Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 16:35, реферат
Феномен (от греч. phainomenon — являющееся) — философский термин, имеющий широкий спектр значений, иногда — синоним «явления». Платон считал, что феномен противостоит сущности вещи, являясь слабой и неустойчивой формой реальности. И.Кант разводил феномен и непознаваемую «вещь в себе», эта позиция была модифицирована в феноменализме (Дж. Беркли, Дж.С. Милль, а также Э. Мах, Р. Карнап и др.): впервые в систематической форме под вопрос были поставлены познаваемость внешнего мира и обыденная уверенность в его существовании.
1. Введение: Понятие «феномен»……………………………………………3
2. Человек – феномен природы………………………………………………5
3. Деградация………………………………………………………………….8
4. Особенности человеческого мозга………………………………………11
5. Биосоциальная природа человека……………………………………….13
6. Человеческий головной мозг, и его скрытые возможности…………...16
7. Заключение: человек и природа: вечный феномен………………….…22
Список использованной литературы
Кстати, некоторые культуры древних и средних веков, в частности, раннеславянская, были «обоерукими» — люди могли одинаково владеть правой и левой рукой, а оба полушария мозга играли одинаково важную роль. И интуиция, и разум — каждый в своей области равно служили людям в познании бесконечно сложного мира.
Вспомним, сколько раз мы слышали призывы изучить, открыть, реализовать скрытые возможности человека. А где они таятся, эти возможности? Да в правой половине мозга, которая отвечает за левую сторону тела! Здесь находится источник интуиции, а также ясновидения, яснознания и всех тех явлений, которые в нашей «правосторонней» цивилизации принято называть «паранормальными».
Около 10% населения Земли - не такие, как остальные: они - левши.
Причем отличие их вовсе не просто зеркальное. Если у правшей ведущая правая рука чаще всего сочетается с ведущим правым глазом и ведущим правым ухом, то у левшей эти сочетания куда более разнообразны. Даже мозг их устроен несколько иначе, чем у праворукого большинства, и это относится, как выяснилось, не только к доминированию правого (а не левого) полушария, но и вообще к принципам функциональной организации.
В лаборатории общей и
Оказалось, например, что в состоянии спокойного бодрствования полушария мозга у правшей работают более синхронно, чем у левшей, а при движении ведущей рукой мозг правшей активизируется локально в левом (ведущем) полушарии, тогда как у левшей - в обоих. По-разному менялась энцефалограмма правшей и левшей и при засыпании.
Во время другого эксперимента испытуемые сначала сидели с закрытыми глазами, а когда открывали их, то перед ними загорался световой сигнал, на котором надо было фиксировать взгляд. У правшей воздействие этого сигнала нарушало синхронность в работе полушарий, а у левшей картина изменялась незначительно.
Похоже, что у левшей нет столь четкого распределения ролей между отделами коры полушарий головного мозга, и именно это сказывается на его работе при переходе от одного функционального состояния к другому (например, от бодрствования ко сну). Ученые полагают, что кора и подкорковые структуры у правшей в большой мере взаимно подавляют друг друга, тогда как у левшей, напротив, взаимно активизируются. Из этого следуют как минусы, так и плюсы "левшества". Так, например, кора левшей в меньшей степени способна подавлять эпилептическую активность, и этим, видимо, объясняется тот факт, что среди них куда больший процент эпилептиков, чем среди человеческой популяции вообще.
С другой стороны, функциональная организация мозга левшей может способствовать развитию творческих способностей, и неудивительно, что среди них множество гениальных музыкантов, архитекторов, художников. В качестве примера можно вспомнить Леонардо да Винчи, Микеланджело и Чарли Чаплина, а также знаменитого лесковского Левшу.
А в результате совместной работы с сотрудниками Института нейрохирургии имени Н. Н. Бурденко РАМН - профессорами Т. А. Доброхотовой и Н. Н. Брагиной - было установлено еще одно преимущество мозга левшей. Его деятельность после черепно-мозговой травмы восстанавливается легче, чем у правшей. Меньшая специализация способствует развитию компенсаторных процессов, и здоровые области мозга берут на себя выполнение функций поврежденных.
По мнению Л. А. Жаворонковой, левши не хуже и не лучше правшей - они просто другие. Между тем наш "правый мир" для них не удобен: все наоборот, все с другой стороны. Но пока он не повернулся лицом к их проблемам, не сделал их жизнь более комфортной, они вынуждены к нему приспосабливаться.
Преимущественное развитие левого полушария часто наблюдается у правшей. Ученые установили, что левши и лица с одинаково развитой правой и левой руками (так называемые амбидекстры) имеют на 76% меньший риск внезапной смерти от инсульта или инфаркта головного мозга. Кроме того, у левшей лучше развита коллатеральная (своего рода резервная) сосудистая сеть, что позволяет жертвам инсульта более эффективно компенсировать последствия поражения вещества головного мозга.
Вероятность внезапной смерти у
людей, которые перенесли
Заключение. Человек и природа: вечный феномен
Взаимодействие человека с природой во все времена и эпохи было чрезвычайно актуальной темой для исследований. Сколько раз уже в течении веков выходили всё новые и новые работы о том каким всё таки образом происходит формирование устойчивого взаимодействия между человеком, как социальным одушевлённым явлением и природой, как основой существования в мире на биологическом, биохимическом уровнях.
Рассматривая характер взаимодействия человека как существа социального с природой, как основой всей жизни, прежде всего хотелось бы выделить несколько уровней или подуровней взаимодействия, на которых и происходит информационное взаимодействие человека и природы. Это прежде всего микро-уровень или уровень взаимодействия на клеточном и субклеточном уровне и макро-уровень, а также многие исследователи добавляют глобальный уровень или уровень функционирования в режиме самосознания, самоопределения сверхсознания и коллективного осознания.
Самый близкий и понятный обычному человеку уровень - это прежде всего уровень, на котором взаимодействие человека с природой осуществляется путём взаимодействия его с животными в качестве биолога, лингвиста, исследователя. Во многих фольклорных и этнических произведениях у многих народов и народностей обращается внимание на возможности использования человеком в своих целях целительной силы растений и огромной животной силы животных. Человек, его мир, его социальное обустройство представляет собой своего рода одну из верхних ступней эволюции в развитии сознания среди объектов живой природы. Помимо этого, очень важной проблемой последнего времени и последних десятилетий стала проблема сосуществования человека с природой в надлежащих климатических, экологических и социокультурных условиях. Феномен сосуществования и оптимального взаимодействия между человеком и природой всегда будет важным, актуальным и востребованным среди всего человечества в целом в связи с огромной важностью исследования этого феномена.
Список использованной литературы