Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 17:56, реферат
Химию обычно рассматривали как науку о составе и качественном превращении различных веществ. В первое время именно по составу реагирующих веществ пытались объяснить свойства полученных новых веществ. Уже на этом этапе ученые встретились с огромными трудностями. Ведь для того чтобы понять, какие именно первоначальные элементы определяют свойства простых и сложных веществ, надо, во-первых, уметь различать простые и сложные вещества, а во-вторых, определить те элементы, от которых зависят их свойства. Между тем долгое время ученые считали, например, металлы сложными веществами, а об элементах существовали самые противоречивые представления. Поэтому, несмотря на обилие эмпирического материала о свойствах различных веществ и их соединений, особенностях протекания разнообразных реакций, в химии, по сути дела, до открытия в 1869 г.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
1. Химические системы…………………………………………………..…..4
Основные понятия и определения……………………………………4
1.2 Условия существования систем………………………………………..5
2. Самоорганизация и эволюция химических систем…………………...….6
Виды химических систем………………………………………………..8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………15
…………
Стабильность химических систем достигается присутствием химических связей и взаимодействий, которые различаются по энергии и природе. В дисперсных системах имеют место наиболее разнообразные системы связей и взаимодействий.
Дисперсионная среда – вещество, которое присутствует протяженной фазой в дисперсной системе.
Дисперсная фаза – вещество, распределенное в среде.
В зависимости от линейных
размеров дисперсионной фазы образуются
гомогенные и гетерогенные дисперсные
системы. Гомогенные дисперсные системы
обычно называются растворами. Они
могут быть твердыми, жидкими или
газовыми. В растворах линейные размеры
дисперсной фазы не превышают 1 нм. Гетерогенные
дисперсные системы разделяются
на коллоидные системы (линейный размер
частиц более 100 нм). В зависимости
от агрегатного состояния
Когда возникают пены, во взаимодействии участвуют газы и жидкие компоненты. В граничном слое обычно присутствует растворенный газ в соответствующей жидкости. Здесь главные химические связи ковалентные. Эмульсии содержат две или более жидких фаз, а суспензии имеют твердые и жидкие фазы (в суспензиях твердая фаза распределяется в жидкой среде).
Дымы являются дисперсными системами, в которых твердые частицы распределяются в газовой среде. В то же время в туманах частицы жидкой фазы распределяются в газовых смесях.
Во всех этих случаях присутствуют
различные химические связи и
взаимодействия, а также для соответствующих
дисперсных систем наблюдается особенное
распределение электронной
Известно, что молекулы химических веществ могут быть представлены в виде карт электронной плотности. При сложении такого описания целесообразно представлять химические системы в виде карт изменений плотности (или других свойств) для реальных фаз с учетом данных для межфазных слоев. Например, для суспензии, в которой распределены частицы практически одного размера и одной формы, имеющие на поверхности активные центры, взаимодействующие с дисперсионной средой, можно представить изменения плотности в одном направлении в виде диаграммы.
Поверхностный слой, образующийся
на границе «суспензия – воздушная
среда», обычно имеет большую, чем
дисперсионная среда, плотность, поскольку
химические частицы поверхностного
слоя находятся под влиянием поля
частиц во внутренних слоях дисперсионной
среды и дисперсионной фазы. При
этом не учитываются флуктуации плотности
в дисперсионной среде и
Адсорбция – процесс увеличения концентрации химического соединения на межфазной поверхности по отношению к концентрации этого вещества в объеме.
Хемосорбция – адсорбция, сопровождающаяся химическими реакциями.
Процессы хемосорбции зачастую связываются (сопровождаются) процессами адгезии.
Адгезия – связывание различных жидких и твердых фаз на их границе.
Когезия – связывание (образование связей) между химическими частицами в гомогенной фазе.
Т.о., адгезия и когезия – противоположные процессы. Благодаря адгезии твердые тела могут быть изотропными и не разрушаться на отдельные фазы. Однако при определенных условиях возможны фазовые распределения или взаимодействия частиц дисперсной фазы между собой. Для коллоидных систем возможна коагуляция.
Коагуляция – слипание вместе частиц дисперсной фазы в коллоидных системах.
При коагуляции в жидкой дисперсной среде образуются гели.
Гели – желеподобные коллоидные системы с жидкой дисперсной средой.
Золи – обычно коллоидные растворы или коллоидные системы, включающие взаимодействующие между собой дисперсную фазу и дисперсную среду.
Для характеристики способности
веществ к взаимодействию с жидкой
средой применяют термины «
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Было бы, однако, неправильно
не учитывать той громадной
Второй концептуальный уровень познания свойств связан с исследованием структуры, т. е способа взаимодействия элементов веществ. Эксперимент и производственная практика убедительно доказывали, что свойства полученных в результате химических реакций веществ зависят не только от элементов, но и от взаимосвязи и взаимодействия элементов в процессе реакции. Именно поэтому в процессе познания и использования химических явлений необходимо было учитывать их структуру, т. е. характер взаимодействия составных элементов вещества.
Третий уровень познания представляет собой исследование внутренних механизмов и условий протекания химических процессов, таких, как температура, давление, скорость протекания реакций и некоторые другие. Все эти факторы оказывают громадное влияние на характер процессов и объем получаемых веществ, что имеет первостепенное значение для массового производства.
Наконец, четвертый концептуальный уровень является дальнейшим развитием предыдущего уровня, связанным с более глубоким изучением природы реагентов, участвующих в химических реакциях, а также применением катализаторов, значительно ускоряющих скорость их протекания. На этом уровне мы встречаемся уже с простейшими явлениями самоорганизации, изучаемыми синергетикой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кодолов В.И., Грозина Л.А., В.Д. Кибенко Основы общей химии. – Ижевск: Издательство ИжГТУ, 2010.
2. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. - М., 2006.
3. Кузнецов В.И. Общая химия. Тенденция развития. М.: Высшая школа. - 2007.
4. Никольский А.Б. Химия:
учебник для ВУЗов. СПб:
3. Полине Л. Общая химия. - М.: Мир, 2004.
Рисунок 1 – Химическая система может быть стенками сосуда, в котором она находится: раствор в стакане, газ в баллоне
Рисунок 2 – Пламя горящей в воздухе свечи образует химическую систему, которая может быть ограничена только мысленно
Рисунок 3 – Система «раствор серной кислоты – водяной пар». Открытая (а), закрытая (б) и изолированная (в) системы