Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 00:49, контрольная работа
Современная наука достигла своего нынешнего уровня во многом благодаря развитию своего «инструментального набора»— методов научного исследования. Все существующие сейчас научные методы можно разделить на эмпирические и теоретические. Главным их сходством является общая цель—установление истины, главным различием— подход к исследованию.
Введение
Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
Заключение
Список используемой литературы
План:
Введение
Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Современная наука
достигла своего нынешнего
Учёных, которые
считают эмпирическое познание
главным, называют «практиками»
Судить о том,
какая школа права, трудно, да
и нет необходимости, так как
они взаимно дополняют друг
друга. Однако вопрос
В современной
философской литературе, как в
учебных пособиях, так и в научных
работах, данная тема получила
обширное освящение, что также
свидетельствует об её
Целью данной контрольной работы является рассмотрение научного исследования как единого гармоничного целого практики и теории, определение критерий научности.
Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
В структуре научного знания выделяют два уровня знания - эмпирический и теоретический. Им соответствуют два специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследование. Эмп познание предполагает формирование на основе данных наблюдения - научного факта. Научный факт возникает как результат очень сложной обработки данных наблюдений: их осмысления, понимания, интерпретации. В теоретическом познании доминируют формы рац-ого познания (понятия, суждения, умозаключения).Однако, теория всегда содержит чувственно-наглядные компоненты. Можно говорить лишь о том, что на низших уровнях эмпирического познания доминирует чувственное, а на теоретическом уровне-рациональное.
Основные критерии, по которым различаются эти уровни, следующие:
1) характер предмета
2) тип применяемых средств исследования. Эмпир-е исл-ие базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объктом. Поэтому средства импер исследования непосредственно включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения. В теорет исл-ии отсутствует непостредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте. Кроме средств связанных с эксперементами применяются и понятийные средства, в которых взаимодействуют эмперические средства и термины теоретич. языка. Смыслом эмпирических терминов являются особые абстракции, которые можно было бы назвать эмпирическими объектами (реальные объекты с жестко фиксированными признаками). Основные средства теорет исслед-я - теоретические идеальные объекты. Это особые абстракции в к-ых заключен смысл теоретических терминов (идеальный товар).
На эмпирич-м уровне познания использ-ся такие методы, как наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.
Наблюдение - это целенаправленное,
систематическое восприятие
Сравнение, которое предполагает выявление сходства и различия в изучаемых объектах, что позволяет делать определенные выводы по аналогии.
Метод измерения является
дальнейшим логическим
Эксперимент,когда исследователь изучает объект путем создания для него искусственных условий, которые необходимы для получения нужной информации о свойствах этого объекта.
На уровне теоретического познания — исторический и логический, идеализация, математизация, логическая формализация и др.
В реальной действительности эмпир и теорет познания всегда взаимодействуют.
Заключение
Практический
опыт играет важнейшую роль
в установлении истины и даже
в определении самого объекта
исследования. Однако набор установленных
фактов не представляет собой
ценности без их
Главными инструментами эмпирического метода являются наблюдение, сравнение, измерение и эккперимент, а результатом исследования— научный факт, который может подтвердить или опровергнуть ту или иную теорию, частично построенную на допущениях. В то же время, тот или иной факт может привести исследователя к поиску его теоретического объяснения.
Научного познание—это поиск истины в виртуальном мире, созданном самим учёным. Любой из методов научного познания (абстрагирование, идеализация, формализация, аксиоматический метод) требуют от учёного не только базовых знаний, но и более глубинного представления природы вещей на уровне подсознания.
Все охарактеризованные
методы в реальном научном
исследовании работают в
Список используемой литературы:
Дубнищева Т.Я. Пигарев А.Ю. Современное естествознание. Уч. Пособ. – Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2004.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов: - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2004.
Небел Б. Наука об окружающем мире. Как устроен мир. – М.: Мир, 2002.
Пахустов Б.К. Концепции современного естествознания: УМК. – Новосибирск: СибАГС, 2003.
Концепции современного естествознания. Учебник / Под ред. Алескина А.А. – М.: Инфра-М, 2003.
Информация о работе Эмперический и теоретический метод познания