Учение о ноосфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 20:43, реферат

Краткое описание

Согласно учениям Дарвина и его последователей, с доисторических времен и по сей день длится процесс эволюции живого вещества - совокупности всех живых существ. Рассматривая развитие живого мира нашей планеты мы зачастую сознательно или бессознательно делим этот огромный исторический период на два неравных по длительности, но коренным образом отличающихся друг от друга этапа: древний доисторический мир и период существования homo sapiens - человека разумного, единственного живого вида на нашей планете, обладающего разумом.

Содержание

Введение.
Глава 1. Учения о ноосфере.
1.1. Ноосфера, как высшая стадия биосферы.
1.2. Учение В.И.Вернадского о ноосфере.
1.3. Тенденции развития ноосферы и задача разумной организации взаимодействия с природой.
Глава 2. Человек и особенности его эволюции.
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Ксе ирина.docx

— 32.66 Кб (Скачать файл)

Исходя  из геологической роли человека А.П.Павлов (1854-1929) в последние годы своей  жизни говорил об антропогенной  эре, нами теперь переживаемой. Он правильно  подчеркнул, что человек на наших  глазах становится могучей геологической  силой, все растущей.

В геологической  истории биосферы перед человеком  открывается будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление.

Геологический эволюционный процесс отвечает биологическому единству и равенству всех людей - Homo sapiens и его геологических предков Sinanthropus и др. потомство которых для белых, красных, желтых и черных рас - любым образом среди них всех - развивается безостановочно в бесчисленных поколениях.

По  мнению Вернадского, это закон природы. Все расы между собой скрещиваются и дают плодовитое потомство.

Исторический  процесс на наших глазах коренным образом меняется. Впервые в истории  человечества интересы народных масс - всех и каждого - и свободной  мысли личности определяют жизнь  человечества, являются мерилом его  представлений о справедливости. Перед человечеством, перед его  мыслью и трудом становится вопрос о перестройке биосферы в интересах  свободно мыслящего человечества как  единого целого.

Это новое состояние биосферы, по мнению В.И.Вернадского, и есть “ноосфера”. В условиях ноосферы человек может  и должен перестраивать своим  трудом и мыслью область своей  жизни, перестраивать коренным образом  по сравнению с тем, что было раньше. Благодаря приобретенным знаниям  перед ним открываются все  более и более творческие возможности.

3. Тенденции  развития ноосферы и задача  разумной организации взаимодействия  с природой

С момента  возникновения ноосферы заканчивается  обычная эволюция окружающей среды. Если ранее в живой природе  действовал естественный отбор и  сильнейшие диктовали свои условия  и видоизменяли мир, то с началом  трудовой деятельности человека, которая  почти всегда связана с изменением биосферы в желаемую для человека сторону, изменение окружающей Среды  уже не подчиняется законам природы. В связи с этим возникает необходимость  проанализировать нынешнее состояние  ноосферы, тенденции ее развития, перспективы  будущего, ожидающие человечество.

Оценить сам разум или мысль с точки  зрения развития ноосферы мы не в силах. Однако эмпирически результаты возникновения  и развития ноосферы мы уже сейчас можем наблюдать вокруг нас на каждом шагу.

Минералогическая  редкость - самородное железо - вырабатывается теперь в миллиардах тонн. Никогда  не существовавший на нашей планете  самородный алюминий производится теперь в любых количествах. То же самое  имеет место по отношению к  почти бесчисленному множеству  вновь создаваемых на нашей планете  искусственных химических соединений (биогенных культурных минералов). Масса  таких искусственных минералов  непрерывно возрастает. Все стратегическое сырье относится сюда.

 

Лик планеты - биосфера - химически резко  меняется человеком сознательно  и главным образом бессознательно. Меняется человеком физически и  химически воздушная оболочка суши, все её природные воды. Из-за огромного  количества взаимосвязей в окружающей среде, изменение какого-либо одного условия не приходит бесследно для  всей системы (биосферы) в целом. По причине ли недостаточности знаний, а зачастую из-за халатной деятельности, человек получает совсем не те результаты, которые он ставил своей целью. Ярким примером этого является проблема экологии.

Развивая  науку и технику человек достиг огромного уровня производства. Были созданы тысячи огромных заводов и фабрик, которые однако являются производителями не только необходимой человеку продукции, но и поставщиками так называемой побочной продукции - различных вредных отходов производства.

На  первом этапе крупного промышленного  производства человек просто сбрасывал  отходы “за борт”, предполагая ли что биосфера огромна и сможет переработать вредные вещества или просто из-за халатного отношения к окружающей среде, вследствие гонки за прибылью и обогащения.

На  современном этапе такого отношения  к природе уже не допустимо. Человечество воочию убедилось в силе собственного, зачастую неразумного, вмешательства в биосферу. Исчезают различные виды растений и животных, изменяется химический состав водной и воздушной оболочки планеты. Появились даже места, опасные для жизни. И речь идет не о Крайнем Севере или льдах Антарктиды. Ранее в таких местах бурлила жизнь, благодаря деятельности человека, эти места просто выбили из круговорота живого вещества и являются “ловушками” для жизни.

Экологическая проблема доказывает, что развитие ноосферы достигло такого уровня, когда  человек уже способен охватить всю  биосферу и, более того, способен изменять сразу всю окружающую среду. Разум  человека на данном этапе становится опасным и для биосферы, и для  него самого. Именно поэтому человечество должно знать и изучать последствия  своей деятельности, предугадывать  нежелательные явления и не допускать  их.

Поскольку численность человечества, его потребности, техническая вооруженность общества, а отсюда и запросы к природе  неуклонно растут, возникает неотложная необходимость как объективной  и всесторонней оценки современного состояния, так и научно обоснованного  прогнозирования степени, глубины  и тенденций дальнейшего развития взаимодействия человечества и окружающей Среды. При этом исследование процессов  сложного обмена веществ и энергии  между природой и обществом открывает  широкие возможности для количественного (балансового) изучения проблемы и ее моделирования.

Необходимо  дополнить, что с проблемой загрязнения  окружающей Среды связано промышленное производство, в состав которых входит тяжелая промышленность, сельхозпроизводство, добыча полезных ископаемых, энергетическая и химическая промышленность и другие. Практически каждая отрасль народного  хозяйства таит в себе опасность загрязнения окружающей среды: воздушной и водной оболочки нашей планеты и самой суши.

С развитием  ноосферы и усилением воздействия  человека на окружающую среду, возникли так называемые “глобальные проблемы человечества”, одной из которых  является экологическая проблема, описанная  выше. Среди других глобальных проблем  такие как: демографическая проблема, угроза войны и другие. При их тщательном рассмотрении можно обнаружить, что все они проистекают из взаимодействия человечества с биосферой. Будь то демографическая проблема - проблема перенаселения и нехватки пищи, то есть сырьевых ресурсов окружающей Среды. Или проблема войны, главной  причиной которой чаще всего выступает  территориальные тяжбы государств, то есть также отношение человечества к ресурсам окружающей среды.

О проблеме войны нужно сказать особо. В  настоящее время человеческий разум  сумел узнать тайну ядерных реакций  и воспользоваться ею, как и  предвосхищал В.И.Вернадский. Однако в  энергии ядер находится такая  разрушительная сила, что неумелое или недальновидное обращение с  ней может привести к гибели не только человечества и биосферы в  целом, но и к разрушению нашей  планеты.

В.И.Вернадский предвосхищал не только “приручение” человеком энергии атома, но и  выход человека в космос. Однако при этом он не уставал повторять, что вместе с растущей силой влияния  человечества на окружающую среду, оно  должно быть все более осторожным в отношении использования этой силы, т.к. последствия уже могут  быть непоправимыми.

В связи  с этим хочется еще раз подчеркнуть  важность не столько научных открытий, сколько оценки их внедрения в  деятельность человека. Наука уже  вторглась в области, которые  еще недавно считались недоступными человеку. Примером могут являться генетика и генная инженерия. Человеку уже подвластно менять то, что заложено незыблемым самой природой - хромосомный  набор, однако о последствиях такого вмешательства человек представляет еще очень смутно. В результате таких действий, например, может  случиться катастрофа, нарушен баланс в живой природе. Да что там  говорить, человек может просто себя уничтожить, создав какое-либо генетическое чудовище.

Подводя итог, можно сказать, что развитие научной мысли, деятельности человека неотступно отражается на облике нашей  планеты, ее биосфере, ноосфере. Вот  почему, необходимо строго отслеживать  тенденции развития ноосферы и бить тревогу в случае возникновения  опасности развитию человечества и  угрозы существованию биосферы.

 

Глава 2.

Понятие человека и особенности его эволюции.

Отличительная черта человека – создание и применение орудий труда. С их помощью он изменяет среду обитания, сам производит необходимое; животные же используют лишь данное природой. Применение орудий труда резко уменьшило зависимость человека от природы, ослабило действие естественного отбора, В процессе труда (совместная охота, изготовление орудий ) люди объединялись, что порождало необходимость общения и вело к возникновению речи как способа этого общения. Под влиянием труда и речи «мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который при всем сходстве с обезьяньим далеко превосходит его по величине и совершенству». Развитие мозга и органов чувств, совершенствование сознания «оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию» (Ф.Энгельс, К.Маркс Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 490).

Все условия  материальной и духовной жизни современного человека есть продукт труда многих поколений людей.

Человек –  существо биологическое и социальное, что и определяет его особое положение  в природе и качественно отличает от всех других организмов. Благодаря тому, что человек является биологическим существом, его эволюционное развитие подчиняется всем основным закономерностям наследственности и изменчивости. Реализация наследственной информации в условиях определенной внешней среды формирует биологическую природу человека - его строение и физиологию, создает материальные предпосылки для развития и мышления, способности мозга накапливать информацию нового типа – социальную. В процессе очеловечивания происходит уменьшение плодовитости, удлинение периода детства, замедление полового созревания, возрастание длительности жизни одного поколения.

  Социальная информация передается  с помощью слова при обучении  и определяет духовный облик  индивидуума. Она создается при  доминирующей роли социально-экономических  факторов – общественной формации, уровня производственных сил,  производственных отношений, национальных  особенностей и рп. Человек как социальное существо эволюционирует быстрее, чем как существо биологическое, поэтому, несмотря на огромные достижения цивилизации, между человеком, жившим тысячелетия назад, и человеком, живущим сейчас, нет существенных биологических различий. Способности, талант, эмоциональность, добродетели, пороки человека зависят от наследственного предрасположения и действий социальной среды. Генотип человека обеспечивает возможность восприятия социальной программы, а полная реализация его биологической организации возможна лишь в условиях социальной среды.

В эволюции человека разумного социальные отношения  играют все возрастающую роль. Для  людей современных ведущими и  определяющими стали общественно-трудовые отношения. В этом качественное своеобразие  эволюции человека.

Хотя мутационный  процесс продолжается, биологическая  эволюция человека будет и далее  замедляться благодаря ослаблению естественного отбора, прекращению  его видообразующей функции. Однако в пределах вида возможны колебания: в длине тела (доспехи средневековых  рыцарей малы большинству современных  европейцев), изменении темпов онтогенеза (акселерация подростков) и т.п. Жизнеспособность человеческого общества в целом  возрастает, так как по мере развития цивилизации, устранения национальных и расовых барьеров обеспечивается обмен генами между ранее изолированными популяциями, увеличивается гетерозиготность и уменьшается возможность проявления рецессивных генов. Средствами, контролирующими эволюцию человека, являются предохранение от воздействия мутагенных факторов, разработка методов лечения наследственных болезней, раскрытие способностей человека в детском и юношеском возрасте и создание оптимальных условий для обучения и воспитания, для повышения культурного уровня всего общества.

 

Современные люди. Возникновение людей современного физического типа произошло относительно недавно, около 50 тыс. лет назад. Их останки найдены в Европе, Азии, Африке и Австралии. В гроте Кроманьон (Франция) было обнаружено сразу несколько скелетов ископаемых людей современного типа, которых и назвали кроманьонцами. Они обладали всем комплексом физических особенностей , который характее-цами. Они обладали всем комплексом физических особенностей , который характ-оитая членораздельная речь, на что указывал развитый подбородочный выступ; строительство жилищ, первые зачатки искусства (наскальные рисунки), одежда украшения, совершенные костяные и каменные орудия труда, первые прирученные животные – все свидетельствует о том, что это настоящий человек, окончательно обособившийся от своих звероподобных предков. Неандертальцы, кроманьонцы и современные люди образуют один вид – Homo sapiens – человек разумный; этот вид сформировался не позднее 100 – 40 тыс. лет тому назад.

 

  В эволюции человека – антропогенезе  – важнейшая роль принадлежит  не только биологическим факторам (изменчивость, наследственность, отбор), но и социальным (речь, накопленный  опыт трудовой деятельности и  общественного поведения). Особенности  человека, обусловленные социальными  факторами, не фиксируются генетически  и передаются не по наследству, а в процессе воспитания и  обучения. На первых этапах эволюции  решающее значение имел отбор  на большую приспособляемость  к быстро меняющимся обстоятельствам.  Однако впоследствии способность  передавать из поколения в  поколение генетические приобретения  в виде разнообразной научно-технической  и культурной информации стала  играть все более важную роль, освобождая человека от жесткого  контроля естественного отбора. Социальные закономерности приобрели  важное значение в эволюции человека. Победителями в борьбе за существование оказывались не обязательно самые сильные, а те, кто сохранял слабых: детей - будущее популяции, стариков – хранителей информации о способах выжить (приемы охоты, изготовление орудий и т.п.) . Победа популяций в борьбе за существование обеспечивалась не только силой и разумом, но и способностью жертвовать собой во имя семьи, племени. Человек – общественное существо, отличительной чертой которого является сознание, сформировавшееся на основе коллективного труда.

Информация о работе Учение о ноосфере