамках нового типа регулирования социально-трудовых отношений - социального партнерства.

В России с конца 1990-х годов сформировалась достаточно стройная система институтов социального партнерства, предполагающая наличие трехсторонних комиссий на федеральном и региональном уровнях и находящая выражение в достигнутых соглашениях.

Начиная с 1992 г. в РФ принят ряд законодательных актов и положений, регламентирующих виды, формы и порядок регулирования социально-трудовых отношений в рамках социального партнерства.

В условиях развивающегося российского федерализма регионы во многом самостоятельно определяют темпы и глубину экономических реформ, модели приватизации, социальную политику, формируют собственную законодательную базу. Необходимо, однако, учитывать, что переход к рыночным отношениям несет в себе черты общероссийских закономерностей и противоречий, а в возникновении и практическом разрешении этих противоречий в субъектах федерации имеется существенная специфика, определяемая экономическими особенностями, общественно-государственным устройством, уровнем правового обеспечения рыночных преобразований и регулирования социально-трудовых отношений, ментальностью общества, национальным колоритом.

1. Сущность социального парнерства

1.1 Понятие социального  партнерства

 

Наиболее эффективным способом разрешения споров и конфликтов интересов, вытекающих из объективных противоречий между работниками и работодателями, является социальное партнерство - путь конструктивного сотрудничества на основе достигнутых договоров и соглашений между работодателями и профсоюзами. Этот принцип положен в основу деятельности Международной организации труда (МОТ), которая на равноправной основе объединяет представителей государства, работодателей и профсоюзы большинства стран мира.

В широком смысле социальное партнерство означает сотрудничество различных социальных слоев и групп для достижения общих целей. По своей сути социальное партнерство отражает компромисс интересов основных субъектов экономических процессов, и выражает общественную необходимость социального мира как одного из главных условий политической стабильности и экономического прогресса.

В узком смысле социальное партнерство - это способ согласования интересов работников и работодателей в целях достижения социального мира с участием государственных структур, представляющих интересы общества. При этом существуют два совершенно противоположных представления.

Первое представление исходит из того, что социальное партнерство есть система взаимоотношений между наемными работниками и работодателями, которая приходит на смену непримиримой классовой борьбе между антагонистическими классами. Сторонники этого направления утверждают, что развитие капитализма привело к ликвидации классовых противоречий и на смену антагонистических противоречий пришли конфликты между организациями, представляющими разные интересы в обществе. Такие конфликты можно разрешить путем переговоров и достижения компромисса. Поэтому социальное партнерство в этом случае рассматривается как один из способов согласования интересов, представленных в обществе.

Второе представление состоит в том, что социальное партнерство есть способ согласования противоположных интересов, метод решения социально-экономических проблем и регулирования конфликтов между классом наемных работников и классом собственников. В этом случае социальное партнерство представляет собой способ смягчения классовых противоречий, условие политической стабильности и социального перемирия в обществе.

Социальное партнерство не должно вести к соглашательству или, напротив, к постоянной конфронтации. Оно должно способствовать выработке таких позиций и договоренностей, которые позволяют удовлетворять интересы сторон в конкретных условиях, достигать компромисса, способного установить социальный мир на предприятии, в организации, на территории, в отрасли и в стране в целом.

В сфере социально-трудовых отношений социальное партнерство рассматривается как система взаимоотношений между работодателями или их представителями, работниками или их представителями, органами государственной власти, местного самоуправления, направленная на согласование интересов по вопросам регулирования трудовых отношений.

Анализ международного опыта позволил сформировать систему социального партнерства в Российской Федерации с учетом специфики страны. В Концепции становления и развития социального партнерства в РФ социальное партнерство в сфере труда определяется как особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночной экономике, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников и работодателей оптимальный баланс и реализацию их основных интересов.

В Трудовом кодексе РФ дается следующее определение: социальное партнерство в сфере труда - это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Объекты социального партнерства - это реальное социально-экономическое положение различных социально-профессиональных групп, слоев, общностей; качество и уровень их жизни с точки зрения социально возможных и социально гарантированных способов получения дохода, распределения общественного богатства в соответствии с мерой и качеством труда, как реально осуществляемого в настоящий момент, так и уже осуществленного в прошлом. Социальное партнерство связано с установлением и воспроизводством социально-допустимой и социально-мотивированной системы социальных неравенств, обусловленных разделением труда, различием места и роли отдельных социальных групп в общественном производстве и воспроизводстве.

К числу субъектов трудовых отношений могут быть отнесены:

1. Со стороны работников:

· профсоюзы, постепенно теряющие свое влияние и не обретшие нового места в системе трудовых отношений;

· общественные организации, возникающие из независимого рабочего движения и не связанные с прежними профсоюзными структурами происхождением и традициями;

· полугосударственные образования, фактически играющие роль социальных отделов администрации различных уровней;

· многофункциональные общественные движения наемных работников рыночно-демократической ориентации (СТК, рабочие советы и т.п.), появившиеся в результате применения СКТ.

2. Со стороны работодателей:

· директора и руководители государственных предприятий, обретающие в процессе коммерциализации, приватизации, акционирования все большую самостоятельность и независимость;

· собственники и управляющие частных предприятий, изначально действовавшие независимо от государственных структур;

· общественно-политические организации хозяйственных руководителей, промышленников и предпринимателей.

3. Со стороны государства:

· общесоциальные и общеполитические органы государственного управления, не вовлеченные непосредственно в производство и прямо не связанные ни с работниками, ни с работодателями, и малоспособные воздействовать на трудовые отношения; хозяйственные министерства и ведомства, уже не несущие непосредственную ответственность за производства, но, тем не менее, располагающие данными о реальном положении дел на предприятиях;

· государственные органы, регулирующие рынок труда на макроуровне.

 

1.2 Цели, задачи и формы  социального партнерства

 

Цели и задачи социального партнерства следует рассматривать в контексте концепции «достойного труда», что означает высокоэффективный труд в хороших производственных, социально-трудовых и безопасных условиях при полной занятости, имеющий достойную оплату и доставляющий каждому работнику удовлетворение, возможность проявить свои способности и мастерство. При таком труде достоинство и права трудящихся защищены, и они активно участвуют в деятельности организации.

Система социального партнерства включает в себя цели, задачи, формы.

Основной целью социального партнерства является разработка, принятие и реализация социально-экономической и трудовой политики, основанной на сбалансированности интересов общества, наемных работников и работодателей.

Основными составляющими этой цели являются:

· формирование механизма коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений;

· обеспечение занятости и социальной зашиты населения, охраны и безопасности труда;

· профессиональное обучение работников;

· сохранение трудового потенциала общества;

· поэтапное повышение доходов работников на основе роста производительности труда;

· повышение эффективности производства.

Важнейшей задачей совершенствования социального партнерства является разграничение различных групп интересов и разработка механизмов их согласования и реализации.

Большое значение имеет реализация обозначенных в Трудовом кодексе РФ основных принципов социального партнерства:

· равноправие сторон, уважение и учет их интересов;

· заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

· содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

· соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

· полномочность представителей сторон;

· контроль выполнения принятых коллективных договоров, соглашений;

· свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

· добровольность принятых на себя обязательств;

· ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений;

Наряду с этими принципами необходимо соблюдать и принцип социальной справедливости. Этот принцип закрепляет, с одной стороны, условия для развития человеческой личности, с другой - наиболее естественную связь между мерой участия в производственном процессе и мерой потребления.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Интересы работников могут представлять различные профсоюзные организации, в том числе и не входящие в структуры общероссийских объединений профсоюзов.

Основной способ осуществления социального партнерства - социальный диалог, в который вступают стороны с целью достижения консенсуса по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Информация о работе Сущность и особенности социального партнерства