Сущность понятия "Визаж"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:56, статья

Краткое описание

Жизнь женщины полна сложностей, но время, наверное - главный враг женщины, ведь где-то с 30 лет, пожалуй, ничто так не удручает женщину, как собственный возраст. Мадам Коко Шанель как-то выразилась в том духе, что каждая женщина выглядит на тот возраст, который заслуживает1. Современные психологи наперебой твердят, что лишь внутреннее ощущение является мерилом возраста. То есть, женщине столько лет, на сколько она себя чувствует.

Содержание

1 Возрастные изменения лица
2 Мужская косметика
3 Театральный грим

Вложенные файлы: 1 файл

Визаж - готовая работа.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

В восемнадцатом веке грим актёров  напоминал бытовую косметику. В  основном пользовались белилами и румянами.

Сейчас в театре обязательно  используют грим, так как этого  требует специфика проведения спектаклей, освещённость сцены, удалённость некоторых  мест в театре.

В современном театральном  искусстве грим чрезвычайно многообразен. Его характер зависит от многих факторов: жанра и стиля спектакля, режиссерской концепции, общего декоративно-изобразительного решения (включая разработку костюмов и световую партитуру), а также физических данных актера и его пластической трактовки образа.

В самом общем виде типы грима можно разделить на "реалистический" и "условный"9.

Главная цель реалистического  грима - достижение высокой степени жизнеподобия изображаемого персонажа. Здесь можно выделить целый ряд направлений грима:

  • Возрастной (искусственное старение или омоложение лица, когда реальный возраст актера не соответствует возрасту персонажа);
  • Национальный (связанный с расовыми и национальными особенностями персонажей, не соответствующих антропологическому типу актера: Мавр в Отелло Шекспира, китаец Херувим в Зойкиной квартире Булгакова и т.д.);
  • Исторический (когда внешность персонажей корректируется в связи с канонами или особенностями конкретной историко-социальной среды спектакля: использование принципов макияжа "галантного" или "серебряного" века, существенно отличающихся от современного макияжа; создание изможденного лица в случае, если действие происходит в блокадном Ленинграде, и т.д.);
  • Портретный (при изображении конкретного узнаваемого исторического лица - Петр I, Пушкин, Ленин и т.д.);
  • Характерный (для отражения ярких особенностей внешности или психологического склада персонажа: длинный нос Сирано в Сирано де Бержераке Ростана; легкая асимметрия лица, помогшая К.Станиславскому найти зерно роли маклера Обновленского в пьесе Федотова Рубль - хамство и плутоватость; и т.д.)10.

При разработке реалистического  грима зачастую невозможно ограничиваться изменением лица; гримируются все  открытые участки тела, в первую очередь - руки и область декольте. Скажем, когда молодая актриса  играет возрастную роль, то гладкая, без морщин шея может разрушить правдоподобие образа. Точно так же актер, исполняющий роль мавра Отелло, не может выйти на сцену с белыми, незагримированными руками.

Принципы условного  грима основаны на отказе от реалистических традиций, на преувеличении отдельных черт, особенностей, качеств персонажа, или на использовании стилистики конкретного эстетического течения. Основные направления условного грима:

  • Жанровый (выбеленное лицо Пьеро в комедии дель арте; "масочные" гримы классических театров Востока; использование традиций античных трагедий; клоунские нарисованные улыбки во все лицо; и т.д.);
  • Гротескный, или эксцентрический (доведенный до максимума принцип характерного грима: резко асимметричный грим М.Чехова в Эрике XIV Стриндберга; инфернальный грим Э.Гарина в Ревизоре Гоголя; преувеличенно "одержимый" грим Ф.Шаляпина в Дон Кихоте Массне и т.д.);
  • Сказочный, или фантастический (используемый при воплощении вымышленных персонажей, либо "очеловеченных" образов: Баба-Яга или Кащей Бессмертный в русских сказках; Хлеб, Огонь, Кот и др. в Синей птице Метерлинка; главный герой - лошадь в спектакле Холстомер по Л.Толстому и т.д.)11.

Гримировальные краски меняют лицо актера живописными приемами: общий тон, штрихи, образующие складки, меняющие форму губ, бровей, овал лица, - в сочетании с разработанной световой партитурой спектакля, - позволяют достичь нужного эффекта.

Для сильного изменения  формы лица, которого невозможно добиться только с помощью гримировальных красок, используются разнообразные  наклейки, как плоские, так и объемные. Например, сделать курносый нос или азиатский разрез глаз можно с помощью специального пластыря. Увеличение носа, изготовление бородавок, глубоких шрамов и т.п. производят с помощью специальной пластической массы, так называемого гуммоза, из которого лепят нужные детали, прикрепляют их с помощью театрального клея, а потом уже маскируют гримировальными красками.

Важнейшим средством  грима, позволяющим значительно  изменять лицо и общий облик персонажа, являются различные постижерные изделия (парики, усы, бороды, шиньоны и другие волосяные накладки и наклейки). Они изготавливаются как из настоящих, так и искусственных волос и широко применяются во всех видах грима. Художник, разрабатывающий грим и помогающий актеру изменить свою внешность, называется гримером-постижером.

Грим в различных  видах зрелищного искусства имеет  свои особенности. Например, грим в  балетных и оперных спектаклях делается более ярким, без мелких деталей, так как учитывает большую  удаленность зрителей от сцены (наличие оркестровой ямы). В кинематографическом гриме, напротив, уделяется особое внимание тщательной проработке всех деталей, выделяющихся при крупных планах актеров.

Зачастую грим для  театра и сцены довольно условный, порой хватает несколько штрихов  для создания образа. По сравнению с гримом, который используется при съёмках кинофильмов, театральный грим более грубый. Это обусловлено особенностью восприятия из зрительного зала. Актёров, выступающих на сцене, от зрителей отделяет довольно большое расстояние, поэтому тщательность нанесения грима не имеет особого значения. В современном кино совершенно иная ситуация. Съёмочные технологии постоянно совершенствуются, поэтому требования к качеству грима киноактёров более строгие - грим должен создавать иллюзию максимальной естественности.

Прежде чем нанести  на лицо грим, кожу лица тщательно очищают  и наносят на лицо специальный  крем (в былые годы пользовались обычным вазелином). Для удаления грима с лица после окончания  спектакля также необходимо воспользоваться  специальным очищающим средством.

Театральный грим очень  плотный, о его пользе для кожи лица говорить не приходится. У каждого  актёра существует несколько рецептов масок и особых секретов, как восстановить кожу после череды спектаклей, а  в дни незанятые спектаклями актрисы стараются употреблять минимальное количество декоративной косметики.

В современных театральных  постановках, особенно в антрепризных спектаклях редко используется традиционный театральный грим. Лица мужчин актёров  перед спектаклем наспех припудривают, глаза и брови могут сделать более выразительными при помощи обычного карандаша для подводки. Актрисам делают макияж с использованием профессиональной декоративной косметики, которую используют модели во время модных дефиле. Макияж получается яркий и выразительный, отличный от дневного или даже вечернего, однако это не театральный грим в привычном его понимании.

Цирковые и эстрадные  гримы, как правило, носят броский, праздничный характер; здесь широко используются блестки и светящиеся краски.

 

Список использованных источников

 

 

  1. Гидель Анри. Коко Шанель. Биографии, критика, отзывы, статьи, рецензии. М., Эксмо, 2008
  2. Сыромятникова И. Взаимосвязь грима, прически и костюма в создании сценического образа. Искусство грима и макияжа. М.: РИПОЛ классик, 2005
  3. Сыромятникова И. Искусство грима и прически. М., 2000
  4. Булгакова И.В. Азбука макияжа. - Ростов на Дону: Феникс, 2006
  5. Сыромятникова И.С. История красоты и стиля: Стиль и мода; Макияж и уход за лицом; Прически и уход за волосами - М: Рипол Классик, 2007
  6. Булгакова И. В. Косметология от А до Я. «Феникс», 2007
  7. Марголина А.А., Эрнандес Е.И. Новая косметология. Том 1. ООО Фирма «Клавель», 2005
  8. Сыромятникова И.С. Технология грима. – М.: Высшая школа, 1991
  9. Горбункова О.Г. Макияж за пять минут – М.: Эксмо, 2008
  10. KOSMETIK  international. Период изд. № 3, 2004
  11. KOSMETIK  international. Период изд. № 3, 2010

1 Гидель Анри. Коко Шанель. Биографии, критика, отзывы, статьи, рецензии. М., Эксмо, 2008

2 Булгакова И. В. Косметология от А до Я. «Феникс», 2007

3 Марголина А.А., Эрнандес Е.И. Новая косметология. Том 1. ООО Фирма «Клавель», 2005

4 Сыромятникова И.С. История красоты и стиля: Стиль и мода; Макияж и уход за лицом; Прически и уход за волосами - М: Рипол Классик, 2007

5 Горбункова О.Г. Макияж за пять минут – М.: Эксмо, 2008

6 Булгакова И.В. Азбука макияжа. - Ростов на Дону: Феникс, 2006

7 KOSMETIK  international. Период изд. № 3, 2004

8 KOSMETIK  international. Период изд. № 3, 2010

9 Сыромятникова И.С. Технология грима. – М.: Высшая школа, 1991

10 Сыромятникова И. Взаимосвязь грима, прически и костюма в создании сценического образа. Искусство грима и макияжа. М.: РИПОЛ классик, 2005

11 Сыромятникова И. Искусство грима и прически. М., 2000


Информация о работе Сущность понятия "Визаж"