Умственные способности человека. Влияние наследственности и среды на их формирование и развитие. Способы диагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 13:37, реферат

Краткое описание

Любые задатки, прежде чем они превратятся в способности, проходят большой путь развития. В процессе их развития можно выделить ряд этапов. Для того, чтобы некоторая способность поднялась на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в виде своеобразного небиологического плана задатка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...….4
Умственные способности (интеллект)………………………………….5
Роль наследственности и среды в развитии человека…………………7
Способы диагностики способностей………………………………......12
Примеры тестов…………………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………..33
Список литературы………………………………………………………….....34

Вложенные файлы: 1 файл

Умственные способности человека. Влияние наследственности и среды на их формирование и развитие. Способы диагностики. .docx

— 615.56 Кб (Скачать файл)

Измеряемый с помощью  ТИП уровневый показатель интеллекта — всего лишь разовый замер, который  не может служить основанием для  категорических выводов. Поскольку  интеллект — интегральное образование, для заключения об уровне его развития необходимо комплексное исследование, основной критерий которого — успешность адаптации испытуемого в практической деятельности. Учитывая, что в данном тесте роль пространственных представлений  минимальна, для решения вопроса  о возможностях испытуемого в  области инженерных, конструкторских, архитектурных специальностей необходимо дополнить исследование методиками, определяющими уровень развития пространственных представлений. 
 

Краткий отборочный тест (КОТ) 
(Тест оценки общих умственных способностей)

(Данный тест рассчитан  на школьников 7-11 кл.)

Тест применяется для  диагностики уровня интеллектуального  развития и структуры интеллекта. Его преимущества по сравнению с  аналогичными методиками — быстрота и удобство проведения и обработки  данных, высокая валидность и надежность. Структура теста позволяет определить не только комплексный показатель общих способностей, но и степень выраженности отдельных аспектов интеллекта, таких, как грамотность, пространственное воображение и математические способности.

Ограничением использования  методики является образовательный  уровень. Нижняя граница для КОТ  — 7-й класс общеобразовательной  школы (13 лет).

Тест КОТ предназначен для определения интегрального  показателя «общие способности» и предусматривает  диагностику следующих сторон интеллекта.

Способности обобщения и анализа материала. При выполнении заданий на пословицы необходимо абстрагироваться от конкретной фразы, переходить в область интерпретаций смыслов и находить в этой области пересечения смыслов, а затем возвращаться к конкретным фразам.

Гибкость  мышления. Если испытуемый неправильно выполняет задания этого типа, то можно предположить, что ассоциации носят хаотических характер.

Инертность  мышления. Переключаемость. Расположение заданий предусматривает способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Чередование различных типов заданий в тесте может затруднять их решение лицам с инертными связями прошлого опыта. Такие лица с трудом меняют избранный способ работы, не склонны менять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой. Их интеллектуальные процессы малоподвижны, темп работы замедлен. Вместе с тем невысоко качество их умственной продукции.

Эмоциональные компоненты мышления. Отвлекаемость. Мышление должно быть активно направлено на объект, задачу. Ряд заданий теста снижает показатель теста у лиц с эмоциональной деструкцией мыслительных процессов (задания 24, 27, 31 и др.).

Скорость  и точность восприятия. Распределение  и концентрация внимания. Часть заданий теста относится к так называемым канцелярским способностям (задания 8–13). Труд высококвалифицированного специалиста, руководителя предполагает работу с массой различных документов, которые необходимо обработать в сжатые сроки, выделить основное содержание, сопоставить цифры и т.д.

Употребление  языка. Грамотность. Часть заданий теста рассчитана на определение умения правильно пользоваться языком, оценку грамотности и элементарных знаний иностранного языка (в пределах алфавита).

Выбор оптимальной стратегии. Ориентировка. Согласно инструкции тест допускает решение задач в любой последовательности. Некоторые испытуемые, которым легче даются либо числовые, либо вербальные задачи, осознавая этот факт, просматривают все задания и решают самые для себя простые, а затем возвращаются к другому типу задач.

Пространственное  воображение. В тесте представлены четыре задания, связанные с операциями в двухмерном пространстве.

Методика КОТ используется при отборе и распределении кадров в промышленности, армии, системе  образования. Она может использоваться в любых ситуациях, связанных  с определением способности к  обучению.

Тест имеет единственный интегральный показатель (ПТ) — число правильно решенных задач. ПТ имеет медианные нормы, которые дают возможность оценки результатов по принципу «верно — не верно». Возможно использование методики индивидуально и в группе. Время заполнения бланка ответов ограничено 15–20 минутами.

 

Инструкция. Вам предлагается тест, который содержит 50 вопросов. На его выполнение дается 15–20 минут. Если какой-то вопрос вызывает у вас трудности, переходите к следующему.

1. Одиннадцатый месяц года — это:

1) октябрь;

2) май;

3) ноябрь;

4) февраль.

2. «Суровый» является противоположным по значению слову:

1) резкий;

2) строгий;

3) мягкий;

4) жесткий;

5) неподатливый.

3. Какое из приведенных ниже слов отлично от других?

1) определенный;

2) сомнительный;

3) уверенный;

4) доверие;

5) верный.

4. Верно ли то, что сокращение «н.э.» означает «нашей эры» («новой эры»)?

1) да;

2) нет.

5. Какое из следующих слов отлично от других?

1) звонить;

2) болтать;

3) слушать;

4) говорить;

5) нет отличающихся слов.

6. Слово «безукоризненный» является противоположным по своему значению слову:

1) незапятнанный;

2) непристойный;

3) неподкупный;

4) невинный;

5) классический.

7. Какое из приведенных слов относится к слову «жевать», как «обоняние» к «нос»?

1) сладкий;

2) язык;

3) запах;

4) зубы;

5) чистый.

8. Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными?

Sharp M.C.

Fielder E.H.

Сonnor M.C.

Woesner O.W.

Soderquist P.E.

Sharp M.C.

Filder E.N.

Conner M.G.

Woerner O.W.

Soderquist B.E.


9. «Ясный» является противоположным по смыслу слову:

1) очевидный;

2) явный

3) недвусмысленный;

4) отчетливый;

5) тусклый.

10. Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за 3500 нерублей, а продал их за 5500, заработав на этом 50 нерублей за автомобиль. Сколько автомобилей он продал?

11. Слова «стук» и «сток» имеют:

1) сходное значение;

2) противоположное;

3) ни сходное, ни противоположное.

12. Три лимона стоят 45 рублей. Сколько стоят 1,5 дюжины?

13. Сколько из этих 6 пар чисел являются полностью одинаковыми?

5296

66986

834426

7354256

61197172

83238324

5296

69686

834426

7354256

61197172

83238234


14. «Близкий» является противоположным по значению слову:

1) дружеский;

2) приятельский;

3) чужой;

4) родной;

5) иной.

15. Какое число является наименьшим?

1) 6

2) 0,7

3) 9

4) 36

5) 0,31

6) 5

16. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение. В качестве ответа введите номер последнего слова.

ЕСТЬ СОЛЬ ЛЮБОВЬ ЖИЗНИ

       

1

2

3

4


17. Какой из приведенных ниже рисунков наиболее отличен от других?

18. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй?

19. Слова «восходить» и «возродить» имеют:

1) сходное значение;

2) противоположное;

3) ни сходное, ни противоположное.

20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то ответом будет 1, если неправильно — 2.

МХОМ ОБОРОТЫ КАМЕНЬ НАБИРАЕТ ЗАРОСШИЙ

21. Какие две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл:

1) Держать нос по ветру.

2) Пустой мешок не стоит.

3) Трое докторов не лучше одного.

4) Не все то золото, что блестит.

5) У семи нянек дитя без  глаза.

22. Какое число должно стоять вместо вопросительного знака?

73 66 59 52 45 38 ?

23. Длительность дня и ночи в сентябре почти такая же, как и:

1) в июне;

2) марте;

3) мае;

4) ноябре.

24. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключительное будет:

1) верно;

2) неверно;

3) неопределенно.

Все передовые люди — образованные.

Все передовые люди занимают крупные  посты.

Некоторые образованные люди занимают крупные посты.

25. Поезд проходит 75 см за 1/4 сек. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние (в сантиметрах) он пройдет за 5 сек.?

26. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее:

1) верно;

2) неверно;

3) неопределенно.

Боре столько же лет, сколько  Маше.

Маша моложе Жени.

Боря моложе Жени.

27. Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 20 нерублей. Сколько килограмм фарша можно купить за 8 нерублей?

28. Слова «расстилать» и «растянуть» имеют:

1) сходное значение;

2) противоположное;

3) ни сходное, ни противоположное.

29. Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы, сложив их вместе, можно было бы получить квадрат.

30. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее будет:

1) верно;

2) неверно;

3) неопределенно.

Саша поздоровался с Машей.

Маша поздоровалась с Дашей.

Саша не поздоровался с Дашей.

31. Автомобиль стоимостью 2400 нерублей был уценен во время сезонной распродажи на 33,33 %. Сколько стоил автомобиль во время распродажи?

32. Какие три из пяти фигур нужно соединить таким образом, чтобы получилась равнобедренная трапеция?

33. На платье требуется 2,33 м ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м?

34. Значения следующих двух предложений:

1) сходны;

2) противоположны;

3) ни сходны, ни противоположны.

Трое докторов не лучше одного.

Чем больше докторов, тем больше болезней.

35. Слова «увеличивать» и «расширять» имеют:

1) сходное значение;

2) противоположное;

3) ни сходное, ни противоположное.

36. Смысл двух английских пословиц:

1) схож;

2) противоположен;

3) ни схож, ни противоположен.

Швартоваться лучше двумя якорями.

Не клади все яйца в одну корзину.

37. Коммерсант купил ящик с апельсинами за 36 нерублей. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене за дюжину ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены?

38.Слова «претензия» и «претенциозный» имеют:

1 — сходное значение;

2 — противоположное;

3 — ни сходное, ни противоположное.

39. Полкило бананов стоит 1,25 нерублей. Сколько килограммов бананов можно купить за 50 нерублей?

40. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом вы бы его заменили?

1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/6

41.Слова «отражаемый» и «воображаемый» имеют:

1) сходное значение;

2) противоположное;

3) ни сходное, ни противоположное.

42. Сколько соток составляет участок 70 м на 20 м?

43. Следующие две фразы по значению:

1) сходны;

2) противоположны;

3) ни сходны, ни противоположны.

Хорошие вещи дешевы, плохие дороги.

Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое сложностью.

44. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12,5 % случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить ее сто раз?

45. Одно из чисел ряда не подходит к другим. Какое число надо поставить на его место?

1/4 1/6 1/8 1/9 1/12 1/14

46.Три партнера решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 45000 нерублей, К. — 35000, П. — 20000. Если прибыль составит 24000 нерублей, то на сколько меньше прибыли получит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам?

47. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?

1) Куй железо, пока горячо.

2) Один в поле не воин.

3) Лес рубят, щепки летят.

4) Не все то золото, что блестит.

5) Не по виду суди, а по делам  гляди.

48. Значения следующих фраз:

1) сходны;

2) противоположны;

3) ни сходны, ни противоположны.

Лес рубят, щепки летят.

Большое дело не бывает без потерь.

49. Какая из этих фигур наиболее отлична от других?

50. В статье 24000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании крупного шрифта на странице умещается 900 слов, мелкого — 1200. Статья занимает 21 страницу. Сколько страниц надо напечатать мелким шрифтом?

 

Бланк

ответ

ответ

ответ

ответ

ответ

1

 

11

 

21

 

31

 

41

 

2

 

12

 

22

 

32

 

42

 

3

 

13

 

23

 

33

 

43

 

4

 

14

 

24

 

34

 

44

 

5

 

15

 

25

 

35

 

45

 

6

 

16

 

26

 

36

 

46

 

7

 

17

 

27

 

37

 

47

 

8

 

18

 

28

 

38

 

48

 

9

 

19

 

29

 

39

 

49

 

10

 

20

 

30

 

40

 

50

 

Информация о работе Умственные способности человека. Влияние наследственности и среды на их формирование и развитие. Способы диагностики