Rонцепции древнегреческого естествознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 23:25, контрольная работа

Краткое описание

Цель древнегреческой науки - это постижение истины из чистого интереса к самой истине. Именно в Греции возникают такие формы познавательной деятельности, как систематическое доказательство, рациональное обоснование, логическая дедукция, идеализация и другие, из которых в дальнейшем и развивалась наука. Особенным течением в древнегреческой (античной) философии стала софистика. Можно сказать, что софизм так же являлся структурой древнегреческого образования, в которой преподавалось искусство убеждения, спора и обоснования, в котором и рождалась научная истина.

Вложенные файлы: 1 файл

ксе реферат мой.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

     Допустим, некоему телу надо пройти из пункта А в пункт В. Нет никакого сомнения в том, что мы можем увидеть, как тело, покинув один пункт, через какое-то время достигнет другого. Однако давайте попробуем не доверять своим глазам, которые говорят нам о том, что тело движется, и попытаемся воспринять движение не глазами, а мыслью, постараемся не увидеть его, а помыслить. В этом случае у нас получится следующее. Прежде, чем пройти весь свой путь из пункта А в пункт В, телу надо пройти половину этого пути, ведь если оно не пойдет половину пути, то, конечно же, не пройдет и весь путь. Но прежде, чем тело пройдет половину пути, ему надо пройти 1/4 часть пути. Однако, до того как оно пройдет эту 1/4 часть пути, ему надо пройти 1/8 часть пути; а еще раньше ему требуется пройти 1/16 часть пути, а перед этим — 1/32 часть, а прежде того — 1/64 часть, а до этого — 1/128 часть и так до бесконечности. Значит, чтобы пройти из пункта А в пункт В, телу надо пройти бесконечное количество отрезков этого пути. Возможно ли пройти бесконечное количество отрезков пути? Невозможно! Следовательно, тело никогда не сможет пройти свой путь. Таким образом, глаза свидетельствуют, что путь будет пройден, а мысль, наоборот, отрицает это (видимое противоречит мыслимому).

     Другая  известная апория Зенона Элейского — «Ахиллес и черепаха» — говорит о том, что мы вполне можем увидеть, как быстроногий Ахиллес догоняет и перегоняет медленно ползущую впереди него черепаху; однако мысленный анализ приводит нас к необычному заключению, что Ахиллес никогда не сможет догнать черепаху, хотя он и движется в 10 раз быстрее нее. Когда он преодолеет расстояние до черепахи, то она за это же время (ведь она тоже движется) пройдет в 10 раз меньше (т.к. движется в 10 раз медленнее), а именно 1/10 часть того пути, который прошел Ахиллес, и на эту 1/10 часть будет впереди него. Когда Ахиллес пройдет эту 1/10 часть пути, то черепаха за это же время пройдет в 10 раз меньшее расстояние, т.е. 1/100 часть пути и на эту 1/100 часть будет впереди Ахиллеса. Когда он пройдет 1/100 часть пути, разделяющую его и черепаху, то она за это же время пройдет 1/1000 часть пути, все равно оставаясь впереди Ахиллеса, и так до бесконечности. Итак, мы вновь убеждаемся в том, что глаза говорят нам об одном, а мысль — о совершенно другом (видимое отрицается мыслимым).

      Еще одна апория Зенона — «Стрела» — предлагает нам мысленно рассмотреть полет стрелы из одной точки пространства в другую. Наши глаза, конечно же, говорят о том, что стрела летит, или движется. Однако что будет, если мы попытаемся, отвлекаясь от зрительного впечатления, помыслить ее полет? Для этого зададим себе простой вопрос: где сейчас находится летящая стрела? Если, отвечая на данный вопрос, мы скажем, что она в настоящий момент находится там-то, или где-то, то в этом случае у нас получится, что стрела не летит, а покоится, ведь находиться где-то, или быть в каком-то определенном месте, — это как раз и означает находиться в неподвижности, или покоиться. Таким образом, единственное, что мы можем ответить на вопрос о том, где сейчас находится летящая стрела, — это следующее: «Везде и нигде конкретно». Но разве возможно быть везде и нигде одновременно? Итак, при попытке помыслить полет стрелы мы натолкнулись на логическое противоречие, на нелепость — стрела находится везде и нигде. Получается, что движение стрелы вполне можно увидеть, но его нельзя помыслить, вследствие чего оно невозможно, как и любое движение вообще. Иначе говоря, двигаться, с точки зрения мысли, а не чувственных восприятий, означает быть в некоем месте и не быть в нем одновременно, что, конечно же, невозможно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

      Итак, софизм – это течение античной философии, которое представляло окружающий мир по-своему. Заслуга его в том, что оно уделило значительное внимание гносеологической проблеме. Представители этого течения (Зенон Элейский ок.490 - 430 до н.э., Горгий ок.483 - ок.375 до н.э., Протагор ок.480 - ок.410 до н.э.) заняли достойное место в истории философии. Софисты были агностиками и считали, что же наш удел – оставаться в полном неведении об окружающем мире и потому полагать истинным то, что кажется нам таковым. Мир для них не познаваем. А так же при этом истин существует столько сколько людей. Поэтому, все в мире субъективно и относительно.

      Софисты были учителями мудрости, первыми, кто  обратился к проблеме человека, выступали  как теоретики и философы-педагоги, обучающие граждан философии, ораторскому искусству и другим знаниям. Они хорошо владели приемами полемики и побеждали во всех спорах, но зачастую в своих спорах они пользовались своим излюбленным приемом, применяя разнообразные софизмы (греч. sophisma — измышление, хитрость), – внешне правильные доказательства заведомо ложных положений, которые, как уже говорилось, базируются на разнообразных нарушениях логического закона тождества.

      Софизмы древних пережили своих создателей и зажили своей жизнью. В наше время эти приемы убеждения к сожалению, находят иногда свое место в современной политике, конечно сильно изменившись и будучи более изощренными, что простому обывателю сложно бывает обнаружить подвох. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

  1. Арюлин А.А Учебно-методическое пособие по изучению курса «Логика». К.,1997- 208с.;
  2. Гетманова А.Д. Учебник по логике. — М.: Че Ро, 2000 – 326с;.
  3. Гусев Д.А. Логика: Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 – 305с;
  4. Гусев Д.А. История Философии. –М.: Филос. изд-во «Слово», 2004 – 406с.;
  5. Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Концепции современного естествознания. Учебник. – М.,2008г. – 540с.;
  6. http://www.sciteclibrary.ru
  7. http://www.hrono.ru/libris/lib_r/rass54sofi.html

Информация о работе Rонцепции древнегреческого естествознания