Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 10:11, реферат
История бани своими корнями уходит в глубокую древность. Так, египтяне уже около 6 тыс. лет тому назад придавали огромное значение чистоте тела и повсеместно пользовались банями. Египетские жрецы в течение суток обмывались четыре раза: два раза днем и два раза ночью. Поскольку всюду имелись прекрасно устроенные бани, доступные каждому. Приверженность к бане и массажу, умеренность в еде позволяли египтянам поддерживать стройность фигуры и помогали успешно бороться с преждевременной старостью. Египетские врачи того времени считались лучшими в мире, а их искусство в лечении разных болезней почти не обходилось без водных процедур, то есть без бани.
Минестерство
здравоохранения и социального
развития РФ
Государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования «Самрский государственный
медицинский университет»
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения
с курсом экономики и управления здравоохранением.
Заведующий кафедрой,доцент :
Суслин С.А.
преподаватель:
Хлебодаров С.А
Реферат «Оздоровительный эффект бани»
Выполнила студентка
лечебного факультета,
117 группы
Чувашова Людмила
Самара,2014
История бани
История бани своими корнями уходит в глубокую древность. Так, египтяне уже около 6 тыс. лет тому назад придавали огромное значение чистоте тела и повсеместно пользовались банями. Египетские жрецы в течение суток обмывались четыре раза: два раза днем и два раза ночью. Поскольку всюду имелись прекрасно устроенные бани, доступные каждому. Приверженность к бане и массажу, умеренность в еде позволяли египтянам поддерживать стройность фигуры и помогали успешно бороться с преждевременной старостью. Египетские врачи того времени считались лучшими в мире, а их искусство в лечении разных болезней почти не обходилось без водных процедур, то есть без бани.
Особой любовью и популярностью пользовалась баня у древних римлян. Здесь буквально существовал культ бани. Даже здороваясь при встрече, римляне вместо приветствия спрашивали: «Как потеешь?» Римляне просто не представляли себе жизни без бани. «Баня, любовь и радость — до старости мы вместе», такая надпись сохранилась до наших дней на стене одной древней постройки.В бане римляне не только мылись, но вели беседы, рисовали, читали стихи, пели, устраивали пиршества. При банях имелись комнаты для массажа, площадки для физических упражнений и спортивных состязаний, библиотеки. Богатые римляне посещали баню два раза в день.Следует отметить, что помещения для потения разогревались так же, как в современных русских банях и финских саунах: в углу печь жаровня, на бронзовой решетке — камни над раскалёнными углями. Имелись также помещения с сухим и влажным паром.
Парная баня на Руси (мыльня, мовня, мовь, влазня) была известна у славян уже в V—VI вв. Баней пользовались все: и князья, и знатные люди, и простой народ. Помимо своего чисто функционального назначения, баня играла большую роль в различных обрядах. Например, баня считалась необходимой накануне венчания и на другой день свадьбы, причем посещение бани сопровождалось особым церемониалом.
О русских банях писали многие иностранные путешественники. Олеарий (немецкий ученый 1603—1671 гг.) совершивший путешествие в Московию и Персию в 1633—1639 гг., писал, что русские крепко держатся обычая мыться в бане... а потому что во всех городах и селениях у них множество общественных и частных бань. Олеарий, кстати, упоминает, что русские пришли к заключению, что Лжедмитрий — чужестранец потому, что он не любил бани. «Русские,— сообщает Олеарий,— могут выносить сильный жар, от которого они делаются все красными и изнемогут до того, что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают голые на улицу, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, зимою же, выбежав из бани на двор, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова идут в баню».
В старину, когда начинала работать парная, банщик ходил по улицам Москвы и зазывал народ: «В баню! В баню!» Баня у русских людей, отмечает историк Н.И. Костомаров, насущная потребность не только для соблюдения чистоплотности, не только главное лекарство от всех недугов, но и своего рода наслаждение. А.С.Пушкин никогда не забывал о русской бане, великолепие которой так вдохновенно воспел в «Руслане и Людмиле». А врач семьи Пушкиных И.Т. Спасский был большим знатоком народной медицины и опубликовал в журнале «Друг здоровья» за 1835 год «Краткий очерк врачебного отношения к бане». Известно также, что в первой половине Xll века внучка киевского княза Владимира Мономаха Евпраксия еще в детстве увлеклась народной медициной, а больше всего интересовалась целебными травами и русской баней. Ее «Лечебник» дошел до наших дней. Немало сказано в нем и о пользе русской бани, без которой «не быть здорову».
Так писал о русской парной бане в 1778 г. португалец Санчес — врач императрицы Елизаветы Петровны: «Не уповаю я, чтобы сыскался такой врач, который бы не признавал за полезное парную баню. Всяк. ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действенный способ, чтоб оным могло не токмо сохранять здравие, но исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я с моей стороны только одну Российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий, выходящих и привозимых изо всех стран света, то колико кратно желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооружаемых зданий, превратились в бани Российские, для пользы общества». И в конце жизни, уехав из России, Санчес способствовал открытию русских парных бань во всех столицах Европы.
Ученик М.В. Ломоносова, первый русский профессор медицинского факультета Московского университета С.Г. Зыбелин (1735-1802) развивал идею своего великого учителя о народном здравии. «Лечить по возможности без лекарств, с помощью природных средств»- таков был его девиз (Зыбелина). В своей книге «О купаниях, ваннах и банях» медик пишет: «Какое обновление и возрождение сил чувствуешь при выходе из бани. Самый процесс парения и мытья есть наслаждение. А следующее затем чувство бодрости, свежести и веселого расположения духа стоит любого наслаждения».
Постройка бань разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли. Обыкновенно в домашних банях мылись целые семьи одновременно: мужчины и женщины парились вместе. Впрочем, и в общественных («торговых») банях люди всякого возраста и пола также парились и мылись вместе, правда, женщины на одной стороне, мужчины — на другой.
В ванне благоустроенной
квартире эффект бани, к сожалению,
недостижим. А именно прогревание
приводит к благотворному изменению
функционального состояния
В последние годы стало престижно (даже модно) посещать финскую сауну, а не русскую парную баню. А ведь настоящая финская народная сауна ничем не отличается от русской парной бани. И в русской бане, и в сауне издавна получали пар, поливая раскаленные на огне камни. И русские, и финны пользовались вениками в процессе банной процедуры. И русские, и финны, когда разогревались, бросались в холодную воду или в снежный сугроб. «Сауна» в переводе с финского как раз и означает «баня». Прародительницей русской бани и сауны является одна и та же бревенчатая изба, нагреваемая «по черному».
Старинная русская баня,
как и старинная сауна,— это
бревенчатое однокомнатное
Более комфортабельную русскую баню строят обычно с таким расчетом, чтобы ей одновременно могли пользоваться несколько человек. В этом случае семейная баня (рис. 2) состоит из парной, комнаты для раздевания—предбанника и прихожей. Парная, она же мыльня, имеет две убираемые скамьи—высокую и низкую. Печь делают достаточно большой теплоемкости, из кирпича, она, конечно, является и каменкой. Печь стараются отапливать дровами. Располагают ее у двери в углу. В печь встраивают емкость или змеевик, для нагрева воды. Предбанник отапливается этой же печью — одной из ее стенок.
Цельные бревна «дышат», и баня практически не требует вентиляции. Вентиляция происходит как бы автоматически, поскольку через бревна проникает и выходит достаточное количество воздуха. Все же вентиляционные отверстия в бане нужно предусмотреть, чтобы быстрее охладить баню после использования. Благодаря бревнам влажность в бане также регулируется автоматически. Бревенчатые стены при регулярном еженедельном пользовании баней практически никогда не высыхают полностью, как панели внутри панельной бани, и поэтому запах свежей древесины сохраняется дольше. Наилучшим материалом является сосна и ель северных районов.
Высота бани, как правило, выбирается минимальной (насколько позволяют удобства нахождения в ней), так как чем больше объем бани, особенно парилки, тем больше требуется тепла, то есть топлива, чтобы прогреть баню до нужной температуры.
Составляющие комфорта в бане:
-температура. Так как обычно температуру измеряют на уровне головы, именно здесь и надо подвесить контрольный термометр. Но ни в коем случае нельзя применять ртутный термометр. Если он разобьется, то ртуть не собрать, а вдыхание ее паров очень опасно для человека, и она (ртуть) не выводится из организма естественным путем. Тепло должно охватывать человека со всех сторон, поэтому стены, потолок, пол, скамейки хорошо прогревают до начала банных процедур.
-влажность воздуха.
-вентиляция.
Банную процедуру нужно начинать с медицинского осмотра (это особенно важно сделать людям пожилого возраста), так как парная баня — это лечебное средство, и как лекарство, это средство надо принимать в ограниченных количествах. Нельзя ходить в парную после обильной еды. В этом случае чувствуется вялость и непреодолимое желание отложить веник в сторону. Не следует ходить в баню и натощак (как, например, не стоит отправляться на голодный желудок в лыжный поход) и посещать ее после употребления алкогольных напитков, в состоянии сильного утомления или перед сном.
Отправляясь в баню, необходимо взять с собой: веник, махровое полотенце или халат, мыло, мочалку, можно даже взять варежки ( лучше шерстяные ), чтобы держать веник. А для женщин обязательно маленькое махровое полотенце, на котором придется, сидеть в парилке.
Нужно помнить и о том, что в парной будет горячий пар. Новичкам, пожилым людям и любителям бани с повышенным артериальным давлением (если, конечно, парная им не противопоказан) и неврозами надо сначала принять горячий душ в течение 2—3 минут или горячую ножную ванну. Остальным достаточно просто сполоснуться под теплым душем, но не стоит мочить голову, чтобы не вызвать ее перегрева. Перед парной не следует и мыться с мылом, так как в этом случае с поверхности кожи удаляется жир, предохраняющий ее от жжения в парной, особенно если хлестаться веником. Мыться с мылом необходимо после окончания парной процедуры.
После душа голову повязывают полотенцем в виде чалмы. Этот головной убор надо постоянно в парилке смачивать холодной водой, чтобы голова не перегревалась. Некоторые предпочитают использовать в банях тесные резиновые шапочки, которые обжимают голову и сдавливают кровеносные сосуды. Ее ношение приводит к головной боли, недомоганиям, головокружениям.
Готовиться к горячему пару нужно заранее. Новичкам, пожилым людям и любителям бани с повышенным артериальным давлением (если, конечно, парная им не противопоказана) и неврозами надо сначала принять горячий душ в течение 2—3 мин или горячую ножную ванну. Остальным достаточно просто сполоснуться под теплым душем, Войдя в парилку, не следует сразу лезть на полку. Сначала нужно 5— 7 минут посидеть внизу или, в крайнем случае, полежать на средней полке. Тело должно предварительно погреться при относительно небольшой температуре. Нагрев вызовет необходимое расширение сосудов, и начнется потоотделение. Тем, кто в парной первый раз, лучше этим и ограничиться, не следует также и использовать веник в первое посещение. Чтобы равномерно прогреть все части тела, опытные парильщики обычно лежат на средней полке, поворачиваясь с боку на бок. Это облегчает работу сердца.
После первого прогревания (через 5—7 минут) нужно выйти из парилки и отдохнуть. При этом, поднимаясь с полки, не вставать резко — можно потерять равновесие. А, выйдя из парилки, не следует сразу ложиться, лучше 2—3 минуты походить.
Отдыхать между заходами в парилку надо 15—20 минут. Сначала 5—7 минут в мыльном отделении, затем в раздевалке. Во время отдыха неплохо выпить маленькими глотками чашку свежезаваренного крепкого чаю, стакан кваса или минеральной воды.
После отдыха можно идти париться (но не стоит злоупотреблять этим, можно перегреться- появится учащенное сердцебиение. Начинает спирать дыхание, кружится голова, тошнит, мелькают «мушки» перед глазами, звенит в ушах. Чтобы не допустить в этом случае потери сознания, нужно сразу же выйти в прохладное помещение). Но сначала создают в парной оптимальную для себя атмосферу по температуре и влажности. Для этого выплескивают на раскаленные камни кипяток небольшими порциями (по 100— 200 мл), если париться с веником, влажность должна быть более высокой. Полив камней именно небольшими порциями воды позволяет сделать пар менее влажным, «легким» или «мягким». Вот откуда выражение «с легким паром». А если воду подливать большими порциями, то она тяжелым паром оседает вниз, пар жжет кожу, излишне нагружается сердечно-сосудистая система и у парильщика возникает чувство усталости. Такой пар называют «сырым», «тяжелым».
В сауне, где температура достигает 90—120 °С, а печь не имеет камней, излишняя сухость раздражает слизистую носоглотки. Чтобы увлажнить воздух, в такой бане слегка поливают горячей водой стены и потолок. Появляются также трудности с веником — при такой температуре листья его моментально скручиваются и опадают. Поэтому лучше брать с собой в парилку тазик с горячей водой и веник чаще в нем споласкивать. Количество заходов в парильное помещение допустимо от 3 до 8 раз, в зависимости от самочувствия и цели проведения банной процедуры.